logo
Змановская Е

Влечения и их судьба

Влечения — это мифические суще­ства,

величественные в своей неопределенности.

3. Фрейд

Длительное время психоанализ упрекали в «биологизаторстве». Дей­ствительно, первоначально фрейдовская теория была биологически ори­ентированной и подчеркивала первичность инстинктов. Говоря об инстин­кте, Фрейд имел в виду биологически наследуемое поведение, характерное для вида в целом.

В широком смысле инстинкт — это жесткая схема поведения, которая постепенно разворачивается во времени и почти не изменяется в течение жизни. Этот паттерн как бы подчинен заранее заданной биологической цели и привязан к определенному внешнему объекту. Современная наука признает существование инстинктов у человека, но подчеркивает их прин­ципиальное отличие от животных инстинктов — у человека они почти не проявляются в чистом виде, поскольку с первых минут жизни регулиру­ются социальными условиями.

На вопрос: «Существуют ли в человеке унаследованные психические образования, подобные инстинктам животных?» Фрейд отвечал положи­тельно. Аналогом инстинктов он признавал «унаследованные филогенетическиечские схемы», о которых мы можем судить по так называемым «первичным фантазиям». Первофантазмы — некие бессознательные структу­ры, которые необязательно являются следствием пережитых индивидом событий, но выступают результатом развития всего человечества. Это мо­гут быть сцены внутриутробной жизни, каннибализма, кастрации, поло­вого акта между родителями, соблазнения. На основе данных врожденных структур формируются более сложные фантазии. Так, у некоторых людей присутствует фантазия, что они были свидетелями интимных отношений собственных родителей, хотя в действительности они этого не видели.

В ранних психоаналитических теориях термин «инстинкт» использо­вался в более широком значении — для описания мотивационных сил человеческого поведения вообще. Однако, если инстинкты не играют глав­ную роль в жизни человека, что в таком случае лежит в основе его поведе­ния? Для обозначения внутренних мотивационных сил, обусловливающих активность человека, Фрейд в 1905 году предложил новый термин «влече­ния» (в немецком варианте Trieb — «инстинкт, толчок, импульс»). Со вре­менем теория влечений стала краеугольным камнем психоанализа.

По определению Фрейда, влечение — это постоянная динамическая сила, подталкивающая человека к действию. Оно исходит не из внешнего мира, а изнутри организма. Влечение происходит из телесных раздражений, од­нако к последним не сводится. Фрейд писал:

«Влечения — это то, что находится на границе психического и соматического, как психические репрезентации (в сознательном, предсознательном или бес­сознательном) стимулов, порождаемых физиологическими процессами»13.

В работе «Влечения и их судьба» (1915 год) Фрейд в качестве основных характеристик влечения назвал: напряжение, источник, цель и объект.

Напряжение влечения — это «сумма его силы», «двигательный момент», его энергия. В связи с этим влечение переживается человеком как внут­реннее давление, побуждающее к активности.

Под источником влечения понимают тот соматический процесс в каком-либо органе или части тела, раздражение которого выражается во влечении. Это выражается в состоянии телесного возбуждения. Целью влечения, по Зигмунду Фрейду, всегда является удовлетворение, которое достигается в результате устранения возбуждения,

Наконец, объектом влечения выступает тот объект, на котором или по­средством которого влечение может достичь своей цели удовлетворения. Фрейд отмечает, что это самый изменчивый элемент влечения. Объектом удовлетворения могут выступать как внешние объекты, так и части соб­ственного тела. Один и тот же объект может служить одновременно для удовлетворения нескольких влечений. Особенно тесная привязанность влечения к объекту называется «фиксацией».

Первоначально Фрейд выделял две группы влечений: сексуальные вле­чения (сохранения рода) и влечения «Я» (самосохранения). Метафорически это можно выразить как «любовь и голод». У маленьких детей два вле­чения слиты воедино, но по мере развития они отделяются друг от друга. По мнению Зигмунда Фрейда, в их противоположности заключается вся суть психического конфликта.

Влечения «Я» порождают множество потребностей, связанных с телес­ными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида и са­мосохранения. Поскольку влечения «Я» могут быть удовлетворены лишь посредством реального объекта, они очень быстро переходят от принципа удовольствия к принципу реальности, в то время как сексуальные влече­ния остаются во власти первого.

Сексуальные влечения, напротив, могут получить удовлетворение не толь­ко с помощью внешнего объекта, но и благодаря собственному телу, а так­же фантазиям. Они многочисленны и проистекают из разнообразных орга­нических источников. Целью каждого из них является телесное наслаждение. Они обладают поразительной способностью замешать друг друга и изме­нять свои объекты, если прямое удовлетворение невозможно.

Говоря о судьбе сексуальных влечений, Фрейд (1915 год) описывает че­тыре возможных способа их превращения в норме и патологии:

Фрейд тщательно исследовал первый путь — превращение сексуальных влечений в свою противоположность. Хорошо известно, что страстная лю­бовь при неблагоприятных обстоятельствах может перейти в свою проти­воположность — испепеляющую ненависть, а страх — в ярость.

В норме способность сексуальных влечений превращаться в свою про­тивоположность проявляется в форме амбивалентности — одновременного переживания противоположных чувств. Эта особенность человеческой пси­хологии широко отражена в языке. Мы говорим: «Страшно интересно», «Ужас как хорошо», «Умираю от любви» и т. д. Любой из нас испытывает одновременно и положительные и отрицательные чувства к близким лю­дям, которых мы, несомненно, любим.

Фрейд выделяет три ведущие формы проявления амбивалентности вле­чений: любовь — ненависть; садизм ~ мазохизм, стремление показывать себя — стремление к подглядыванию. При этом он добавляет, что любовь спо­собна не на одну, а на три противоположности:

По мнению Фрейда, ненависть порождается не сексуальными влечени­ями, а влечениями самосохранения и выражает отношение ко всему чужому (опасном) из внешнего мира. Если позже объект превращается в источник наслаждения, он становится любимым и в то же время сливается с «Я». Аналогично этому, первоначальный садизм может обратиться против себя и стать пассивным мазохизмом. Фрейд приходит к важному заключению:

«Участь влечений состоит в том, что они подвергаются влиянию трех полярностей, господствующих в душевной жизни. Из этих трех полярностей актив­ность — пассивность можно было бы назвать биологической, я — внешний мир — реальной и, наконец, наслаждение — неудовольствие — экономиче­ской полярностями»14.

Несмотря на то, что классификация влечений Фрейдом постоянно раз­вивалась, неизменным оставалось признание их полярности. Фрейд пола­гал, что всякая мотивация в конечном счете сводится к двум противопо­ложным тенденциям. В связи с этим теорию Фрейда нередко называют дуалистической теорией.

В отношении влечений можно выделить несколько дихотомий, пред­ложенных в разное время Зигмундом Фрейдом, например:

1) сексуальные влечения — влечения к самосохранению (влечения «Я»);

2) объектная любовь (направленная вовне) — любовь к себе;

3) сексуальные влечения — агрессивные влечения;

4) влечение к жизни — влечение к смерти.

В ходе жизни теоретические представления Фрейда претерпели значи­тельную эволюцию. В 1920 году в работе «По ту сторону принципа удо­вольствия» он объединил сексуальные влечения и влечения самосохране­ния в единое целое — влечение к жизни (Эрос). Под влиянием идеи Сабины Шпильрейн Фрейд также ввел новый термин — «влечение к смерти». Мрач­ное понятие имело трагичную судьбу. Оно не было принято учениками и последователями Зигмунда Фрейда. До сих пор вопрос о влечении к смер­ти остается одним из самых спорных вопросов психоанализа.

Каковы же причины, побудившие Фрейда сделать столь рискованный шаг? Психоанализ учит нас отыскивать причины, прежде всего, в личных обстоятельствах. К моменту написания работы «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд пережил несколько по настоящем у драматических событий. От пневмонии умерла его любимая дочь Софья. У самого Фрейда обнаружилось тяжелое заболевание, которое навсегда связало его с болью.

Теоретические изыскания Фрейда также способствовали перемене во взглядах. Были накоплены многочисленные данные, которые нельзя было объяснить одним стремлением к удовольствию или даже попыткой спра­виться с неприятными переживаниями. Среди таких контраргументов: навязчиво повторяющиеся (мучительные!) воспоминания о травматичес­ком событии, проигрывание детьми пугающих ситуаций, а также кошмар­ные сновидения, весьма далекие от исполнения желаний. В связи с этим Фрейд писал:

«В психической жизни действительно имеется тенденция к навязчивому повто­рению, которая выходит за пределы принципа удовольствия»15.

К этой же группе фактов можно отнести поразительно упорное стрем­ление людей воевать друг с другом. Фрейд стал свидетелем не только ужас­ных последствий. Первой мировой войны, но и нависшей над Европой де­монической тени фашизма.

Одновременно на практике Фрейд активно исследовал индивидуаль­ное значение таких явлений, как амбивалентность, агрессивность, садизм и мазохизм. Данные феномены встречаются не только в случае наруше­ний, например и рамках невроза навязчивых состояний или меланхолии (депрессии), но и в обычных условиях. Фрейд указывал также на распро­страненность мучительного чувства вины и парадоксального сопротивле­ния лечению со стороны пациентов.

Влечение к смерти, по определению Фрейда, противоположно влечению к жизни и нацелено на полное устранение напряжения, на возвращение живого к неорганическому состоянию. Фрейд указывал на неизбежность смерти и в связи с этим существующее внутреннее стремление всех живых организмов к ней.

Эрос — это связь; цель его —

создавать и сохранять все более крупные

единства, тогда как цель влечения к смерти, наобо­рот.

3. Фрейд

В свою очередь, перед сексуальными влечениями стоит задача обезору­жить это разрушительное действие. Поэтому либидо обращает часть де­структивной энергии вовне, на внешние объекты. Деструктивную энер­гию, направленную вовне, Зигмунд Фрейд и называл агрессией.

Агрессия действует по ту сторону

принципа удовольствия.

3. Фрейд

Другая часть влечения к смерти остается внутри организма, во власти

либидо. Фрейд считал тенденцию к саморазрушению первичной силой, а агрессию — вторичной. Основными проявлениями влечения к смерти при­знавались внешняя агрессия, садизм и мазохизм.

Отказ от агрессии представляет пер­вую

и, быть может, самую трудную жерт­ву, которую

общество должно потребовать от индивида.

3. Фрейд

Таким образом, теория влечений Зигмунда Фрейда претерпела несколь­ко превращений: от резкого разграничения сексуальных влечений и вле­чений самосохранения к обобщению данных влечений в единое понятие «влечение к жизни», противопоставленное влечению к смерти.

В настоящее время большинство исследователей признают, что инстин­ктивных влечений в чистом виде не существует. Поведение человека рас­сматривается как сложное взаимодействие сексуальных влечений, агрес­сивных побуждений, сил «Я» и требований окружающей среды. Тем не мете образ могущественных влечений, наполняющих человека внутренней энергией, более века остается главной метафорой психоанализа.

Теория влечений — это

так сказать, наша мифология.