logo search
Л

Проявления творчества в разных видах материи

Творчество как процесс рождения разных видов новообразований за счет изменений, преобразований существующих форм (см. рис. 3), или создания новых форм за счет соединения элементов является формой существования всех видов материи. В.И.Вернадский объединил их понятиями «геосфера», «биосфера» и «ноосфера» или «сфера разума» (от греческого «ноос» — разум). Сфера разума является особой фор­мой тонкой материи, которая выполняет свою функцию, выходящую за пределы индивидуальной работы мозга. По современным данным, ноосфера отождествляется с «информационным полем», заполняющим вакуумное пространство земной поверхности.

Рис. 3. Творчество

Один из студентов представил творчество как метафорическое сочетание ствола дерева с появлением человеческих глаз и руки для творчества

Все виды материи обладают творческой силой, имеющей общие и особенные законы и механизмы про­текания.

Все виды творчества имеют сходную трехфазовую структуру протекания. «Геотворчество» включает в себя:

а) изменения и преобразование земной поверхности за счет стихийных процессов,

б) образование новых форм материи (типа нефти и других полезных ископаемых), зарождающихся при сочетании определенных условий,

в) в химических соединениях и реакциях, лежащих в основе образования разного рода веществ.

Наиболее понятным и часто применяемым для объяснения сущности всех видов творчества является формула воды, которая образуется только при сочета­ние двух молекул водорода и одной кислорода. При изменении температуры вода превращается то в пар, то в лед, сохраняя свою молекулярную структуру. В ка­честве пускового стимула для новообразований высту­пает взаимодействие разных сил (см. рис. 4).

Рис. 4. Геологическое творчество

Вот так изобразил геотворчество студент: в виде шатающихся зданий

«Биотворчество», вся эволюция живой материи свидетельствует о включении механизмов творчества в процессы зарождения, созревания и процесс функци­онирования живых организмов. Все изменения, преоб­разования и появление новых морфологических призна­ков связаны с изменениями во внешней среде. Известен факт, что на глубинах океана существуют живые орга­низмы, которые не меняют свои формы миллионы лет, поскольку там среда остается неизменной.

Весь эволюционный процесс направлен на совер­шенствование способностей живых организмов адап­тироваться к постоянно меняющейся среде. Именно изменения в среде являются пусковым механизмом возникновения творческого преобразования как мор­фологического, так и поведенческого. Подстройка под среду как средство выживания является ведущей в растительно-животном мире. Например, в Чикаго, где много копоти оседает на деревьях, черви, обитающие на них приобрели черную окраску (см. рис. 5).

Рис. 5. Адаптация к среде

Способность к адаптации, уникально выраженную у Человека, символично изобразил один из студентов: человек в одежде заключенного

Высшим продуктом эволюции живой материи является мозг, обладающий не только уникальной приспособляемостью к среде, но и способностью созда­вать новую.

«Творчество разума» обладает наиболее могучей силой, дублирует и продолжает творчество самой при­роды, контактирует с «Высшим разумом» как родона­чальником всего сущего.

Рис. 6. «Русь приходящая»

В настоящем нет конкретного объекта ни разрушения, ни созидания. Очень наглядно это положение изобразил один из студентов, выполняя задание на тему «Русь приходящая» своеобразное социотворчество.

Таким образом, творческие задатки существуют в мозгу каждого человека. Оно ярко и спонтанно прояв­ляется у детей, инстинктивно развивающих свой мозг в игровой деятельности и в сновидениях, когда мозг получает свободу от контроля сознания. В зрелом воз­расте, согласно мировой статистике, спонтанное про­явление потребности и способности к творческой дея­тельности наблюдаются только у 5% людей в любой популяции.

Исследования биологической базы творческих способностей показали, что такое спонтанное прояв­ление потребности и способности к творчеству прояв­ляется при сочетании некоторых благоприятных ней­рофизиологических задатках (о которых речь пойдет ниже), а остальным необходимо искать индивидуаль­ный путь открытия творческих каналов.