logo
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / Психолог в детском саду 2

Показатели развития детей второго года жизни

Линия

развития

1 год 3 месяца

Показатели

Методика выявления

Сенсорное

развитие

(С)

Играя, различает два раз­ных по величине предме­та (например, два куба).

Перец ребенком выкладывается малый куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.

Общие

движения

(О)

Ходит длительно, меня­ет положения (приседает, наклоняется).

Взрослый наблюдает за ребенком во время игры — выполняет ли он указанные движения

Игра

(И)

Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.).

1. Перед ребенком раскладываются кукла, тарелочка — предлагается покормить куклу.

2. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку дома, машины (взрослый может показать).

3. Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все три действия.

Речь

активная

(РА)

Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»).

Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепотой и словами.

Речь

понимаемая

(PII)

Значительно увеличива­ется запас понимаемых слов.

1.По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки.

2. Находит предметы обуви, одежды.

3. Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи слать).

4. По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и тд).

Ребенок выполняет задания.

Навыки

(Н)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помо­щью взрослого.

Линия развития

ра

развития

1 год 6 месяцев

Показатели

Методика выявления

Сенсорное

развитие

(с)

Из предметов разной формы (3-4) по предлага­емому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику - кубик).

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с же­лобка и предлагает ребенку найти еще шари­ки к скатить их. Затем берет один кубик, ста­вит его и предлагает найти еще кубики и по­ставить дом.

Ребенок выполняет оба задания.

Общие

движения

(О)

Движения более скоор­динированные, перешаги­вает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежа­щую на полу).

Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, при­ставным шагом. Взрослый может показать.

Игра (И)

Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жиз­ни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.).

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: "Кукла не причесана", "У куклы грязный нос".

Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.

Речь

активная (РА)

В момент удивления или сильной заинтересован­ности называет предметы.

Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, пе­тушок, котенок) и спрашивает: "Кто это?" или "Что это?".

Ребенок называет предметы облегченно или правильно ("ля-ля", "кукла").

Речь

понимаемая (PII)

Находит по слову среди нескольких внешне сход­ных предметов два одина­ковых по значению, но разных по цвету и вели­чине.

Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака чер­ная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрос­лый предлагает найти собачку одну или дру­гую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка?».

Навыки (Н)

Самостоятельно ест гус­тую пищу ложкой.

Во время кормления ребенок съедает 3/4 жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, дер­жа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Линии развития

1 год 9 месяцев

Показатели

Методика выявления

Сенсорное

развитие

(С)

Играя, различает три разных по величине пред­мета (например, три куба).

Взрослый достает кубы один из другого, ста­вит их вразнобой,, после чего предлагает ре­бенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (1-10 см, 2-7 см, 3-4 см).

Общие

движения

(О)

Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см.

Ребенок должен пройти по доске, указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти мажет при помощи взрослого).

Игра

(И)

Строит 'ворота", "скамейку", "домик*.

Взрослый предлагает ребенку построить "во- рота", при этом может один раз показать (ста- вить два кирпичика вертикально, один снизу горизонтально).

Речь

активная (РА)

Пользуется 2-х словными предложениями.

Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: "Кукла спать".

Речь

понимаемая (РП)

Отвечает на вопросы взрослого при рассматри­вания сюжетных карти­нок.

Ребекку предлагается рассмотреть четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например, мальчик поит ло­шадку, дети умываются и спрашивают "Кто на картинке?'', "Что делает?".

Ребенок может ответить одним словом.

Навыки (Н)

Умеет частично одевать­ся с небольшой помощью взрослого.

Во время раздевания ребенок снимает бо­тинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки.

Взрослый может помочь немного.

Линия

развития

2 года

Показатели

Методика выявления

Сенсорное

Развитие

(Q

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зе­леная, синяя.

Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.

Общие

Движения

(О)

Перешагивает препятст­вия, чередуя шаг.

На расстоянии 20 см на полу раскладывают­ся 2-4 брусочка, через которые ребенок пере­шагивает чередующим шагом.

Взрослый может показать.

Игра

(И)

В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: кук­лу купает и вытирает.

Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вмес­то мыла), ванночка.

Ребенку говорят: "Кукла грязная".

Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губ­кой, моет, вытирает.

Взрослый ничего не показывает.

Речь

активная

(РА)

Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми.

Во время игры, режимных процессов, ребе­нок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х слоеными предложениями).

Речь

Понимаемая

(PII)

Понимает короткий рас­сказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье).

Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса.

Ребенок отвечает словом или коротким пред­ложением

Навыки (Н)

Умеет частично одевать одежду с небольшой по­мощью взрослого.

Во время одевания взрослый смотрит — может ли малыш сам одевать шапку, ботин­ки, носки.

При этом можно немного помочь

Приложение19