Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Индивиды участвуют во многих группах. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.
По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.
Реальная группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями ее членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.
Общность людей, составленная номинально, называют условной группой.
Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, подтверждаемые документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.
Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие отношения, не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).
Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.
По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.
Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу нормы, ценности которой признает и поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, идеалом считает ценности другой группы.
Структура реальной группы:
Начало формирования группы – ассоциация – объединение людей на основе временного и пространственного признаков. В начале образования группы еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Постепенно эти контакты начинают устанавливаться.
При образовании данных контактов группа переходит в качественно иную и более сложную группу – кооперацию (корпорацию) – замкнутое в самом себе объединение людей. Здесь есть единство цели и единство деятельности.
Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Здесь люди объединены общими целями совместной деятельности, эти цели обусловлены общественно-полезными мотивами. Взаимоотношения людей устойчивы, носят характер взаимопомощи, межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом.
Таким образом, группа является основным микроэлементом общества. Именно в группах происходят социально-психологические процессы, от которых влияет на развитие как общества, так и личности.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.