logo search
Л

Воспроизведение

Воспроизведение в памяти необходимого матери­ала является «продуктом» способа и характера его запечатления и хранения, о чем говорилось выше.

Такое воспроизведение происходит непроизволь­но, ассоциативно и в виде припоминания при необхо­димости.

Непроизвольное воспроизведение характеризует­ся тем, что помимо воли или желания человека, в его памяти навязчиво всплывают все одни и те же карти­ны эмоционально значимых событий. Особенно это ка­сается неприятных событий. Как уже говорилось выше, радостные эмоции более кратки, чем отрицательные. К последним относятся: стресс как резкий слом в привычной жизни (например измена близкого человека), фрустрация — появление препятствий к до­стижению целей или желаемых результатов (не поступил в институт), кризисные ситуации с необрати­мыми последствиями (смерть близкого), собственные опрометчивые поступки и проступки, сильные впечат­ления от событий.

Также непроизвольно воспроизводятся цели и за­дачи, поставленные человеком перед собой, которые мучают его до тех пор, пока не будут достигнуты наме­ченные результаты. Законченное легче забывается.

Непроизвольно происходит узнавание и ассоциа­тивное воспроизведение прошлого опыта — по смеж­ности (совпадение по месту и времени), по сходству и по контрасту.

Произвольное воспроизведение — припоминание, строится от знакомого, общего, к конкретному и еди­ничному. Поэтому отработка общих схем при запоми­нании столь эффективна.

Специфика творческой памяти — заключается в том, что она сочетает в себе единение всеобщего и конкретного. Ко всеобщему относятся те действия и операции, которые могут привести к появлению но­вого за счет изменения, преобразования и комбина­ции в момент воспроизведения и могут наполняться разным конкретным содержанием. Благодаря первич­ной обработки воспринимаемого материала в нем со­храняется самое важное, существенное, новое и не­стандартное.

Именно такая комбинация существенного, нестан­дартного материала, сохраненного в памяти способ­ствует появлению «надситуативных» неожиданных и точных решений творческих задач. Например, задание изобразить индивидуальное творчество, одни студен­ты решали как простую иллюстрацию процесса (сто­яние за мальбертом), в то время как другие вкладыва­ли в эту тему ироничные и отдаленные ассоциации. Например, в одном случае индивидуальное творчество изображалось как «Сизифов труд», а в другом случае в виде яблока на голом дереве, к которому тянется ху­дожник (см. рис. 18).

Рис. 18. Индивидуальное творчество

Таким образом, количество запечатленного мате­риала и установление ассоциативных связей между разными, отдаленными явлениям являются основной характеристикой творческой памяти.