Влечения и их судьба
Влечения — это мифические существа,
величественные в своей неопределенности.
3. Фрейд
Длительное время психоанализ упрекали в «биологизаторстве». Действительно, первоначально фрейдовская теория была биологически ориентированной и подчеркивала первичность инстинктов. Говоря об инстинкте, Фрейд имел в виду биологически наследуемое поведение, характерное для вида в целом.
В широком смысле инстинкт — это жесткая схема поведения, которая постепенно разворачивается во времени и почти не изменяется в течение жизни. Этот паттерн как бы подчинен заранее заданной биологической цели и привязан к определенному внешнему объекту. Современная наука признает существование инстинктов у человека, но подчеркивает их принципиальное отличие от животных инстинктов — у человека они почти не проявляются в чистом виде, поскольку с первых минут жизни регулируются социальными условиями.
На вопрос: «Существуют ли в человеке унаследованные психические образования, подобные инстинктам животных?» Фрейд отвечал положительно. Аналогом инстинктов он признавал «унаследованные филогенетическиечские схемы», о которых мы можем судить по так называемым «первичным фантазиям». Первофантазмы — некие бессознательные структуры, которые необязательно являются следствием пережитых индивидом событий, но выступают результатом развития всего человечества. Это могут быть сцены внутриутробной жизни, каннибализма, кастрации, полового акта между родителями, соблазнения. На основе данных врожденных структур формируются более сложные фантазии. Так, у некоторых людей присутствует фантазия, что они были свидетелями интимных отношений собственных родителей, хотя в действительности они этого не видели.
В ранних психоаналитических теориях термин «инстинкт» использовался в более широком значении — для описания мотивационных сил человеческого поведения вообще. Однако, если инстинкты не играют главную роль в жизни человека, что в таком случае лежит в основе его поведения? Для обозначения внутренних мотивационных сил, обусловливающих активность человека, Фрейд в 1905 году предложил новый термин «влечения» (в немецком варианте Trieb — «инстинкт, толчок, импульс»). Со временем теория влечений стала краеугольным камнем психоанализа.
По определению Фрейда, влечение — это постоянная динамическая сила, подталкивающая человека к действию. Оно исходит не из внешнего мира, а изнутри организма. Влечение происходит из телесных раздражений, однако к последним не сводится. Фрейд писал:
«Влечения — это то, что находится на границе психического и соматического, как психические репрезентации (в сознательном, предсознательном или бессознательном) стимулов, порождаемых физиологическими процессами»13.
В работе «Влечения и их судьба» (1915 год) Фрейд в качестве основных характеристик влечения назвал: напряжение, источник, цель и объект.
Напряжение влечения — это «сумма его силы», «двигательный момент», его энергия. В связи с этим влечение переживается человеком как внутреннее давление, побуждающее к активности.
Под источником влечения понимают тот соматический процесс в каком-либо органе или части тела, раздражение которого выражается во влечении. Это выражается в состоянии телесного возбуждения. Целью влечения, по Зигмунду Фрейду, всегда является удовлетворение, которое достигается в результате устранения возбуждения,
Наконец, объектом влечения выступает тот объект, на котором или посредством которого влечение может достичь своей цели удовлетворения. Фрейд отмечает, что это самый изменчивый элемент влечения. Объектом удовлетворения могут выступать как внешние объекты, так и части собственного тела. Один и тот же объект может служить одновременно для удовлетворения нескольких влечений. Особенно тесная привязанность влечения к объекту называется «фиксацией».
Первоначально Фрейд выделял две группы влечений: сексуальные влечения (сохранения рода) и влечения «Я» (самосохранения). Метафорически это можно выразить как «любовь и голод». У маленьких детей два влечения слиты воедино, но по мере развития они отделяются друг от друга. По мнению Зигмунда Фрейда, в их противоположности заключается вся суть психического конфликта.
Влечения «Я» порождают множество потребностей, связанных с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида и самосохранения. Поскольку влечения «Я» могут быть удовлетворены лишь посредством реального объекта, они очень быстро переходят от принципа удовольствия к принципу реальности, в то время как сексуальные влечения остаются во власти первого.
Сексуальные влечения, напротив, могут получить удовлетворение не только с помощью внешнего объекта, но и благодаря собственному телу, а также фантазиям. Они многочисленны и проистекают из разнообразных органических источников. Целью каждого из них является телесное наслаждение. Они обладают поразительной способностью замешать друг друга и изменять свои объекты, если прямое удовлетворение невозможно.
Говоря о судьбе сексуальных влечений, Фрейд (1915 год) описывает четыре возможных способа их превращения в норме и патологии:
-
превращение влечения в свою противоположность;
-
реактивное образование (изменение неприемлемого в приемлемое);
-
вытеснение (изгнание из сознания неприемлемых представлений или чувств);
-
сублимация (смешение влечения на несексуальные цели).
Фрейд тщательно исследовал первый путь — превращение сексуальных влечений в свою противоположность. Хорошо известно, что страстная любовь при неблагоприятных обстоятельствах может перейти в свою противоположность — испепеляющую ненависть, а страх — в ярость.
В норме способность сексуальных влечений превращаться в свою противоположность проявляется в форме амбивалентности — одновременного переживания противоположных чувств. Эта особенность человеческой психологии широко отражена в языке. Мы говорим: «Страшно интересно», «Ужас как хорошо», «Умираю от любви» и т. д. Любой из нас испытывает одновременно и положительные и отрицательные чувства к близким людям, которых мы, несомненно, любим.
Фрейд выделяет три ведущие формы проявления амбивалентности влечений: любовь — ненависть; садизм ~ мазохизм, стремление показывать себя — стремление к подглядыванию. При этом он добавляет, что любовь способна не на одну, а на три противоположности:
-
любовь — ненависть;
-
любить —быть любимым;
-
любить другого человека — любить самого себя.
По мнению Фрейда, ненависть порождается не сексуальными влечениями, а влечениями самосохранения и выражает отношение ко всему чужому (опасном) из внешнего мира. Если позже объект превращается в источник наслаждения, он становится любимым и в то же время сливается с «Я». Аналогично этому, первоначальный садизм может обратиться против себя и стать пассивным мазохизмом. Фрейд приходит к важному заключению:
«Участь влечений состоит в том, что они подвергаются влиянию трех полярностей, господствующих в душевной жизни. Из этих трех полярностей активность — пассивность можно было бы назвать биологической, я — внешний мир — реальной и, наконец, наслаждение — неудовольствие — экономической полярностями»14.
Несмотря на то, что классификация влечений Фрейдом постоянно развивалась, неизменным оставалось признание их полярности. Фрейд полагал, что всякая мотивация в конечном счете сводится к двум противоположным тенденциям. В связи с этим теорию Фрейда нередко называют дуалистической теорией.
В отношении влечений можно выделить несколько дихотомий, предложенных в разное время Зигмундом Фрейдом, например:
1) сексуальные влечения — влечения к самосохранению (влечения «Я»);
2) объектная любовь (направленная вовне) — любовь к себе;
3) сексуальные влечения — агрессивные влечения;
4) влечение к жизни — влечение к смерти.
В ходе жизни теоретические представления Фрейда претерпели значительную эволюцию. В 1920 году в работе «По ту сторону принципа удовольствия» он объединил сексуальные влечения и влечения самосохранения в единое целое — влечение к жизни (Эрос). Под влиянием идеи Сабины Шпильрейн Фрейд также ввел новый термин — «влечение к смерти». Мрачное понятие имело трагичную судьбу. Оно не было принято учениками и последователями Зигмунда Фрейда. До сих пор вопрос о влечении к смерти остается одним из самых спорных вопросов психоанализа.
Каковы же причины, побудившие Фрейда сделать столь рискованный шаг? Психоанализ учит нас отыскивать причины, прежде всего, в личных обстоятельствах. К моменту написания работы «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд пережил несколько по настоящем у драматических событий. От пневмонии умерла его любимая дочь Софья. У самого Фрейда обнаружилось тяжелое заболевание, которое навсегда связало его с болью.
Теоретические изыскания Фрейда также способствовали перемене во взглядах. Были накоплены многочисленные данные, которые нельзя было объяснить одним стремлением к удовольствию или даже попыткой справиться с неприятными переживаниями. Среди таких контраргументов: навязчиво повторяющиеся (мучительные!) воспоминания о травматическом событии, проигрывание детьми пугающих ситуаций, а также кошмарные сновидения, весьма далекие от исполнения желаний. В связи с этим Фрейд писал:
«В психической жизни действительно имеется тенденция к навязчивому повторению, которая выходит за пределы принципа удовольствия»15.
К этой же группе фактов можно отнести поразительно упорное стремление людей воевать друг с другом. Фрейд стал свидетелем не только ужасных последствий. Первой мировой войны, но и нависшей над Европой демонической тени фашизма.
Одновременно на практике Фрейд активно исследовал индивидуальное значение таких явлений, как амбивалентность, агрессивность, садизм и мазохизм. Данные феномены встречаются не только в случае нарушений, например и рамках невроза навязчивых состояний или меланхолии (депрессии), но и в обычных условиях. Фрейд указывал также на распространенность мучительного чувства вины и парадоксального сопротивления лечению со стороны пациентов.
Влечение к смерти, по определению Фрейда, противоположно влечению к жизни и нацелено на полное устранение напряжения, на возвращение живого к неорганическому состоянию. Фрейд указывал на неизбежность смерти и в связи с этим существующее внутреннее стремление всех живых организмов к ней.
Эрос — это связь; цель его —
создавать и сохранять все более крупные
единства, тогда как цель влечения к смерти, наоборот.
-
в том, чтобы разрывать с вязь и тем самым разрушать
-
предметы.
3. Фрейд
В свою очередь, перед сексуальными влечениями стоит задача обезоружить это разрушительное действие. Поэтому либидо обращает часть деструктивной энергии вовне, на внешние объекты. Деструктивную энергию, направленную вовне, Зигмунд Фрейд и называл агрессией.
Агрессия действует по ту сторону
принципа удовольствия.
3. Фрейд
Другая часть влечения к смерти остается внутри организма, во власти
либидо. Фрейд считал тенденцию к саморазрушению первичной силой, а агрессию — вторичной. Основными проявлениями влечения к смерти признавались внешняя агрессия, садизм и мазохизм.
Отказ от агрессии представляет первую
и, быть может, самую трудную жертву, которую
общество должно потребовать от индивида.
3. Фрейд
Таким образом, теория влечений Зигмунда Фрейда претерпела несколько превращений: от резкого разграничения сексуальных влечений и влечений самосохранения к обобщению данных влечений в единое понятие «влечение к жизни», противопоставленное влечению к смерти.
В настоящее время большинство исследователей признают, что инстинктивных влечений в чистом виде не существует. Поведение человека рассматривается как сложное взаимодействие сексуальных влечений, агрессивных побуждений, сил «Я» и требований окружающей среды. Тем не мете образ могущественных влечений, наполняющих человека внутренней энергией, более века остается главной метафорой психоанализа.
Теория влечений — это
так сказать, наша мифология.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов