Ж. Сегал
Например, было время, когда американцы с настороженностью воспринимали рекламу мыла «Ivori». Сегодня почти каждый из них знает мифологизированную историю о том, как судьба свела двух иммигрантов Вильяма Проктера и Джеймса Гембла. Один занимался изготовлением свечей, другой был мыловаром. Они никогда бы не встретились, если бы не женились на двух сестрах, Оливии и Елизавете Норрис, чей отец убедил зятьев стать партнерами. Такова легенда одной из крупнейших в мире компаний, являющейся правообладателем более 300 глобальных брендов. Подобные истории — это часть национального фольклора.
Мифологизация проявляется уже на этапе выбора названия организации, в качестве которого нередко используются имена античных богов и героев. Множество фирм связали свою судьбу с образами таких мифологизированных персонажей, как Гермес, Меркурий, Гефест, Кентавр или Афродита.
Построение рекламы на основе мифа является не частым, но запоминающимся культурным событием. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести ролик режиссера Тарсема «Добро против зла», завоевавший приз прессы на Каннском фестивале в 1996 году. На античном стадионе проходит футбольный матч между силами добра и зла. Сипы зла выразительны, но абстрактны. Силы добра представлены «командой мечты», возглавляемой легендарным Эриком Кантана. Добро, обутое в бутсы с логотипом «Nike», одного из мировых лидеров по производству спортивной одежды и обуви, побеждает.
Среди элементов мифологического сюжета особое место занимает мифологема звезды, символизирующая харизматическую энергию и космическую мощь. Она особенно прижилась в таких сферах, как кино, политика, эстрада, мода, спорт. В астрологии и других астральных мифах звездам приписывается особое магическое воздействие на судьбу и поступки людей. Примером рекламного ролика, содержащего данную мифологему, выступает реклама из серии «Всемирная история» режиссера Тимура Бекмамбетова, снятой по заказу банка «Империал». Перед нами царское застолье по поводу Сочельника. Александр Суворов грустит на званом ужине императрицы. Екатерина изумляется: «А что это граф Суворов ничего не ест?» Суворов отвечает: «Ждем-с! До первой звезды нельзя!» Екатерина с иронией парирует: «Звезду генералиссимусу!» Мы в очередной раз убеждаемся как привычная звезда, вписанная в рекламный сюжет умелой рукой мастера, может наполнить его особым очарованием и притягательной силой. Звезда — не единственный архаичный образ, украшающий рекламную продукцию. Наряду с ним широко используются архетипы солнца, пирамиды, золота, королевской власти, мудрого старца, добродетельной матери.
Исследователи заметили, что при чрезвычайном многообразии национальных мифов некоторые мотивы повторяются независимо от времени и места. Среди наиболее популярных мифологических тем следует назвать следующие:
-
сотворение мира (космогонические мифы);
-
появление человека (антропогонические мифы);
-
появление богов (теогонические мифы);
-
колдовство и шаманизм;
-
родство и дружба человека с животными и растениями (антропоморфические мифы);
-
добро и зло (дьяволы и ангелы);
-
преодоление трудностей;
-
борьба героя с чудовищем (драконом, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, Минотавром);
-
превращение пугала (чудища) в прекрасного человека (красавицу);
-
отношения матери и падчерицы (Золушка);
-
мудрость и верность жены (Пенелопа, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная);
-
добывание чудесных предметов и существ (золотое руно, волшебное кольцо, золотая рыбка, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка);
-
коварство братьев и помощь преданных друзей.
Например, в рекламе косметики чаще всего разрабатывается мифологема чудесного преображения заурядности в совершенство, в рекламе техники — приобретение какого-либо волшебного свойства.
В рекламных кампаниях также воспроизводятся религиозные мифы, например библейские сюжеты. Так, компания «Pirelli» использовала для своих рекламных постеров имидж спортсменов с мировыми именами. На одном из них знаменитый футболист Рональде в своей футболке с № 10 с распростертыми руками нависал над пространством, вызывая ассоциации с известной статуей Христа в Рио-де-Жанейро.
В основе огромного числа рекламных и PR-акций лежат народные мифологемы. В знаменитой рекламе «МММ» в образе Лени Голубкова легко узнается любимый русским народом сказочный персонаж — Иванушка-дурачок. В других случаях воссоздаются образы трех богатырей, царя, русской красавицы или серого волка. Русские сказки, хронологически возникшие гораздо позже древних мифов, также являются иносказательной формой вечных коллизий жизни. Мифологические образы и мотивы можно назвать «проторенными дорожками» в коллективной душе. Они близки и узнаваемы на уровне генетической памяти, вследствие чего проникают в душу отдельных людей практически без сопротивления. В обход цензуре они обеспечивают символическое исполнение самых древних и неосознаваемых желаний. Подтверждение этому мы находим в работах известного филолога Владимира Проппа, который писал:
«Человек переносит в сказку не только формы своей жизни, он переносит туда свои интересы и идеалы. Волшебные средства, приносимые оттуда, обеспечивают человеку вечное благоденствие»106.
В отдельную категорию следует выделить политические, исторические и этнические мифы. К первым относятся мифы о формах государственного жизнеустройства: имперские, тоталитарные, коммунистические, социалистические, либерально-демократические. С течением времени многие исторические явления начинают приобретать качества мифа. Например, в категориях мифа можно говорить о таких трагических событиях, как охота на ведьм, Большой террор, Вторая мировая война, «холодная» война, Хо-локост... К мифам этнической идентичности следует также отнести национальное самосознание и культурный национализм.
Основу политических мифов составляют архетипы и символы. Например, утверждение ленинских идей после Октябрьской революции 1917 года, с ее первыми декретами о земле и мире, во многом опиралось на утопические архетипы русского народного сознания о соборности и общности. В СССР на рубеже 1970-х годов, именуемых периодом «застоя», когда явно обозначился кризис доверия к официальной власти, возникла бесконечная серия анекдотов о Василии Ивановиче Чапаеве, его ординарце Петьке и пулеметчице Анке. Эти фольклорные персонажи пришли из официальной государственной мифологии, создававшейся в 1930-е годы, когда на экранах появился фильм «Чапаев» режиссеров Георгия и Сергея Васильевых. Картина, едва появившись, мгновенно обрела статус культовой. Похожую судьбу имели многие другие мифологические герои советского пантеона славы: Щорс, Матросов, Зоя Космодемьянская, Штирлиц...
Наряду с архетипами, символами и созданными на их основе мифами в рекламе обыгрываются такие элементы коллективной жизни, как ритуалы и народные традиции. Групповые ритуалы представляют собой повторяющиеся символические действия в различных сферах социальной жизни. Религиозные обряды, политические протоколы, народные праздники, корпоративные традиции — все это примеры важнейших ритуальных действий. Каждый ритуал имеет собственную историю и смысл.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов