logo search
Л

14.1. Работа с натуры

Развитие творческого начала в работе с натуры проходит наиболее сложно, поскольку имеет две противоположные задачи: с одной стороны передать ре­альность, а с другой — придать ей новый смысл. Новый смысл очень часто связывается с изменением, преобразованием в форме подачи материала, что про­тиворечит самой цели работы с натуры и отработке профессиональных навыков. Поэтому творческое на­чало должно проявиться при сохранении самой фор­мы, искажение которой, кстати, не есть показатель творчества.

При работе с натуры ведущей становится целевая установка на формирование «творческого виденья», ба­зирующегося на «нюансах и общих смыслах», а также на наличии качеств, необходимых для этого. Именно при работе с натуры наиболее эффективно происхо­дит формирование таких качеств восприятия, как тон­кость дифференцировки, умение видеть сходство и различие предметов, аналитичность и синтетичность восприятия, умение видеть конкретное и новое, о чем говорилось выше.

Для тренировки творческого, самостоятельного виденья рекомендуется, прежде всего, научиться смот­реть на обычный предмет в натурной постановке до тех пор, пока он не покажется необычным, и только тогда можно действительно самим увидеть этот пред­мет по-новому, а не так, как видят его другие.

Однако главное из качеств — «чувство зрителя», которое начинается с понимание того, «для чего», какие мысли и чувства я хочу вызвать у зрителя, создавая правдоподобие реальности даже в простой натурной постановке, направленной на формирование изобрази­тельных навыков. Как правило, такие учебные поста­новки из одного предмета или набора предметов, кото­рые называют обобщенным понятием «натюрморт», что в переводе с французского обозначает «мертвая приро­да», состоят из кувшинов и яблок и т. п., совсем не по­буждающих к творчеству, а педагоги не требуют его, контролируя соблюдение академической грамоты.

Вместе с тем основная задача родоначальников жан­ра натюрморта заключалась в том, чтобы изображая самые простые, обычные вещи, показать их красоту и поэтичность. Натюрморты имеют самые разные формы, цели и содержания в истории мирового искусства и могут говорить зрителю: а) о красоте простых вещей, б) об их разнообразии по форме и колористической гамме, в) о человеческой жизни и ее смысле, г) о социальной и на­циональной принадлежности владельца данных вещей, д) о характере и интересах человека и т. п.

Обращение к конкретному натюрморту сквозь призму общих смыслов в создании натюрмортов по­зволит по-новому взглянуть на него и выбрать ту но­вую информацию, которую может передать данная постановка зрителю. Оказывается старый башмак, изображенный Ван Гогом, может стать символом чело­веческой жизни, ассоциироваться с ненужностью ее в старости, стать социальной характеристикой опреде­ленного круга людей, а телефон на стене, окруженный записями номеров разным почерком, рассказать о жизни в коммунальной квартире.

То же самое касается любой конкретной вещи или Набора вещей, в которых передается нечто общее. Именно с поиска этого общего, содержащегося в кон­кретном, идет настрой на творчество, порождения це­левой установки и ответ на вопросы, «что» я рисую, «для чего» и «как» это можно сделать.

На первых порах это общее лучше передавать в поиске названия, передающего смысл постановки. На- пример, при постановке типичных для учебных натюр­мортов сочетаний кувшина с яблоками сделать попыт­ку дать ей как можно больше названий. Так, студенты давали названия такой постановке «Дети природы и человека», «Независимость», «Дружба» и т. п. Такое название сразу ориентирует на ответ на второй воп­рос «для чего» и наталкивает на поиск того, «как» это можно сделать в конкретном случае.

Этому способствуют визуально-эмоциональный на­строй, всестороннее рассмотрение, вхождение в пред­метный мир конкретной натурной постановки. Анализ постановки с позиции языка изобразительного искус­ства и тренировка качеств восприятия — дифференцировки с подключением анализа разных «невидимых» качеств объектов. Затем анализ с позиции возможных вариантов ее эмоционального преподнесения и нали­чия выразительных средств для этого в одном предме­те или совокупности предметов, составляющих поста­новку.

Для тренировки эмпатического виденья и творчес­кого воображения важно представить конкретную по­становку в разных вариантах эмоционального отноше­ния к ней с собственной позиции и позиции зрителя: что может вызвать интерес и симпатию зрителя, что может вызвать неприятное чувство, а что оставит рав­нодушным.

Информационно-эмоциональный выбор позволит начать поиск передачи замысла через творческие опе­рации возможных изменений, преобразований цвето­вых и композиционных построений при сохранении основной структуры натюрморта. Все творческие опе­рации могут проходить с опорой на конкретно воспри­нимаемый объект, либо в воображении, либо в зари­совках. Такая способность к преобразующему виденью особенно важна при занятиях декоративным искусст­вом — моделировании одежды, декоративных панно, дизайна конкретного помещения и пр.

В таких упражнениях тренируется восприятие по принципу «чуть-чуть», которое является важным не толь­ко в искусстве, но и в жизни. В этом отношении показа­телен вопрос, которым задавались в свое время филосо­фы: «Как развивалась бы история, если бы нос Клеопатры был на несколько миллиметров длиннее или короче».

Таких изменений в натурных постановках, часто не входящих в сознание зрителей, при ясной целевой установке, можно найти много посредством языка изоб­разительного искусства, а весь натюрморт может стать образом, символом, метафорой, породить множество эмоциональных и смысловых ассоциаций, раскрыва­ющих мир человека, его судьбу. Достаточно вспомнить натюрморты Ван Гога, П. Сезана и др., о которых гово­рилось выше.

Особенно полезен для развития творческих ка­честв самостоятельный подбор предметов для переда­чи характера человека, его профессии, интересов по­средством натурных постановок. Особый интерес к такого типа постановкам у младших школьников появ­лялся после сравнения содержания карманов у разных учеников, точно передающего характеры и интересы владельцев.

При работе с натуры полнее всего выступают объекты для индивидуального совершенствования, как в овладении изобразительными навыками, так и твор­ческими.