logo
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / Психолог в детском саду 2

Направления работы дошкольного психолога

За последние годы широкое рас­пространение получила психо­логическая служба в системе детских дошкольных учреждений, при­чем сейчас практические психологи работают не только в специализиро­ванных детских садах, мини-лицеях и т. д., но и в обычных районных дет­ских дошкольных учреждениях.

Дошкольный психолог осуществляет свою деятельность в нескольких направ­лениях: работа с детьми, работа с ро­дителями и работа с воспитателями.

Конечно, основная деятельность психолога направлена на работу с детьми. Но мы подчас забываем

о том, что работа по повышению психологической компетентности со­трудников ДОУ и родителей в законо­мерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания де­тей не менее важна, чем работа непо­средственно с ребенком в виде инди­видуальных и групповых занятий.

В последнее время отношение ро­дителей к психологу в детском саду несколько изменилось, его не ассо­циируют теперь с неким медицинским работником, призванным лечить детей. Кроме того, наметился рост заинтере­сованности родителей в помощи прак­тического психолога, а характер их запросов стал более конкретным и обоснованным. Вероятно, широкое распространение психологической службы в системе образования и оби­лие научно-популярной литературы по вопросам воспитания стимулируют за­интересованность родителей в получе­нии элементарных психологических знаний, позволяют им другими глаза­ми посмотреть на особенности своих взаимоотношений с ребенком.

Можно выделить несколько групп характерных запросов родителей, встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Роди­тели понимают необходимость контро­ля за ходом психического развития ре­бенка, раннего выявления отклонений и задержек в развитии и формулируют свой запрос в виде требования опре­делить уровень умственного и психи­ческого развития ребенка. Здесь ос­новная работа психолога связана с ди­агностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выяв­ления задатков и способностей у ребен­ка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одарен­ных детей, контролировании их разви­тия, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреж­дения нежелательных последствий.

Наиболее многочисленную группу составляют родители, чьи запросы свя­заны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверен­ность в себе, эмоциональная неустойчивость).