logo search
Л

Образное виденье

Образному виденью особенно хорошо помогает знание и понимание специфики характера, образа и типа с психологической точки зрения на основании структуры индивидуальности и того представления, которое сложилось за этими понятиями в обыденной жизни. Обычно говорят: «Вот это характер!», «Ну и тип!» — и никогда не говорят про человека «образ».

«Открытие» в искусстве всегда связано с создани­ем нового образа — неповторимого Дон Кихота, Дон Жуана, Гамлета, которые переходят из одного вида искусства в другое, стали своеобразными «архетипа­ми», эталонами для характеристики людей. Художе­ственное творчество рождает no-существу новых ге­роев, образцы для подражания. Таким «архетипом» может стать только естественный человек.

Механизм создания образа заключается в собира­нии черт отдельных людей и группировки их вокруг одной, наиболее ярко выраженной человеческой осо­бенности, которой починяются все остальные. Напри­мер, лень Обломова подчиняет все другие его черты, а у Плюшкина его жадность и жажда накопительства структурируют его систему отношения к людям. Акцен­туация одной черты в искусстве создает образ, а в жизни — является показателем патологии. В каждом виде патологии существует своя, ведущая психологи­ческая черта, тесно связанная особым типом телосло­жения, поведения, общения, мимики и жестов.

Тело человека является своеобразным «опознаватель­ным знаком» внутренней его сущности. Отсюда главной задачей при структурировании образа является поиск тех телесных особенностей, жестов, мимики, которые наибо­лее выражают акцентуированное качество.

Тренировку в создании образов лучше всего на­чинать с акцентуации эмоциональных особенностей, поскольку эмоции направлены на мускульную сферу, состояние которой легче всего выделить при изобра­жении людей с доминированием агрессии, страха или неудовольствия и радости. В изобразительном искус­стве эмоциональный образ, как и в жизни, проявляет­ся в состоянии, отношении к окружаемому и реакци­ях на ситуацию.

С понятием «характер» связывается индивидуаль­ная неповторимость человека, которая проявляется в сочетании самых разных по выраженности черт, не вытекающих друг из друга.

Такими характерами полна портретная живопись, передающая внешнее сходство с портретируемым и констатирующая факт существования именно этого конкретного человека, со всеми его особенностями, в том числе внутренними.

В отличие от характера, «тип» предполагает соче­тания взаимосвязанных черт, от перемены одной из которых меняется сам тип. Легче всего это понять на примерах типа темперамента, где от перемены одной составляющей (силы, подвижности, уравновешеннос­ти) меняется сам тип темперамента. Такими же быва­ют социальные, профессиональные типы. Например, в портретах Крамского дан тип русской интеллекту­альной элиты, а у Д. Корина — религиозной.

Такое предварительное планирование (характер, образ, тип) необходимо для вглядывания в натуру, вживание в его личностную структуру.