logo search
псих3

Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.

В раннем возрасте ведущей деятельностью становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторое собственные действия. Но манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи при затруднении.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой, но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

  1. с предметом могут выполнять любые действия;

  2. предмет употребляется только по назначению;

  3. свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

  1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

  2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов:

- Первый этап состоит – а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция с предметами); б) в использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения; в) в овладении специфическим способом употребления.

- Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой.

- Третий этап – сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т.е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т.д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.