logo search
псих3

Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.

Самосознание – это процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств.

Самосознание - это процесс развития, который не дается от рождения. По мере накопления жизненного опыта человек переосмысливает свою жизнь, переосмысление определяет мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, с которыми он сталкивается на жизненном пути.

Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Именно такие мысли создают основу устойчивого личностного образования – «Я- концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Выделяют три основных компонента: когнитивный («образЯ» - характеризует содержание представлений человека о себе), эмоционально-оценочный (отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке) и поведенческий (определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки).

В раннем детстве происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» - т.е. он осознает себя как личность.

В дошкольном детстве продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста. Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я”, месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка проявляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому. Он начинает осознавать свои преживания, происходит и осознание себя во времени.

В младшем школьном возрасте на развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель. Поэтому оценка успеваемости становиться оценкой личности и влияет на социальной статус ребенка.

В подростковом возрасте развитие самосознание, формирование идеала личности направленно на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам. В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии), в результате чего происходит формирование самооценки и определении своего места в обществе. Как правило, у младших подростков самооценка противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

В юности происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». Процесс становления самосознания очень сложен, и не у всех он проходит гладко и безболезненно.

Самооценка – это оценка личностью самого себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и не устойчивой. Это зависит от возраста, от индивидуальных особенностей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех. Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста.

Существует адекватная самооценка – соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. И неадекватной – когда самооценка не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).

Таким образом, уже в детстве самосознание и самооценка приобретают активную роль в развитии человека, влияя на все стороны его жизни, и тем самым на его собственное развитие.