logo search
Л

6.2. Понятие способностей

Понятием «способности» определяется, главным образом, то сочетание индивидуальных качеств, кото­рое необходимо и достаточно для овладения конкрет­ными видами деятельности.

Способности делятся на общие, специальные и духовно-творческие.

Общие способности касаются тех «способов дей­ствий и взаимодействий», которыми могут овладеть практически все люди и которые необходимы для адап­тации к среде и деятельности. Это способности запо­минать, мыслить, обучаться, овладевать навыками го­ворения, общения и деятельности, т. е. реализовывать все заложенные в человеке в эволюционном процессе видовые признаки.

Однако каждый вид общих «ядерных» способнос­тей имеет варианты качеств, которые дифференцируют людей. Например, память имеет разные пространствен­но-временные характеристики (скорость, длительность, объем) и качественно-содержательные особенности (точ­ность, избирательность). То же самое различие наблю­дается во всех психофизиологических процессах, кото­рые имеют множество качественных характеристик, которые могут быть по-разному выражены у людей. Например, скорость запоминания может сочетаться с большим объемом, а может, и с небольшим.

К числу общих способностей относятся и творчес­кие, которые, как уже говорилось выше, заложены в каждом человеке. Они стоят «над» специальными спо­собностями и могут проявляться в любой деятельности по инициативе человека. Это происходит потому, что у высокотворческих людей сосуществуют полярные качества каждого из процессов, а потому при необходи­мости могут выступать разные из них.

Специальные способности являются фундаментом для конкретных форм его проявления. Поэтому твор­чество по характеру продукта делится на «мини» и «макси», в зависимости от специальных способностей к разного вида и масштаба сложности деятельности. А. Маслоу приводит множество образцов проявления творчества в приготовлении обеда, приеме гостей, умении организовать досуг у женщин, не имеющих специальных способностей к социально-направленной деятельности.

Вместе с тем творческие способности могут не про­являться в тех видах деятельности, цель которых — со­здание нового, индивидуального, неповторимого, к чис­лу которых относится и изобразительное искусство.

Специальные способности определяются характе­ром требований, которые предъявляются самой деятельностью к человеку.

Наличие специальных способностей определяет­ся по отношению к тем видам деятельности, овладение которыми доступно не каждому. Сама деятельность требуют интеграции таких качеств, которые являются ведущими и сочетание которых необходимо для успеш­ного ее осуществления. Эти требования касаются:

а) структуры навыка, который лежит в основе про­фессиональной деятельности,

б) условий ее протекания, к которым необходимо адаптироваться,

в) особенностей контакта с людьми.

Простыми навыками называются те, которые тре­буют выполнения однотипных, стандартных движений или действий и которыми может овладеть любой чело­век. Такие навыки легко автоматизируются и не требу­ют особого интеллектуального и психического напря­жения. Более сложными навыками считаются такие, которые требуют интеграции физических, психичес­ких, интеллектуальных напряжений, не поддающихся стандарту и автоматизации. К числу таких относится и изобразительная деятельность.

Кроме того, сам процесс деятельности имеет раз­ные условия протекания и требует адаптации к ним. Существует монотонная и разнообразная деятельность, разная по напряженности и длительности. Природные задатки, относящиеся к типу нервной системы, могут препятствовать протеканию такой деятельности. В протекании изобразительной деятельности одним из наиболее «коварных» условий является необходимость самоорганизации деятельности, требующая поиска ин­дивидуального стиля деятельности, о чем говорилось выше.

И, наконец, специальные способности требуют разных форм контакта с другими людьми, непосред­ственного (педагог, организатор и т. п.) или опосредо­ванного произведениями искусства, литературы. Та­кой контакт называется «духовным», обращенным не к конкретным людям, а направленным на всех неиз­вестных художнику людей, на пробуждение общих гу­манных чувств и мыслей человека, заложенных в его природе и запрятанных в глубинах его подсознания. Человека нет необходимости «достраивать», совер­шенствовать, как машину: все доброе, равно как и злое, закладывается в человеке средой, в которой не последнее место занимает искусство. Поэтому в струк­туру специальных художественных способностей вхо­дят духовно-творческие.

Творческие способности в изобразительном искус­стве тесно переплетаются со специальными. Иногда их трудно вычленить, поскольку само преобразование объективной реальности в новую форму является твор­ческим процессом. В застывшей форме, при изображе­нии одной и той же натуры, каждый художник на уров­не подсознания проявляет свою индивидуальность. Как говорил П.Пикассо, изобразительное искусство все построено на лжи, отражающей глубокую правду жиз­ни, в том числе и натуру самого творца.

Обязательными компонентами творческих способ­ностей является умение видеть необходимости, потреб­ное будущее человечества, касающееся всех сфер его жизни. Изобретатель не может «увидеть» будущий холодильник, но он способен увидеть, почувствовать его необходимость. Отсюда, все открытия, изобретения, создание произведений искусства базируются, пусть даже на неосознаваемом, желании сделать что-то «для других», совершенствовать внешний мир для человека и духовный в самом человеке. Без такого внутреннего желания и потребности в созидательной деятельности творческие способности как личностное образование не могут сформироваться. Будучи ядерными способно­стями каждого человека, они могут иногда «прорывать­ся» при выполнении какого-либо задания по принципу случайности, а затем долго не появляться.

Особенно наглядно это проявляется у студентов, когда из трех заданий одно они выполняют творчески, т. е. «неожиданно и точно», а два других — по шаблону. Все задания одинаково творчески выполняют единицы.

Потребность делать нужное для других, «ориенти­ровка на будущее», почти автоматически порождает саму способность творить, высвобождая ее от пут стандарта и шаблона, сформированного в прошлом. Ориентиров­ка на будущее, необходимое для человечества, одновре­менно дает свободу и задает масштабы творчества.

Поэтому художественно-творческие способности можно определить как человеческие способности. Тво­рит в искусстве личность, а не отдельно отработанные профессиональные навыки.

Как показал анализ творчества с позиции деятель­ности, процесса и продукта, данный в предшествую­щей главе, человек только сам должен ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, сам должен организовать свою деятельность и находить путь к мыслям и чувствам зри­теля. Творческая личность должна преодолеть те «ло­вушки», которые ставит перед ним специфика деятель­ности, собственная неорганизованность и невежество в понимании функций и направленности художествен­ного творчества и психологии зрителя, воспринимаю­щего его продукт.

Согласно С.Л.Рубинштейну, личность определяет­ся по трем основным параметрам: что хочет, что может и что есть в реальности.

По тому, что хочет человек, какова его система Ценностей, порождающая стремления и потребности, интересы, идеалы, убеждения, каков его уровень при­тязаний на место в социуме, определяется его сущность. Что может человек, каковы его природные спо­собности и возможности к достижению желаемого Уровня? Чего реально он достигает в своей жизнеде­ятельности, как самоорганизуется? Соотношение желаемого, возможного и достигнутого является главной характеристикой творческой индивидуальности.

Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышле­ния. От художника требуется ясность жизненной по­зиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысле­ние времени. «Искусство не должно быть копией хаоса «душевного и телесного мира», оно должно организо­вывать, формировать его, выявить, вскрыть закономер­ности возникновения тех или иных фактов действи­тельной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени», — пишет А.Блок в аналогичный переходный период в начале XX века. Поэт считал, что особенно в такие пе­риоды «личность художника — выше его творчества, она в более значительной степени, нежели художе­ственное произведение, служит выражением времени в его индивидуально-психологическом проявлении»

Эти высказывания прямо соотносятся со структу­рой творческого процесса, который определяется, как уже говорилось выше, наличием трех основных состав­ляющих творческого процесса:

Именно эти качества креативности даются с боль­шим трудом, чем приобретение профессиональных навыков, к которым имеются природные задатки и способности.

В художественном творчестве все эти личностные особенности входят в структуру профессиональных способностей, в том числе к изобразительной деятель­ности. Способность к овладению профессиональными навыками, академической грамотой является той базой, на которой возможно проявлять творчество.

Таким образом, специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образо­ваниями. Эти способности как личностное образование называют креативностью.

фундаментом личностных образований являются нейрофизиологические задатки и специфика активационно-энергетического, регуляторного и информа­ционного блока. Только при наличии определенных нейрофизиологических задатков среда не блокирует творческий потенциал, в большинстве же случаев тре­буются для этого благоприятные условия, которые мо­жет находить сам человек, опираясь на свои особен­ности, зная и понимая их.