logo search
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / Психолог в детском саду 2

Содержание диагностической работы дошкольного психолога Диагностика познавательной сферы.

Одна из функций психолога это диагностика познавательной сферы. Которая проводится с разными целями: создание по результатам диагностики индивидуальных программ развития или коррекции для детей испытывающих те или иные трудности, проверка эффективности используемой программы; в рамках обследования, при оформлении ребенка в логопедическую группу; с целью определения уровня готовности к обучению в школе. Психологами района разработаны протоколы психологического обследования на все возраста (приложение 25), подобраны методики наиболее эффективные и не занимающие много детского времени. Разработана карта психологического заключения по результатам обследования детей идущих в школу с целью преемственности и исключения диагностики детей в школе при поступлении.

Данное карта заполняется психологом дошкольного учреждения и вклеивается в медицинскую карту ребенка или передается непосредственно психологу школы (приложение 26).

Диагностика познавательной сферы

Этапы обследования

I Подготовительный

- ознакомление с медицинским анамнезом;

- анкетирование родителей (социально-бытовая характеристика);

- анкетирование или беседа с воспитателем (составление педагогического анамнеза).

II Адаптационный

- знакомство с ребенком (беседы с ним, анализ продуктов деятельности, детского творчества, наблюдение в свободной деятельности, за игрой).

III Основной

- диагностика (в т.ч. тестирование).

IV Интерпретационный

- составление психологического заключения на основе обработки и анализа данных диагностики.

V Заключительный

- констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями) в отсутствие ребенка,

- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Методики

Беседа

Цель: установление контакта, выявление общего кругозора ребенка.

Примерный перечень вопросов:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Как зовут твою маму?

- Как зовут твоего папу?

- В каком городе ты живешь?

- Каких ты знаешь домашних и диких животных?

Методика «Пирамида» (методика описана А.А.Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгард 1972г.) [52]

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей ( на материальном уровне)

Материал: пирамида из 7 колец.

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания: ребенку жестом предлагается разобрать пирамиду, а затем собрать ее.

Виды помощи:

Диапазон применения: с 2х до 6ти лет.

Норма выполнения: дети с 2-3 лет могут складывать пирамиду без учета величины. Дети старше 4х лет должны нанизывать кольца с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 6ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Методика «Почтовый ящик» (методика описана А.А. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгард).[52]

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей

( основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения: ребенку предлагаются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и коробка. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

Диапазон применения: с 3х до 5ти лет

Норма выполнения: до 3х лет 6ти месяцев адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3 лет 6ти месяцев, как правило появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти к зрительному соотнесению, однако по мнению А.А. Венгер, Г.Л. Выготской и Э.И. Леонгард, сохранение проб у детей 4х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7ми лет действовать на основе представлений.

Методика «Доска Сегена»[52]

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями – пазами, в которые вложены фигурки цельные и разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: «Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно, как было».

Ход выполнения: ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидываются так, что вкладки падают на стол. Жестом или словесной инструкцией ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывания 1-2 вставок экспериментатором с целью стимуляции деятельности ребенка.

Диапазон применения: детям от трех лет и старше.

Норма выполнения: аналогична методике «Почтовый ящик»

Знание цветов и оттенков

При выявлении знаний ребенка можно использовать пирамидку с разноцветными кольцами.

Цель: Выявление владениями ребенком сенсорными эталонами (цвет).

Материал: Пирамидка с разноцветными кольцами (парными, по 2 одного цвета, или две одинаковые пирамиды)

Процедура проведения: Ребенка просят назвать цвет колец. Если возникает затруднение, тогда экспериментатор просит показать, который сам называет. Если же и при показе у ребенка возникают затруднения, экспериментатор просит сравнить одинаковые цвета («Дай такой же»).

Норма и интерпретация: Ребенок 4 – 5 лет должен знать 7 основных цветов (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый и коричневый, и оттенки (розовый, голубой, серый, оранжевый).

1. Высокий уровень – называние всех основных и их оттенков.

2. Средний уровень – показ цветов и оттенков.

3. Низкий уровень – сличение цветов и оттенков, либо не выполнение инструкции.

Знание формы

Цель: выявление владения ребенком сенсорных эталонов (форма).

Материал: Геометрические фигуры и геометрические тела (парные).

Процедура проведения: Ребенка просят назвать показанную форму. Если у ребенка возникают затруднения, экспериментатор называет сам формы и просит ребенка её показать. Если вновь возникает затруднения экспериментатор представляет фигуру определенной формы, называя её и просит ребенка найти фигурку такой же формы.

Норма и интерпретация: Ребенок 4 – 5 лет должен знать 4 основных формы: треугольник, круг, квадрат и треугольник.

1. Высокий уровень – ребенок самостоятельно называет форму.

2. Средний уровень – ребенок определяет форму по показу, не называя её (либо экспериментатор называет форму и ребенок показывает).

3. Низкий уровень – определение формы по сличению, либо не выполнение инструкции.

Методика Россолимо [34]

Цель: исследование понимания сюжета происходящего, внимание, памяти.

Материал: картинки с изображением различных ситуаций. Отдельная картинка с изображением предметов, которых не хватает / приложение /

Диапазон применения: с 4х лет. С 5ти лет общая картинка с изображением всех предметов показывается, только в случае, если ребенок затрудняется.

Ход обследования: ребенку предлагается последовательно несколько картинок с изображением следующих ситуаций:

а) Мальчик ложиться в кроватку, где отсутствует подушка, при предъявлении спрашивают: «посмотри, чего в кроватке не хватает?».

б) Мальчик стоит перед дверью, на которой висит замок. Спрашивают: «Что мальчику нужно, чтобы он вошел в дом?».

в) Девочка не может достать яблоко с полки. Спрашивают: «Что нужно девочке, чтобы достать яблоко?».

г) Девочка держит в руках бутылку с молоком. Спрашивают: «Что нужно девочке, чтобы дать кошке молоко?».

д) Девочка с книгами и тетрадями, вываливающимися из рук: « Что нужно девочке, чтобы донести книги до дома?»

е) Девочка развешивает белье, которое разлетается от порыва ветра: «Что нужно девочке чтобы повесить белье?»

Виды помощи: организующая, направляющая, обучающая.

(приложение 27)

Методика «Разрезные картинки» [47]

М.М. Семаго

Цель: выявление уровня сформированности наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, специфики формирования пространственных представлений.

Материал: Цветные изображения (мяч, кастрюля, варежка, пальто), разрезанные на 2, 3, 4, 5, 6 частей.

Процедура проведения:

Перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного.

Инструкция задается в словесной форме и одновременно в виде показа. Ребенка просят сложить из частей, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная.

Целесообразно первой предъявить картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок сложил её без затруднений. Если ребенок затрудняется, то специалист может сложить картинку или её часть на глазах у ребенка, а ребенку останется лишь закончить её или сложить эту картинку ещё раз, уже самостоятельно.

После этого необходимо предъявить ребенку другую картинку, разрезанную точно таким же образом, чтобы убедится в доступности задания для выполнения. Если ребенок не справляется с заданием, то следует заменить складываемую картинку на такую же, но разрезанную более просто, оставив эталонную на месте. А в случае отказа ребенка – попробовать поменять и эталонное изображение.

После успешного выполнения предварительного ориентировочного задания ребенку постепенно предлагают самостоятельно выполнить более трудные варианты задания.

Анализ результатов:

Анализируется не только успешность выполнения, но, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка.

Возрастные нормативы:

Дети 3 – 3,5 – летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам, как по вертикали, так и по горизонтали, но часто демонстрируют зеркальные варианты «сборки».

Дети 4 – 4,5 лет, как правило, выполняют задания на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль или поперек рисунка), на четыре равные прямоугольные части.

Дети 4,5 – 5,5 – летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три – пять неравных частей (вдоль и поперек рисунка), на четыре равные диагональные части, при этом возможны единичные ошибки в виде несовпадения узора рисунка.

Дети старше 5,5 – 6 лет обычно успешно выполняют задания на складывание картинок, разрезанных на четыре и более неравных частей различной конфигурации.

Методика «Треугольники»

(Т.Е. Егорова)

Цель: исследование перцептивного развития восприятия, наглядно-образного мышления.

Материал: 2 треугольника равнобедренных треугольника (стороны - 10см., 10см., 14см.), карточки с образцами фигур на отдельных листах -12 шт., размер 1х1 (образцы см. в приложении 28).

Инструкция: Показать ребенку карточку № 1: «Сложи такую елочку из этих треугольников».

№2 «Сложи такие часы из треугольников».

№3 «Сложи такую фигуру» и т. д.

Если ребенок самостоятельно затрудняется собрать фигуру, то показывают карточку №3 а.

Если не может собрать №3 а, то пробует методом накладывания.

Если не получается прикладыванием, то один треугольник кладет экспериментатор, а другой должен положить ребенок.

Результаты исследования: за каждое выполненное задание по карточкам 1,2,3,4,5,6,7 – 1 балл; если долго сидит и собирает сам – 0, 75 балл; если собирает по карточкам 3а,4а,5а,6а,7а – 0,5баллов;прикладыванием– 0, 25 бал.; собирает при помощи взрослого – 0, 125 баллов.

Норма: 5 – 7 баллов

Методика «Домик» [20]

( И.В. Дубровина)

Методика представляет собой за­дание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов про­писных букв. Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет; имеет кли­нический характер и не предполагает нормативных пока­зателей.

Цель: выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, выявления особенности развития произ­вольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с «Домиком») (приложение 29). Не то­ропись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда при­ступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, прово­дит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекаемость во время работы; 5) сверяет ли испытуемый после окон­чания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

Анализ результатов:

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки, 1балл за каждую ошибку. Ошибка­ми считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более, чем в два раза при относительно правильном сохранении разме­ра всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное изображение деталей в пространстве

рисунка;

д) отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они долж­ны быть соединены;

ж) залезание линий одна за другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше получен­ная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5-6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Высокий уровень – 0 баллов, произвольность сформирована.

Средний уровень – 1 – 3 балла, произвольность недостаточно сформирована.

Низкий уровень – более 4 баллов, произвольность не сформирована.

Методика Гинзбурга [9]

Методика разработана М. Р. Гинзбургом в 1988 г.

Для 6 – летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы: 1) учебно-познавательный, восходящий к познавательной потребности; 2) социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; 3) позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими; 4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п.; 5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу; 6) мотив получения высокой отметки.

Цель: выявление ведущего мотива обучения в школе.

Процедура проведения: Ребенку предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания (приложение 30).

Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. 1.Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком – женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

2. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно бы учился». Предъявляется карточка – фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком – схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

4. Четвертый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка – две схематические фигуры взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу; у взрослого – портфель в руках, у ребенка – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

5. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка – схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальные).

6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там хорошие оценки». Предъявляется последняя карточка.

После задаются вопросы:

- кто, по-твоему, из них прав?

- с кем из них ты хотел бы играть? Почему?

- с кем бы из них ты хотел бы учиться? Почему?

Обработка данных исследования:

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

пример

Мотивы

1

2

3

4

5

6

I выбор

+

II выбор

+

III выбор

+

+

+

Контрольный выбор

+

+

+

I— внешний мотив — 0 б.; IV— позиционный мотив – 3 6.;

II— учебный мотив — 5 б.; V— социальный мотив – 4 б.;

III — игровой мотив — 1 б.;. VI— отметка — 2 б. .

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок; может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочте­ний, т. е. различные подходы во всех ситуациях.

Методика «Графический диктант» [9]

(Д.Б. Эльконин )

Цель: выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Процедура проведения:

Каждому ребенку выда­ется тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования. После того, как всем детям розданы листы, экспериментатор дает инструкцию: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те ли­нии, которые я скажу. Когда проведете – ждите, пока я не сообщу, как надо, проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где за­кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо пронести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию па одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске: рисуется соответствующая линия).

Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

После того, как даны предварительные объяснения, переходят к ри­сованию тренировочного узора.

Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка напра­во. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы – две минуты.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного про­должения узора, проверяющий говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­право. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное про­должение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов:

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по дующей шкале:

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий,«дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает но две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

Оценки за воспроизведение 3х узоров , суммируются таким образом – самая высокая оценка и самая низкая ( например ребенок получил за воспроизведение трех узоров 4, 3 и 2 балла соответственно, складывается 4 и 2, сумма 6)

Таким же образом суммируются баллы за самостоятельное воспроизведение, затем складываются эти два показателя. Получается общая сумма баллов.

Таким образом суммарный балл колеблется от 0 до 16.

  1. 0-1 балл – низкий уровень

  2. 2-4 балла – уровень ниже среднего

  3. 5-10 баллов – средний уровень

  4. 11-13 баллов – выше среднего

  5. 14-16 баллов – высокий

(приложение 31)

Тест школьной зрелости Керна – Йирасека [9]

Цель: определение психомоторной зрелости старших дошкольников («школьной зрелости»).

Оценка результатов теста Керна – Йирасека:

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оцен­ка) до 5 {наихудшая оценка). С помощью данного теста обследуются дети 6ти, 7ми лет.

Задание 1. Рисунок человека.

«Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как сможешь»

1 балл — у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Должны быть видны детали мужской одежды.

2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туло­вище, руки, ноги, которые нарисованы 2 линиями. Отсутствуют» шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена 1 линией.

5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

Задание 2. Срисовывание написанного текста.

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может у тебя получится точно также. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь напиши так же»

1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 °.

2 балла – предложение можно прочитать, буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.

5 баллов — каракули.

Задание 3. Срисовывание группы точек.

« Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь рядом, нарисовать точно также».

1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение возможно не более чем вдвое.

2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: 1 точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла — группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пяти­угольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, не более 20).

4 балла — точки расположены кучно, их группа может на­поминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, не­допустимы.

5 баллов — каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий представ­ляет общий результат исследования по этому тесту.

Ребенок, получивший за выполнение заданий 2—5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый. С оценкой 6—7 баллов— зреющий, вариант «А»(прогноз бла­гоприятный). С оценкой (8—9 баллов — зреющий, вариант «Б» (прогноз условно благоприятный). Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Методика «Заборчик» [15]

( С.Д. Забрамная )

Предлагается с 4х лет.

Материал: полоски плотной ( лучше «бархатной») бумаги красного (8 полосок) и белого (8 полосок) цвета размером 10 на 3 см. Можно использовать счетные или иные палочки, брусочки.

Цели исследования: Понимание цели задания, выявление способности к произвольной деятельности. Наличие самоконтроля. Состояние моторики.

Процедура проведения: Перед ребенком выкладываются полоски в определенной последовательности: КБКБКБ… Обращают внимание на чередование по цвету и жестом или словами («Продолжи сам») предлагают выкладывать остальные полоски. Если ребенок допускает ошибку, то оказывают организующую помощь ( отрицательное покачивание головой, замечания типа «Внимательнее», «Посмотри, какая лежит полоска»)

«Анализ результатов»

Дети с нормальным умственным развитием к 4-5ти годам выполняют это задание. У многих из них еще не сформирована произвольность деятельности и нет навыка самоконтроля, но при этом не наблюдается неадекватных действий с полосками. Дети понимают инструкцию и выстраивают «заборчик». В тех случаях, когда ошибаются, помощь в виде организации их деятельности оказывается эффективной.

Дети умственно отсталые не понимают цели задания и в 5-6 лет. Они в лучшем случае кладут полоски одна за другой, не соблюдая цветовой последовательности. Помощь в виде разъяснений, наводящих указаний не приводит к правильным действиям. Низкий уровень обучаемости. У детей с выраженной умственной отсталостью внимание привлекают сами полоски, как объект бессмысленной манипуляции, но оно не стойко..

Дети с задержкой психического развития к 4-5ти годам способны выполнить это задание. Они понимают инструкцию, но у них, как правило чаще, чем у нормально развивающих детей, ошибки при чередовании цветов. Причиной могут быть несформированность внимания или быстрая его истощаемость Навык самоконтроля недостаточный. Обучаемость значительно выше, чем у умственно отсталых. Замечается интерес к заданию.

Примечание: детям с 6ти лет предлагают «заборчик в другой последовательности – КБКББКБКББ…..

Опосредованное запоминание [15]

( в основу легли методики разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н.Леонтьевым )

Материал: Картинки с изображением 9ти знакомых предметов и пяти слов.

Цель исследования: Выявление понимания инструкции и сохранение ее до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

Процедура проведения: Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их запомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит картинка с будильником, потому, что он оказывает время. Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как все слова названы и к ним подобраны картинки, их убирают в сторону и дают задание отвлекающего характера. Через 20-30 минут ребенку предлагают отобранные картинки и просят вспомнить слова, которые назывались.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к необычному для них заданию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживается выраженная мыслительная активность при установлении связи слова с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называние изображенного на картинке вместо заданного слова)

Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так не понимают его смысла. Даже ели экспериментатор сам подбирает к словам картинки и разъясняет связь, ребенок не понимает задания. При предъявлении отобранных картинок , ребенок не пытается вспомнить слово, а просто называет, то , что изображено на картинке.

Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство, для запоминания. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.

Методика «Классификация предметов»[52]

(Л.С. Выготский 1934, Гольштейн и Ширер 1941, Б.В.Зейгарник 1970)

Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования.

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, транспорт и т.д.)

Инструкция: разложите эти картинки на столе – что к чему подходит (название групп и количество не указывается)

Ход выполнения: 1й этап – «глухой»: предлагается раскладывать карточки и группировать их как получится. После того как выложено 16-20 карточек, начинается 2й этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы («Правильно , ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять посуду с посудой, одежду с одеждой и т.д.) Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения. На протяжении 2го этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно выяснить название каждой из отдельных групп и определить принцип обобщения. 3й – этап – предлагается соединить выделенные группы между собой так, чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!) общим существенным признаком.

Диапазон применения: от 5ти до 7ми лет – 1й и 2й этапы; с 7ми лет – 3й этап работы.

Норма выполнения: дети 5ти летнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.

Методика «4-й лишний» (невербально) [52]

Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения

Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое. Сохраняя внешние сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относятся к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:

  1. каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»

  2. используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а 4й к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи почему он не подходит к остальным , как можно назвать остальные 3 предмета».

Ход выполнения: ребенку последовательно предъявляют карточки, на которых он показывает лишний предмет, а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5ти лет и выше в порядке возрастающей сложности.

Норма выполнения: дети пяти лет справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет путем противопоставления ( например: это обувь, а это не обувь). Дети с шести лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употреблений которых возрастает к 7ми годам.

Методика «4 лишний» ( вербально)[47]

(М.М. Семаго )

Цель: определение способности выделять существенные признаки предметов или явлений; уровня обобщающих операций.

Ход выполнения: Ребенку предлагают выделить одно «неподходящее» понятие и объяснить по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.

Диапазон применения: данная методика представлена в двух вариантах: из 4-х и 5ти слов.

Вариант первый может быть использован, начиная с 5,5 лет; вариант второй с 6-7 –летнего возраста. Задания обеих вариантов выстроены по степени их усложнения.

Анализ результатов: анализируется уровень обобщающих понятий: объединение по конкретно-ситуативному, внешнему, функциональному, понятийному, латентному признаку.

Анализируемые показатели:

Методика «Последовательность событий»[47]

(предложена А.Н.Бернштейном в 1911г.)

Цель: изучение логического мышления ребенка путем сначала невербальных действий, а затем- составление рассказа.

Материал: серия из 5ти картинок объединенных одним сюжетом («Волки», «Елка»)

Описание и техника проведения: серия представляется ребенку в неполном виде

(без 5й картинки) со следующей инструкцией: «Все эти картинки связаны между собой. Разложи их пожалуйста по порядку, так, чтобы было видно, где начало, а где конец и придумай по ним рассказ».

Если ребенок разложил картинки с нарушением последовательности, не следует сразу ему указывать на это (лишь зафиксировать этот момент в протоколе). Во первых во время составления рассказа он сам исправить порядок; во- вторых, даже при неверной раскладке возможен связный и по своему логичный рассказ; если же такой рассказ не получается, надо указать ребенку на ошибку и предложить ему изменить порядок раскладки.

После составления рассказа по 4м картинкам, ребенку предлагается завершить его: «Ты придумал не неплохой рассказ, и очень интересно узнать, чем же все кончилось. Попробуй придумать конец к своему рассказу». Все высказывания ребенка фиксируются в протоколе.

После выполнения ребенком этой части задания, ему представляется 5-я картинка: «Вот еще одна картинка. Скажи, подходит ли она к твоему рассказу?»

Если ребенок отвечает утвердительно, то экспериментатор спрашивает: «Куда положить эту картинку? Найди для нее место». После того как картинка уложена, ребенка просят описать ее содержание в связи с предыдущим рассказом. Если ребенок никак не связывает последнюю картинку с рассказом, его просто просят описать ситуацию, изображенную на этой картине.

В том случае, если ребенок составил рассказ, придумал к нему конец, а затем связал последнюю картинку с рассказом, увидев в ней окончание, его спрашивают: «Какой конец рассказа лучше, тот который придумал ты или тот. Что здесь нарисовано?» При ответе ребенок должен как-то аргументировать свое предпочтение (желательно)

Анализируемые показатели:

Примечание: для детей 5ти лет можно предлагать упрощенные последовательности из 3-4 картинок («Снеговик», «Подарок»)

Методика «10 слов»[47]

(А.Р.Лурия)

Цель: изучение кратковременной словесной слуховой памяти ребенка, а также активности внимания, утомляемости.

Материал: набор из 10 ти слов, простые разнообразные и не имеющие между собой ни какой связи (1-й набор: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед; 2-й набор: дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост )

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе 10 слов. Слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу читать, сразу же их повтори – столько, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке»

После сообщения инструкции зачитывают слова и говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил» (слова фиксируются в протоколе)

«Сейчас я снова прочту те же самые слова. И ты опять должен их повторить – и те, которые уже называл, и те, которые ты в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке».

Инструкция (спустя час после запоминания): «Вспомни пожалуйста, и назови пожалуйста те слова, которые ты раньше выучил, в том порядке, как они вспоминаются».

Ход работы: Методику желательно проводить в начале обследования и не только потому, что к выученным словам испытуемому придется возвращаться через час, но и по тому, что для получения достоверных результатов необходимо, чтобы ребенок был не усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания). При применении данной методики в большей мере, чем при использовании остальных, необходима тишина в помещении. Необходима очень большая точность при воспроизведении слов и неизменность инструкции. Если при воспроизведении во второй раз ребенок повторяет только вновь запомненные слова, не называя тех, что он воспроизвел в первый раз, то ему говорят: «Те слова, которые ты вспомнил в первый раз, тоже надо назвать».

Затем опыт повторяется 3,4 раза, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Спустя час экспериментатор просит испытуемого вспомнить слова без предварительной установки.

Обработка и анализ результатов: По результатам обследования, отраженным в протоколе, строиться кривая запоминания. Для этого по оси абсцисс откладываются номера повторений, а по ординат- число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно судить о ряде особенностей запоминания.

Растущая кривая: После каждого следующего чтения воспроизводится все больше слов. Допускается, чтобы в двух (но не более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов (к 3му повторению воспроизводит 9-10 слов)

Снижающая кривая: Ребенок ко второму воспроизведению вспоминает 8-9 слов, а затем все меньше и меньше. В этом случае кривая запоминания указывает на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость ребенка. Даже при высоком итоговом результате (отсроченное воспроизведение) и при высоком результате первой пробы, такая кривая – повод для предположений о наличии тех или иных неврологических нарушений или о состоянии утомления.

Кривая с плато: (испытуемый воспроизводит каждый раз одно и тоже количество слов). Это указывает на эмоциональную вялость, а также на низкую мотивацию к заданию (если плато находится на относительно высоком уровне).

Такая кривая часто свидетельствует о нарушении слуховой памяти.

Стоит обратить внимание на произнесении «лишних» слов («лишние» слова носят характер смысловых и акустических замен). По мнению отдельных психологов, повторяющиеся «лишние» слова встречаются при исследовании дошкольников, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга.