Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = | Число эмоциональных негативных выборов | х100% |
14 |
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Опросник для выявления тревожности у ребенка
(Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко)
Примечание: не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка» (см. приложение №7).
Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»
(П.Бейкер и М.Алворд)
В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте 2-3х лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую минуту появления родителей, на это следует обратить внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд):
1.Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.
3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.
4.Постоянный отказ идти в детский сад.
5.Постоянный страх остаться одному.
6.Постоянный страх засыпать одному.
7.Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем то разлучается.
8.Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.
(Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит).
Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течении 4-х недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха, который может спровоцировать появление тревожности.
Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет
Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течении 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т.д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже, и приложение №3) . в течении дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками (+) или (-).
(см. приложение №8)
Коррекционная программа, осуществляемая психологом, состоит из следующих этапов:
1. Беседа с родителями с целью установления постоянного контакта на период времени, необходимый для коррекционной работы.
2. Осуществление психологической поддержки родителям.
3. Составление «Памятки для родителей», содержащей рекомендации по стратегии поведения с тревожным ребенком.
4. Беседа с воспитателями об особенностях ребенка.
5. Рекомендации воспитателям способов простраивания взаимоотношений с тревожным ребенком.
6. Индивидуальные коррекционные занятия с ребенком.
7. Коррекционные занятия в группе.
Работа с родителями тревожных детей
Родители тревожных детей сами бывают высоко тревожными, в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, не удовлетворены собой и своими действиями. Чтобы посмотреть уровень тревожности у родителей, можно предложить тест « Шкала самооценки».
Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергер – Ю.Л. Ханин).
Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги". Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Е 1 – Е 2 + 35,
где Е 1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
Е 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2. 5. 10. 11. 15. 16. 19. 20 )
ЛТ = Е 1 – Е 2 + 35,
где Е 1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Е 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27. 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя "в лучшем свете". (приложение 9)
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Если по результатам диагностики выявлена высокая тревожность, низкая самооценка, неудовлетворенность собой и своими – таким родителям следует, прежде всего заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (приложение 10 )
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Целесообразно предложить родителям следующую модель общения в семье (А.А. Бодалева, В.В. Столина).
Все члены семьи, включая ребенка, равноправны.
Каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему лучше поступить, поделиться с психологом своими намерениями, или нет.
Каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает в данный момент по отношению к другим членам семьи. Все чувства принимаются. Дети специально обучаются критике родителей. “Все мы можем ошибаться”.
Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его. Родители советуются со своим ребенком.
Члены семьи не дают негативные оценки друг другу, а только выслушают, не перебивая, то, что говорит другой, стараясь понять его чувства. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы человек сам что-то лучше понял. Не обобщают прошлое, неприятное, опираются на принцип “здесь и теперь”.
Не прибегают к моральным штампам, рассказывают о себе, своих затруднениях, своей личной жизни.
Хвалят хорошие дела и поступки.
В семье царит доверие и уважение. Терпеливая любовь, внимание к миру и переживанию за другого. Происходят душевные разговоры на любые темы.
Родители должны чаще с детьми устраивать совместные праздники, спортивные игры, посещать бассейн, проводить подвижные игры на природе, организовывать пикники на природе, походы в зоопарк, в театр, в кино, музеи, на выставки, желательно чаще вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.
Рекомендации родителям:
1. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства. Чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
6. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
7. Контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства, демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
8. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его достижений, успехов.
9. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
10. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
11. Ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в присутствии ребенка другим членам семьи.
12. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка.
13. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.
14. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей.
15. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
16. Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Содержание
- Введение
- Направления работы дошкольного психолога
- Психологическая помощь детям с трудностями в общении и поведении
- Гиперактивность
- Основные признаки синдром гиперактивности:
- Портрет гиперактивного ребенка
- Диагностическая программа
- Диагностическая программа при работе с детьми с сдвг
- Методики определения особенностей развития внимания
- Коррекционная программа, осуществляемая психологом
- Работа с педагогами
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Работа с детьми с сдвг
- Тревожность
- Портрет тревожного ребенка
- Критерии определения тревожности у ребенка.
- Тест тревожности (р. Тэммпл, в. Амен, м. Дорки)
- Количественный анализ
- Работа с педагогами
- Работа психолога с тревожными детьми
- Агрессивность.
- Поведенческие проявления агрессивности ребенка
- Условия создания и реализации индивидуальной коррекционной программы.
- Условия реализации
- Приемы и методы.
- Тренинг как одна эффективных форм работы с родителями (на примере коррекции агрессии)
- Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.
- 3. Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку?»
- Работа педагога-психолога в рамках медико-психолого-педагогического консилиума и сопровождение детей с задержкой психического развития
- План работы пмПк
- Алгоритм взаимодействия специалистов доу в рамках пмпк
- Дети с задержкой психического развития. Психологическое сопровождение детей
- Специфика психологической работы с детьми раннего возраста Адаптация ребенка к детскому саду
- Методика проведения диагностики детей раннего дошкольного возраста
- Содержание диагностической работы дошкольного психолога Диагностика познавательной сферы.
- Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога в доу
- «Об использовании рабочего времени педагога – психолога образовательного учреждения».
- 9. Главное управление образования администрации
- О порядке проведения диагностики развития ребенка.
- Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов мдоу Советского района г. Красноярска
- 6. Программное обеспечение
- 7. Журналы:
- 8. Нормативно – правовая база психологической службы
- 9. Отчетная документация по направлениям
- 10.Отчетная документация по результатам работы педагога-психолога мдоу на конец учебного года (анализ). Использованная при составлении литература
- Экспертная педагогическая оценка
- Анкета «Что мешает вашему ребенку?»
- Критерии выявления гиперактивного ребенка (для педагогов)
- Структурное интервью с родителями по выявлению признаков гипердинамического синдрома
- Признаки импульсивности (анкета)
- Cтимульный материал к тесту тревожности (р. Тэммпл, в. Амен, м. Дорки)
- «Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка»
- Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет.
- Шкала самооценки (ч.Д. Спилбергера - ю.Л. Ханина).
- Восемь способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет .
- Выделите характерные особенности агрессивного ребенка
- Анкета «Признаки агрессивности»
- Написание заключения на пмпк.
- Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни
- Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни
- Показатели развития детей второго года жизни
- Показатели развития детей третьего года жизни
- Список детей по эпикризным срокам
- Карта нервно-психического развития детей второго года жизни
- Карта нервно-психического развитие ребенка третьего года жизни
- Группа развития
- Уважаемые родители!
- Далее подчеркните те характеристики, которые больше всего подходят Вашему ребенку.
- Спасибо!
- Протоколы по возрастам Протокол (3 года)
- 7. Счет: один и много ________________________________________________
- 8. Ориентирование в теле____________________________________________
- Протокол (4 года)
- 4.Доска Сегена_______________________________________________________
- Протокол (5 лет)
- 3. Опосредованное запоминание:
- 7. «Россолимо»
- 10 .«Заборчик» _______________________________________________________
- 12.Ориентировка в пространстве (верх-низ, право-лево и т. Д.)____________
- Протокол (6-7 лет)
- 1. Память «10 слов»
- 5. «Последовательность событий»:
- Карта психологического обследования. Сведения о ребенке.
- Протокол психологического обследования.
- 3.Эмоционально-волевая готовность.
- 5.Зрительно-моторная готовность.
- Методика Россолимо
- 1.Общие положения.
- 2.Функции
- 3. Должностные обязанности.
- 4.Права.
- 5.Ответственность.
- 6.Связи по должности.
- Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе