logo
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / Психолог в детском саду 2

Психологическая помощь детям с трудностями в общении и поведении

Возможности экспертной оценки в диагностике особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольника

Желательно, чтобы на вопросы анкеты ответило как можно больше взрослых. В семье это могут быть как родители ребенка, так и его бабушки, дедушки, стар­шие братья и сестры, другие члены семьи, принимаю­щие участие в воспитании малыша. В ДОУ предложить экспертную оценку ребенка можно всем сотрудникам, работающим с детьми: воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, логопеду, педагогам дополнительного образования. Чем больше взрослых примет участие в анкетирова­нии, тем больше данных для анализа будет у психолога. При обработке экспертных оценок можно выявить: «наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количе­ство баллов по всем экспертным оценкам); условия, способствующие проявлению эмоциональ­но-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в эксперт­ных оценках членов семьи и педагогов); например, мо­жет оказаться, что те или иные качества ребенка про­являются только дома, значит, вероятно, этому спо­собствуют семейные взаимоотношения, местом при­ложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья. Или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей спо­собствует обстановка в детском саду;

• наиболее актуальные проблемы группы (сумма бал­лов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы); эти данные помогут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной груп­пой при проведении фронтальных занятий;

• детей «группы риска» (дети, набравшие наиболь­шие суммы баллов по всем критериям, во всех экс­пертных оценках);

• воспитанников, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности; такие данные могут помочь в выборе индивидуаль­ного подхода к ребенку. Тогда педагог, испытываю­щий наименьшие трудности в общении с данным ма­лышом, берет на себя большую часть индивидуаль­ной работы.

Экспертная оценка может выступать как первичная скрининговая диагностика эмоционально-личност­ной сферы дошкольника. Она поможет участникам образовательного процесса осознать и сформули­ровать запрос на коррекционную работу и может стать опорным материалом для проведения первич­ных консультаций педагогов и родителей по вопро­сам взаимодействия с детьми.

Экспертная оценка может служить для того, чтобы легче было проследить динамику развития при предъявлении анкеты через заданный промежуток времени (например, два раза в год — осенью и вес­ной), или для того, чтобы выяснить результативность коррекционных мероприятий (до и после коррекционных занятий). Приложение 1,2

Наиболее многочисленную группу запросов к психологу составляют жалобы, свя­заны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста: агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверен­ность в себе, эмоциональная неустойчивость. В последнее время особенно остро стоит проблема психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих двигательную и общую психическую расторможенность – т.н. гиперактивных детей.