Закономерности восприятия человека человеком
Вместо того чтобы сначала увидеть,
а потом определять, мы сначала определяем,
а потом видим. Мы замечаем только то,
что соответствует культурным стереотипам.
У Липман
Имидж относится к группе социально-психологических феноменов. Следовательно, он подчиняется всем основным законам социальной психологии. Среди наиболее важных положений можно выделить следующие:
-
человек — существо социальное, он чрезвычайно зависим от своей группы и социального окружения;
-
поведение человека в группе определяется стереотипами — обобщенно-упрощенными представлениями;
-
отношение всей группы к конкретному человеку существенно влияет на то, как именно к нему будут относиться ее отдельные участники;
-
в различных группах один и тот же человек может иметь разную репутацию и соответствующее ей поведение;
-
позитивное отношение группы к отдельному человеку способствует решению его задач.
Итак, феномен имиджа основан на особой чувствительности человека к социальному влиянию. Психологические исследования показывают, что, находясь в группе, человек ведет себя совсем не так, как оставаясь наедине с собой. В присутствии других людей у одних из нас повышается активность, ускоряется реакция и возрастает скорость мышления, у других — наоборот, преобладают тенденции к торможению. Подобные положительные или отрицательные эффекты наблюдаются и у животных. Таким образом, внимание и оценки группы выступают сильнейшими регуляторами поведения людей.
Другой важный момент заключается в том, что многие люди склонны предаваться фантазиям, игнорируя при этом очевидные факты. Иначе говоря, зачастую мы видим не то, что есть на самом деле, а то, что нам хотелось бы видеть. Мы активно проецируем свои страхи и желания на окружающий нас мир вещей и людей. Это проявляется в самых разнообразных феноменах: ошибочном мнении, заблуждениях, иллюзиях, предрассудках, вере, слухах.
Каждый считает границы своего
горизонта границами мира.
А. Шопенгауэр
В основе имиджа лежат социальные стереотипы. Социальные стереотипы как ведущая форма общественного сознания также оказываются под властью индивидуальных фантазий. В переводе с греческого языка «стереотип» означает «твердый отпечаток». В психологии термин «социальный стереотип» определяется как «относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (личности, группы людей, события)».
Социальные стереотипы могут быть позитивными и негативными. Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают нашу жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. В то же время стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль. В этом случае они сужают наше восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение. Негативные стереотипы могут проявляться в таких вариантах, как житейские предрассудки, половые, расовые и национальные предубеждения.
Термин «социальный стереотип» по своему значению приближается к понятию «социальная установка» или «аттитюд». Под последним понимают внутреннюю готовность субъекта воспринимать или действовать определенным образом. В этом случае социальные установки переживаются человеком уже как предрасположенность к чему-либо и как личное отношение.
Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:
-
стереотипные действия и ритуалы;
-
типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;
-
обобщенные представлении;
-
устойчивые предписания и запреты;
-
социальные ярлыки;
-
общественное мнение;
-
доминирующие ценности.
Мы видим, что социальные стереотипы — это устойчивые представления или неизменно повторяющиеся действия людей в обществе. Безусловно, имидж теснейшим образом связан с данным феноменом. Во-первых, потому что он сам есть разновидность стереотипа. Во-вторых, потому что в формировании имиджа участвует множество других стереотипов.
Приведем примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.
Тендерные стереотипы:
-
женщины — слабый пол;
-
предназначение женщины — быть матерью и женой;
-
женщины глупее мужчин или даже «Все бабы — дуры»;
-
женщина не может быть руководителем;
-
все женщины хотят одного — выйти замуж;
-
умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
-
мужчины — сильный пол;
-
мужчины не плачут;
-
мужчины умнее женщин;
-
все мужья изменяют женам;
-
мужчины должны руководить;
-
мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины.
Возрастные стереотипы:
-
все дети чисты душой;
-
все подростки — «трудные»;
-
молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
-
сорокалетние мужчины пребывают б кризисе;
-
пожилые люди — консерваторы;
-
старики — ворчуны.
Этнические стереотипы:
-
американцы честолюбивы;
-
прибалтийцы медлительны;
-
англичане консервативны;
-
японцы трудолюбивы;
-
французы любвеобильны;
-
китайцы предприимчивы.
Стереотипы проникают во все сферы нашей жизни. Несмотря на то, что данные феномены являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые в ряде случаев не находят подтверждения.
Стереотипы проявляются не только в форме ригидных убеждений. Стереотипными также могут стать наши действия и побуждения. В психологии выделяют несколько стереотипных эффектов, вызывающих специфические искажения и ошибки восприятия.
Эффект первичности заключается в том, что информация, поступившая первой, автоматически воспринимается как более убедительная. Первоначальная информация определяет последующее восприятие. Так, если нам при знакомстве представили человека как «трудолюбивого интеллектуала», впоследствии мы будем стремиться воспринимать его именно в этом качестве, игнорируя другие черты, например упрямство и завистливость. И наоборот, если того же человека сначала охарактеризовали как «упрямого и завистника», именно эта информация будет доминировать в нашем восприятии.
Первое впечатление создастся буквально за 10-15 минут знакомства и зачастую имеет решающее значение для личного имиджа. Если первое впечатлений о человеке благоприятно, дальнейшее его поведение несколько переоценивается, его ошибки не замечаются, а достоинства преувеличиваются. Негативное первое впечатление, напротив, направляет внимание в сторону отрицательных черт человека вопреки его реальным позитивным поступкам.
Из всего сказанного можно сделать несколько практических выводов:
-
важно заботиться о том, кто и как вас представляет окружающим — что именно о вас говорят и на каких качествах акцентируют внимание;
-
если есть желание произвести наиболее благоприятное впечатление на конкретного человека или группу людей, к первой встрече следует серьезно подготовиться;
-
необходимо тщательно продумывать порядок предоставления информации — наиболее позитивную и значительную предоставлять в самом начале выступления или письменного послания;
-
для повышения значимости собственного имиджа целесообразно выступать первым, например в дискуссии или теледебатах.
Таковы правила первого контакта. По отношению же к хорошо знакомым людям часто срабатывает эффект последнего впечатления. В соответствии с ним, та информация, которую мы восприняли последней, оказывается наиболее важной. Эта закономерность также проявляется в случае «разорванных» событий, например если дна сообщения разделены большим временным интервалам, отчетливее и ярче запомнится последнее.
Несмотря на то. что эффект последнего впечатления действует слабее предыдущего закона, именно он дает нам реальный шанс изменять собственный имидж в нужном направлении. В этом случае целесообразно использовать прием «тайм-аута» — появления в новом образе после некоторого отсутствия.
Эффект ореола (гала-эффект) — следующий механизм, основанный на стереотипизацци и участвующий в формировании имиджа. Данный феномен заключается в искажающем влиянии эмоционально-заряженной информации. Так, если мы получаем какую-либо очень волнующую нас информацию о человеке, например о его судимости или недостойном поступке, у нас формируется доминирующая отрицательная установка, занижающая реальные достоинства этой личности. Напротив, если человеку приписывается какое-либо ценное свойство, в восприятии окружающих людей он начинает полностью отождествляться с последним. Например, положительные качества человека, наделенного властью иди богатством, значительно переоцениваются. (Возможно, поэтому богатые мужчины пользуются такой популярностью у юных красавиц.)
Эффект ореола тесно связан с таким элементом имиджа, как. репутация. В сказке «Новое платье короля» братья Гримм раскрывают технологию формирования ложного реноме под влиянием закона «ореола». Предприимчивые портные ловко используют статус царственной персоны для введения в заблуждение целого королевства. Десятки людей не желают верить собственным глазам, а пребывают в длительной иллюзии в отношении необыкновенности королевского платья. И только свободный от социальных стереотипов маленький мальчик распознает истину и восклицает: «А король-то голый!»
В рассматриваемой истории проявляется еще одна социальная закономерность, называемая эффектом новизны. Суть данного феномена заключается в том, что все новое и неожиданное, с одной стороны, приводит нас в замешательство, с другой — сильнее привлекает внимание и лучше запоминается.
Другой феномен — эффект социального контекста напоминает нам, что человек на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается гораздо привлекательнее. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе — кто ты», — гласит пословица, накладывая на нас жесткое требование в выборе окружения. Лишь особая тщательность в этом вопросе гарантирует сохранение собственной репутации. Наша привлекательность заметно возрастает в глазах людей и тогда, когда мы начинаем окружать себя красивыми, эстетичными и одухотворенными вещами.
Эффект бумеранга перекликается с другим известным народным наблюдением: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относиться к человеку так, как он сам относится к ним. Если человек ведет себя доброжелательно, демонстрирует внимание и уважение к собеседнику, делает комплименты, то с большой вероятностью он вызовет добрые чувства в ответ. Справедливо и обратное: чем лучше к нам относятся, тем сильнее наше желание «быть хорошим».
Эффект повторения напоминает — то, что часто повторяется, воспринимается как привычное, близкое, вызывающее доверие. Все новое и слишком необычное первоначально шокирует, вызывает напряжение и сопротивление. Склонность человека к переживанию повторяющихся идей или действий является базовой. Многие люди консервативны по своей натуре. Они поклоняются одним и тем же богам, чтят древние традиции, учат детей следовать заветам предков, храпят семейные реликвии. Большинство из нас также живет в «плену» индивидуальных привычек.
Рассматриваемая закономерность лежит в основе такого феномена, как «•типизация». Наше сознание хранит некие обобщенные схемы, используя их в качестве эталона для сравнения и оценки. Применительно к имиджу это образы конкретных людей или литературных героев, ставшие узнаваемыми социальными типами. Например, Иуда, Дон Жуан, Снежная королева, Плюшкин, «новый русский». В процессе общения люди автоматически соотносят друг друга с готовыми типажами, позволяющими оценивать человека даже при минимуме информации о нем.
Все перечисленные эффекты стереотипизации участвуют в процессе формирования имиджа отдельного человека. Они активизируются в условиях дефицита информации. В свою очередь, уже сформированный имидж выступает в роли некой презумпции, т. е. изначальной готовности людей воспринимать конкретного человека или группу людей вполне определенным образом.
Гордоп Олпорт исследовал «житейские обобщения», на которые неосознанно опираются люди в оценке нового человека. Он предлагал по первому впечатлению оценивать качества личности незнакомых людей и обнаружил несколько типичных ассоциативных заключений:
-
очки, высокий лоб — умные, прилежные, заслуживающее доверие люди;
-
полные пожилые мужчины — надежные, уверенные, ответственные;
-
улыбающиеся лица — дружелюбно настроенные люди.
Майкл Вогалтер обнаружил, что бородатые мужчины кажутся людям менее привлекательными, менее дружелюбными и значительно более старыми. Одновременно, лысым приписываются более высокий интеллект и зрелость по сравнению с людьми с пышными волосами. Кэрол Кипшиг считает, что редеющие волосы придают большую привлекательность мужчине, в то время как очень длинные волосы создают впечатление интеллектуального превосходства, духовности или креативности.
Следует признать, что оценка внешней привлекательности доминирует среди прочих оценок при восприятии человека.
Что сеть красота и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, или огонь,
мерцающий в сосуде?
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов