logo
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / Психолог в детском саду 2

Дети с задержкой психического развития. Психологическое сопровождение детей

с ЗПР.

Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы 9во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющие генетически обусловленную недостаточность головного мозга.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы деятельности этих детей.

Эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающими детьми. Они не могут полностью охватить предмет со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнавать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядно –образного мышления, что можно увидеть при использовании таких методик как: «Перцептивное моделирование», «Рыбка».

Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти (методика «10 слов»).

У детей с ЗПР снижен интерес к познавательным заданиям. Дети пытаются «уйти» от заданий, заговаривают на другую тему. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности.

Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР – инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

ЗПР встречается значительно чаще других, более грубых нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется тем больше возможностей скорректировать имеющие недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна.

Роль психолога в коррекции психического развития детей, имеющих сочетанные нарушения (речевые и интеллектуальные), очень велика. На него возлагают надежду и воспитатели и логопеды, ожидая конкретной помощи в коррекции умственной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника. Психолог зачастую выступает инициатором объединения усилий всех участников коррекционного процесса (в рамках медико-психолого-педагогического консилиума или другой формы взаимодействия специалистов).

Работа психолога в рамках ПМПК :

  1. Организация и проведение консультаций по вопросам развития психических процессов.

  2. Анализ результатов диагностики на начало и конец года.

  3. Написание заключений по результатам психологического обследования на определение уровня познавательной деятельности (для оформления ребенка в логопедическую группу) (Приложение15)

  4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ЗПР.

  5. Коррекционно- развивающая работа

  6. Консультации для воспитателей логопедических групп по профилактике психомоторных расстройств.

  7. Согласование коррекционных мероприятий.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников

Разработан для подготовки к школьному обучению детей с ЗПР, направлен на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению через развитие основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Режим проводимых занятий 2 раза в неделю по 30 минут. Система состоит из четырех блоков:

БЛОК 1

Цели: развитие зрительно-двигательной координации; развитие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нарушениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а в последствии и письмом.

БЛОК 2

Цели: развитие внимания; развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процессе деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У детей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций.

БЛОК 3

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы.

БЛОК 4

Цели: развитие основных мыслительных операций – анализа, синтеза; развитие умений сравнивать и обобщать.

К 6 – 7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между собой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него должны быть сформированы простейшие обобщения: “овощи”, “фрукты”, “дикие животные”, “домашние животные”, “транспорт”, “мебель” и др. У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения. Необходимо отметить тот факт, что педагогически запущенные дети, имеющие первично сохраненный интеллект, также не владеют этими умениями. Для детей с ЗПР этот блок составляет предпосылку выхода на уровень словесно-логического мышления, без которого невозможно обучение в массовой школе.