6.2. Понятие способностей
Понятием «способности» определяется, главным образом, то сочетание индивидуальных качеств, которое необходимо и достаточно для овладения конкретными видами деятельности.
Способности делятся на общие, специальные и духовно-творческие.
Общие способности касаются тех «способов действий и взаимодействий», которыми могут овладеть практически все люди и которые необходимы для адаптации к среде и деятельности. Это способности запоминать, мыслить, обучаться, овладевать навыками говорения, общения и деятельности, т. е. реализовывать все заложенные в человеке в эволюционном процессе видовые признаки.
Однако каждый вид общих «ядерных» способностей имеет варианты качеств, которые дифференцируют людей. Например, память имеет разные пространственно-временные характеристики (скорость, длительность, объем) и качественно-содержательные особенности (точность, избирательность). То же самое различие наблюдается во всех психофизиологических процессах, которые имеют множество качественных характеристик, которые могут быть по-разному выражены у людей. Например, скорость запоминания может сочетаться с большим объемом, а может, и с небольшим.
К числу общих способностей относятся и творческие, которые, как уже говорилось выше, заложены в каждом человеке. Они стоят «над» специальными способностями и могут проявляться в любой деятельности по инициативе человека. Это происходит потому, что у высокотворческих людей сосуществуют полярные качества каждого из процессов, а потому при необходимости могут выступать разные из них.
Специальные способности являются фундаментом для конкретных форм его проявления. Поэтому творчество по характеру продукта делится на «мини» и «макси», в зависимости от специальных способностей к разного вида и масштаба сложности деятельности. А. Маслоу приводит множество образцов проявления творчества в приготовлении обеда, приеме гостей, умении организовать досуг у женщин, не имеющих специальных способностей к социально-направленной деятельности.
Вместе с тем творческие способности могут не проявляться в тех видах деятельности, цель которых — создание нового, индивидуального, неповторимого, к числу которых относится и изобразительное искусство.
Специальные способности определяются характером требований, которые предъявляются самой деятельностью к человеку.
Наличие специальных способностей определяется по отношению к тем видам деятельности, овладение которыми доступно не каждому. Сама деятельность требуют интеграции таких качеств, которые являются ведущими и сочетание которых необходимо для успешного ее осуществления. Эти требования касаются:
а) структуры навыка, который лежит в основе профессиональной деятельности,
б) условий ее протекания, к которым необходимо адаптироваться,
в) особенностей контакта с людьми.
Простыми навыками называются те, которые требуют выполнения однотипных, стандартных движений или действий и которыми может овладеть любой человек. Такие навыки легко автоматизируются и не требуют особого интеллектуального и психического напряжения. Более сложными навыками считаются такие, которые требуют интеграции физических, психических, интеллектуальных напряжений, не поддающихся стандарту и автоматизации. К числу таких относится и изобразительная деятельность.
Кроме того, сам процесс деятельности имеет разные условия протекания и требует адаптации к ним. Существует монотонная и разнообразная деятельность, разная по напряженности и длительности. Природные задатки, относящиеся к типу нервной системы, могут препятствовать протеканию такой деятельности. В протекании изобразительной деятельности одним из наиболее «коварных» условий является необходимость самоорганизации деятельности, требующая поиска индивидуального стиля деятельности, о чем говорилось выше.
И, наконец, специальные способности требуют разных форм контакта с другими людьми, непосредственного (педагог, организатор и т. п.) или опосредованного произведениями искусства, литературы. Такой контакт называется «духовным», обращенным не к конкретным людям, а направленным на всех неизвестных художнику людей, на пробуждение общих гуманных чувств и мыслей человека, заложенных в его природе и запрятанных в глубинах его подсознания. Человека нет необходимости «достраивать», совершенствовать, как машину: все доброе, равно как и злое, закладывается в человеке средой, в которой не последнее место занимает искусство. Поэтому в структуру специальных художественных способностей входят духовно-творческие.
Творческие способности в изобразительном искусстве тесно переплетаются со специальными. Иногда их трудно вычленить, поскольку само преобразование объективной реальности в новую форму является творческим процессом. В застывшей форме, при изображении одной и той же натуры, каждый художник на уровне подсознания проявляет свою индивидуальность. Как говорил П.Пикассо, изобразительное искусство все построено на лжи, отражающей глубокую правду жизни, в том числе и натуру самого творца.
Обязательными компонентами творческих способностей является умение видеть необходимости, потребное будущее человечества, касающееся всех сфер его жизни. Изобретатель не может «увидеть» будущий холодильник, но он способен увидеть, почувствовать его необходимость. Отсюда, все открытия, изобретения, создание произведений искусства базируются, пусть даже на неосознаваемом, желании сделать что-то «для других», совершенствовать внешний мир для человека и духовный в самом человеке. Без такого внутреннего желания и потребности в созидательной деятельности творческие способности как личностное образование не могут сформироваться. Будучи ядерными способностями каждого человека, они могут иногда «прорываться» при выполнении какого-либо задания по принципу случайности, а затем долго не появляться.
Особенно наглядно это проявляется у студентов, когда из трех заданий одно они выполняют творчески, т. е. «неожиданно и точно», а два других — по шаблону. Все задания одинаково творчески выполняют единицы.
Потребность делать нужное для других, «ориентировка на будущее», почти автоматически порождает саму способность творить, высвобождая ее от пут стандарта и шаблона, сформированного в прошлом. Ориентировка на будущее, необходимое для человечества, одновременно дает свободу и задает масштабы творчества.
Поэтому художественно-творческие способности можно определить как человеческие способности. Творит в искусстве личность, а не отдельно отработанные профессиональные навыки.
Как показал анализ творчества с позиции деятельности, процесса и продукта, данный в предшествующей главе, человек только сам должен ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, сам должен организовать свою деятельность и находить путь к мыслям и чувствам зрителя. Творческая личность должна преодолеть те «ловушки», которые ставит перед ним специфика деятельности, собственная неорганизованность и невежество в понимании функций и направленности художественного творчества и психологии зрителя, воспринимающего его продукт.
Согласно С.Л.Рубинштейну, личность определяется по трем основным параметрам: что хочет, что может и что есть в реальности.
По тому, что хочет человек, какова его система Ценностей, порождающая стремления и потребности, интересы, идеалы, убеждения, каков его уровень притязаний на место в социуме, определяется его сущность. Что может человек, каковы его природные способности и возможности к достижению желаемого Уровня? Чего реально он достигает в своей жизнедеятельности, как самоорганизуется? Соотношение желаемого, возможного и достигнутого является главной характеристикой творческой индивидуальности.
Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. От художника требуется ясность жизненной позиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысление времени. «Искусство не должно быть копией хаоса «душевного и телесного мира», оно должно организовывать, формировать его, выявить, вскрыть закономерности возникновения тех или иных фактов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени», — пишет А.Блок в аналогичный переходный период в начале XX века. Поэт считал, что особенно в такие периоды «личность художника — выше его творчества, она в более значительной степени, нежели художественное произведение, служит выражением времени в его индивидуально-психологическом проявлении»
Эти высказывания прямо соотносятся со структурой творческого процесса, который определяется, как уже говорилось выше, наличием трех основных составляющих творческого процесса:
-
умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве, интеллектуальной инициативы;
-
обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поиска способов передачи того нового, что художник стремится передать зрителям;
-
опоры на свои индивидуальные особенности находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности.
Именно эти качества креативности даются с большим трудом, чем приобретение профессиональных навыков, к которым имеются природные задатки и способности.
В художественном творчестве все эти личностные особенности входят в структуру профессиональных способностей, в том числе к изобразительной деятельности. Способность к овладению профессиональными навыками, академической грамотой является той базой, на которой возможно проявлять творчество.
Таким образом, специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованиями. Эти способности как личностное образование называют креативностью.
фундаментом личностных образований являются нейрофизиологические задатки и специфика активационно-энергетического, регуляторного и информационного блока. Только при наличии определенных нейрофизиологических задатков среда не блокирует творческий потенциал, в большинстве же случаев требуются для этого благоприятные условия, которые может находить сам человек, опираясь на свои особенности, зная и понимая их.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание