logo search
Л

Функция воображения разнообразна

Первая функция — эмпатическое виденье — сопе­реживающее виденье. Это виденье возникает тогда, когда человек начинает «входить» при помощи вооб­ражения в состояние другого человека, начинает со­переживать ему. Особенно это ярко проявляется у детей, бурно переживающих все события, происходя­щие на сцене или в читаемой ими книге. Такое же вхождение в образ характерно для многих писателей, художников. Именно благодаря этому умению входить в объект изображения происходит слияние индивиду­ального и всеобщего.

С умения входить в состояния предметов, других людей, воображать себя на их месте строится трениров­ка эмпатического виденья и творческие способности.

Вторая функция воображения — хранение опыта в эмоционально-образной форме. Такой тип хранения информации в обыденной жизни необходим как для предупреждения по принципу «что будет, если...», так и в качестве ожидания положительных переживаний. Такое предвиденье тех или иных эмоциональных переживаний способствует « выбору пути» и служит ос­новой воспитания. Наиболее наглядно это прослежи­вается в религии, где каждый может выбрать себе путь в «ад» или «рай», придерживаясь тех или иных норма­тивов поведения.

Все искусство в конечном итоге строится на таком выборе между добром и злом, начиная со сказок. За счет искусства у человека расширяется «опыт быстро текущей жизни», поэтому он стремится к нему во всех вариантах.

Для художника образы воображения, хранящиеся в памяти как трансформированная реальность, являются тем материалом, на базе которого рождаются замыслы и идет творческий поиск их решения. Чем больше и разнообразнее это «креативное поле», тем больше на нем можно вырастить творческих продуктов.

Третья функция воображения — творческая. Все фазы творчества — подготовительная, поисковая и исполнительная — базируются на работе воображения. Воображение выполняет роль главного инструмента мыслительного поиска. Это касается и выбора общего направления и собственной функции в искусстве, и решения конкретного замысла.

«Мысленное экспериментирование», столь свой­ственное детям, по данным В.Т. Кудрявцева, необходи­мо и взрослым.

Виды воображения определяются их отношениями к настоящему времени, включает в себя три основных вида.

1. Способность к мысленному изменению, преобразованию конкретно воспринимаемых объектов и ситу­аций в настоящем, когда скала в воображении превра­щается в чудовище, а наблюдаемому событию придается новый смысл и эмоциональная окраска. Это воображе­ние можно назвать преобразующим. Обычно оно появ­ляется у людей в ситуациях, вызывающих опасение и страх («у страха глаза велики»), а также под влиянием настроения или опьянения («пьяному море по колено»). У художников оно появляется в творческом поиске и начинает носить направленный характер, осознанный включенный в процесс восприятия. Воображение но­сит характер мысленного эксперимента и выбора луч­шего варианта для изображения.

Способность к вживанию в объект, мысленному преобразованию его в новый образ, является первой и очень важной стадией в развитии воображения. Когда студенты на практических занятиях мысленно пред­ставляли себя чайником, который стоял перед ними, то каждый видел в нем свои достоинства или недостатки, которые затем помогли им создать из него образ. Уме­ние видеть в сосне мачту корабля, а в куске мрамора будущую скульптуру, является одним из основных показателей творческих способностей.

2. Воспроизведение конкретных объектов, впечат­лений, динамики событий и пр., имевших место в про­шлом опыте человека. Оно называется репродуктивным и базируется на памяти.

Наиболее полно репродуцируются эмоционально-значимые события или яркие впечатления от увиден­ного. В процессе хранения в памяти запечатленные образы интегрируются, обобщаются, типизируются и трансформируются на уровне подсознания. Особенно тогда, когда художник предпочитает работать на осно­вании собранного им материала. На основе репродук­тивного воображения работали многие выдающиеся художники. Например, Айвазовский все свои полотна писал по воображению, репродукции и интеграции множества впечатлений от морской стихии, динамичес­кие характеристики которой невозможно писать с натуры. Так рождаются образы и типы, в поисках ко­торых художники пересматривают множество реаль­ных человеческих типов и ситуаций, которые служат материалом для творчества.

Произведения искусства, в отличии от жизненных впечатлений, отражающие такие яркие и нестандарт­ные события, образы людей, красоту форм бытия, име­ют особую силу репродукции в воображении, а отсюда становятся своеобразным образцом для подражания у художников и эталоном оценки реальности у зрителей.

3. Творческое воображение, присущее в разных вариантах по содержанию всем людям направлено на создание новых моделей желаемого или необходимого будущего. Построение таких моделей у человека все­гда базируется на эмоциях, рисующих желаемые кар­тины для своего существования. Картины эти, как правило, направлены на удовлетворение или пробуж­дение духовных потребностей человека и приобщение зрителя ко всеобщему.

Воображение художника, ориентированное на бу­дущее, всегда включает на уровне подсознания «зна­чимого другого» зрителя, его эмоциональную оценку продукта творчества. Эта оценка очень болезненно воспринимается художником, поэтому в качестве «щита» он выдвигает формулу, согласно которой он творит только «для себя» и «самовыражения».

ЧТО будет следствием происшедшего. У художни­ка при аналогичном построении картины будущего произведения невольно включается в представление реакция зрителя и ответ на вопрос, какие эмоции оно вызовет и ДЛЯ ЧЕГО, какие новые смыслы бытия от­кроет и какие отношения сформирует.

Такое распределение видов воображения по вре­мени дает основание для понимания роли всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления — в его формировании.