7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
Понятие уравновешенности может рассматриваться с разных позиций. В классическом варианте рассматривается уравновешенность по силе и подвижности процесса возбуждения и торможения.
Так, сангвинический темперамент определяется как сильный, уравновешенный, подвижный. Холерический темперамент характеризуется силой возбудительного Процесса и слабостью тормозного, т. е. неуравновешенностью по силе и подвижности. Легко и быстро возникающий процесс возбуждения обладает инерционностью и длительностью протекания. Поэтому этот тип нервной системы называют «безудержным». Процесс торможения, наоборот, с большим трудом, крайне медленно возникает, но легко и быстро исчезает. Особенно хорошо это прослеживается на процессе сна, когда при трудном засыпании человек пробуждается от каждого шороха.
Флегматический темперамент характеризуется, как и сангвинический, силой обеих процессов, но вместе с тем отличается их инертностью, медлительностью. Меланхолический — слабостью двух процессов, которая компенсируется либо высокой подвижностью, неспособностью концентрироваться долго на одном объекте (как у детей), либо пассивностью, равнодушием ко всему, что может расходовать и без того слабую энергию. Таких людей, которым дали название «торпидный тип», трудно расшевелить, заинтересовать, они как бы спят с открытыми глазами.
Понятие «тип темперамента», таким образом, строится на сочетании ведущих качеств — силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов. При изменении одного качества, например подвижности, образуется уже другой тип. Этот принцип творчества природы необходимо учитывать при саморазвитии и создании образов, характеров, типов художественных произведений.
К числу природных задатков относится взаимодействие и уравновешенность в деятельности двух полушарий мозга, каждое из которых выполняет свою функцию.
И.П.Павлов выделил два человеческих типа — художественный и мыслительный — опирающихся на первую и вторую сигнальные системы. Это деление в дальнейшем подтвердилось в исследованиях функции правого и левого полушария. Правое полушарие заведует непосредственным, чувственным отражением реальности, первосигнальностью, левое — словесно символическими, второсигнальными функциями. Одинаковое развитие двух полушарий дает возможность сочетания интеллектуальных, познавательных механизмов с творческими, поскольку такое взаимодействие необходимо для всех видов творчества, является фундаментом его обобщенных функций, лежит в основе креативности.
Яркие природные задатки в равной выраженности по силе двух полушарий определяют способности к разного вида деятельности, которые существовали у величайших гениев разных эпох — Леонардо да Винчи М.В.Ломоносова, А.Эйнштейна и др. У них и потребности, и способности к точным наукам сочетались с художественными.
Отсюда, как пишут исследователи творчества, если творческий человек не нашел своей темы в одной сфере деятельности, он легко переключается на другую — становится творческим организатором, исследователем, педагогом или сочетает разные виды деятельности. Способности к разным видами деятельности рассматриваются как залог подлинной внутренней свободы и независимости человека от социальной среды, жесткой зависимости от одного вида деятельности и привязанности к ней.
Такая способность к разного вида деятельности дается от природы единицам. Однако способности к деятельности развиваются в процессе деятельности, и необходимо использовать все возможности для формирования разнообразных способностей, требующих разного вида творчества. Как уже говорилось выше, креативная личность сочетает в себе способности к разного вида интеллектуальному творчеству.
Сочетание педагогической, исследовательской и художественно-творческой деятельности, на которую ориентированы студенты художественно-графического факультета педагогического университета, дают прекрасную возможность для развития способностей к разным видам творчества и взаимодействия полушарий. Педагогическое творчество требует развития оперативного интеллекта, аналогичного интеллекту полководца или организатора, лидера. Умение видеть всех и каждого из учеников, организовывать и направлять их Деятельность для достижения конкретной цели, с учетом индивидуальных различий, находить выходы из критической ситуации — лежат в основе оперативного творчества, необходимого в первую очередь для самоорганизации. В оперативном творчестве задействованы всегда правополушарное целостное восприятие левополушарный анализ ситуации. Не меньшую роль играют научно-исследовательские способности, в основе которых лежит самостоятельное открытие закономерностей, лежащих в основе всех процессов, происходящих на современном этапе в окружающем мире, начиная с выявления лучших методов формирования навыков у детей. Умение открывать закономерности и передавать их языком науки тренируется при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Нестандартный, творческий подход к выполнению таких заданий особенно важен для тех, у кого нет природных задатков к научному творчеству, а значит не сформирована потребность в познании, которая является первой ступенью к творчеству. В исследовании преимущественно задействовано левое полушарие.
Таким образом, при овладении педагогическими и исследовательскими навыками в процессе обучения можно корригировать недостающие компоненты в структуре творческих способностей.
Перечисленные свойства нервной системы органически входят в качественные характеристики эмоционально-волевой сферы, несмотря на их самостоятельную значимость и направленность.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание