logo search
псих3

Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.

Период раннего развития ребенка продолжает от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходит изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной.

Социальная ситуация на данном этапе развития выглядит так : «Ребенок – предмет – взрослый». Т.е. совместная деятельность ребенка и взрослого становится предметной, мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности, оно становится интенсивным и становится речевым.

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь.

Развитие восприятие определяется тремя параметрами перцептивными действиями (целостность воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Т.е. процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуаций качеств, признаков, свойств; составление на основе определенного образа, соотнесения данных образов-эталонов с предметами окружающего мира.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т.е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами.

К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

С 11 месяцев жизни у ребенка начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой.

После 1, 5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения.

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы:

- пассивная речь в развитии опережает активную.

- ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

- на границе 2 и 3 года ребенок начинает понимать, что слова в предложении связанны между собой.

- фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

- осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

- развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Период раннего возраста заканчивается кризисом трех лет. Он характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Возникает кризис потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли.

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, деспотизм.

Ведущей деятельностью в данном возрасте становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение со взрослыми.

К концу раннего возраста в предметно орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

Таким образом, период раннего возраста характеризуется становлением предметной совместной деятельности взрослого и ребенка, развитием наглядно действенного мышления, развитием речи, становлением предметной деятельности. Заканчивается период раннего возраста кризисом трех лет.