Мифологизация имиджа
Миф — это фантастический образ,
который порождается мощными
бессознательными силами.
К. Юнг
Символы, объединенные единой, сюжетной линией, образуют мифы. В Толковом словаре Владимира Даля миф определяется как «сказочное, небывалое происшествие; иносказание в лицах, вошедшее в поверье». Другие значения — сказка, небыль, вымысел, легенда, выдумка, ложь или заблуждение. В психоанализе мифы рассматриваются как коллективные образы, которые не соответствуют действительности, но служат символическому удовлетворению бессознательных желаний людей.
Различают следующие виды мифов:
-
древние мифы;
-
мифологемы (народные сказания и сказки);
-
исторические мифы (интерпретации исторических событий);
-
политические (государственно-идеологические) мифы;
-
групповые (в том числе организационные и семейные) мифы;
-
личные мифы;
В психоанализе миф — фантастический образ, который порождается мощными бессознательными силами. Поскольку современному человеку отказано в удовлетворении деструктивных и сексуальных желаний, взамен общество санкционирует (поощряет) их символическое исполнение, в том числе в форме мифа.
Миф — это коллективная фантазия, служащая целям удовлетворения инстинктов, защиты и адаптации.
Мифы имеют древнюю историю. В них, как в волшебном зеркале, отражаются основные вехи человечества. Темы древних мифов касаются наиболее важных проблем жизни людей: рождения, смерти, отношений отца с детьми, взаимоотношений полов, борьбы и победы. Одновременно это и образная форма значимого переживания, и универсальные способы действий людей в рамках конкретного этноса.
Миф позволяет в образной форме выразить то, что чрезвычайно трудно или невозможно выразить в словах. Это могут быть внутриутробные или младенческие «до-сознательные» переживания. Кроме того, это и трудно вербализуемый телесный опыт, амбивалентные переживания, тайные желания. Наконец, это многочисленные внутренние конфликты, раздирающие человека, но недоступные его самонаблюдению и самоконтролю.
Мифы призваны обозначить необозначаемое и выразить невыразимое.
Значение мифов для психической реальности трудно переоценить. Они выполняют множество важных функций. Мифы в символической форме изображают общечеловеческие бессознательные представления и фантазии. Переживая содержание мифа, мы освобождаемся от переживаний и конфликтов, достигая катарсиса. Мифы наполнены поучительными примерами из истории человечества, вследствие чего они воспитывают и развивают нас. Мифы предостерегают от нежелательных действий и в то же время лечат от невыносимых переживаний. В целом мифы обладают могущественной силой воздействия на людей.
В арабских сказаниях, собранных под названием «Тысяча и одна ночь», читаем: «Поистине сказания о первых поколениях стали назиданием для последующих, чтобы видел человек, какие события произошли с другими, и поучался»98.
В чем секрет могущества мифов? Первой особенностью мифов является то, что любой миф является виртуальным (воображаемым) способом исполнения желания. Желания, производные влечений, являются самыми мощными мотиваторами нашего поведения. По этому поводу существует меткий афоризм «Не иметь денег нестрашно, гораздо страшнее не иметь желаний». Отсутствие желаний равнозначно психологической смерти. Мифы «фантазийны» — они оживляют на экране нашего воображения бессознательные представления и побуждения. Мифы не только обнажают человеческие желания, но и выражают их в образно-художественной форме. А все красивое, необычное и интересное притягивает. В реальной жизни многие желания не могут быть осуществлены в силу разных причин, в том числе потому что существует страх наказания со стороны общества и еще более сильный страх — собственной совести. Символический язык мифа, язык метафор и иносказаний, позволяет человеку избежать стыда или укоров совести. Символы усыпляют Супер-Эго, позволяя влечениям беспрепятственно выходить на арену психической жизни и достигать фантазийного удовлетворения.
Следующим источником силы мифа является его масс-образующий характер. Например, за древнегреческими мифами стоит вся европейская цивилизация. За народными сказками — история отдельного этноса. За корпоративными мифами — история и традиции всей организации. Наконец, семейные мифы олицетворяют семью как целое. Приобщение к мифу означает идентификацию с каким-либо «масс-образованием», иначе говоря — с общностью людей. Сливаясь с массой, мы впитываем ее поучительный опыт, ощущаем ее пророческую силу. Мы становимся частью чего-либо огромного и могущественного, ощущая прилив энергии и сил.
При знакомстве с древними сказаниями обращает на себя внимание тот факт, что тысячелетия не изменили сущности людей. Современные мужчины, не менее арабского шаха, боятся неверности супруги. Те же, кто стали жертвами женского коварства, по крайней мере в своем воображении, жаждут отмщенья и наказания. Сказка позволяет проделать это в своей фантазии. Таким образом, мифы предостерегают, поучают и очищают.
Сила мифа настолько велика, что в психологической практике уже давно используется метод сказкотерапии. Суть его заключается в том, что человек (возраст не играет роли) придумывает или прослушивает сказки, аналогичные своей личной истории. Сказкотерапия особенно эффективна в случае травматических переживаний. Мировая мифология содержит указание на собственные психотерапевтические возможности. В той же « Тысяче и одной ночи» мудрая дочь визиря Шахерезада спасает себя и других девушек от казни, рассказывая каждую ночь новую сказку шаху Шахрияру. Таким способом Шахерезада помогает своему повелителю постепенно справиться с невыносимыми воспоминаниями об измене его прежней жены и навязчивым желанием убивать вновь и вновь взятую им женщину.
Мифы раскрывают душу как отдельного народа, так и всего человечества. Перефразируя знаменитое высказывание Зигмунда Фрейда, можно сказать, что миф — королевская дорога в коллективное бессознательное.
Анализ повторяющихся мифов дает ценный материал. Разбирая наиболее жизнестойкие из них, можно выделить универсальные мифологические идеи — мотивы. Следуя тропами психоанализа, обратимся к древним греческим мифам, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет.
Вначале был безграничный, темный Хаос. Не было Земли и Неба. Но прошли миллионы лет, и Небо (Уран) отделилось от Земли (Геи). Уран вступил в брак с Геей. От этого союза произошли титаны: Кронос (или Хронос, у римлян — Сатурн, Время), Океан (отец рек), Атлант (олицетворяющий горы) и Иапет (прародитель человеческого рода). Родились и другие дети — циклопы и сторукие великаны, но Уран вверг их обратно в недра земли.
Возмущенная этим Гея подговорила своего сына Кроноса во главе с другими титанами восстать против отца. Кронос победил Урана, и кровь раненого, упавшая на землю, породила страшных фурий. Раненый Уран предсказал Кроносу, что он тоже будет побежден сыновьями.
Кронос вступил в брак с сестрой Реей. Озабоченный предсказанием, Кронос пожирал всех своих новорожденных детей. Рея, видя, какая судьба уготована ее детям, прибегла к хитрости. Когда родился Зевс (в римской мифологии — Юпитер), она спрятала ребенка, а вместо него отдала Кроносу завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его, не заметив обмана.
Рея спрятала своего сына на острове Крит, где нимфы кормили его медом, который приносили пчелы, и молоком козы Амалфеи. Чтобы крики сына не достигли ушей Кроноса и не открыли ему тайну, Рея заставила своих спутников — куретов — плясать вокруг Зевса, заглушая его крики ударами мечей о щиты. (Этим объясняется происхождение воинских плясок.)
Когда Зевс вырос, Рея дала Кроносу напиток, выпив который тот отрыгнул находящихся в нем детей: Геру, Посейдона, Деметру, Гестию и Аида (Плутона).
Соединившись с ними, Зевс низверг отца. Началась борьба титанов и новых богов. Себе на помощь Зевс вывел из недр земли (Тартара) циклопов и сторуких великанов. В конце концов победили боги. Они воссели на вершине горы Олимп, а титаны были низвергнуты в Тартар. Зевс стал богом богов, Посейдон — богом морей, Аид — богом подземного царства.
Новые боги, которых древние греки представляли враждующими с поколением гигантов и чудовищ (горгоны, фурии, гиганты, титаны и т. д.),
стали идеальным воплощением различных видов человеческой деятельности и добродетелей: знания и культуры.
Мы видим, что на экран космогонического мифа99 люди спроецировали собственные мощные импульсы, которые под влиянием культуры вытеснились в область бессознательного. Влечения продолжают влиять на наше поведение, но в косвенной, видоизмененной форме. Так, миф о сотворении мира напоминает нам о вечном кресте человека — его смертности и такой же неутолимой тоске по бессмертию. Миф возводит в ранг вечной темы борьбу за власть и восстание сыновей против власти своего отца, связанных с природным ужасом перед родителем, «пожирающим своих детей». В соответствии с психоаналитическими воззрениями, слабость человека и его смертность породили мечту о совершенном отце и совершенном человеке — мечту о боге. Тысячелетия усложнили, но не изменили человека, заточив его сущность в форму мифа.
Другой древний миф связал воедино бога любви Эрота и земную царевну Психею.
У одного земного царя было три дочери-красавицы. Красота младшей дочери Психеи не поддавалась никакому описанию. Увидев ее, люди преклоняли колени и воздавали ей такие почести, как будто перед ними была Афродита. Возмущенная Афродита, мучимая завистью к своей сопернице, попросила своего сына Эрота наказать обидчицу. Обе сестры Психеи вышли замуж за царей, одна Психея не могла найти себе супруга. Ее отец спросил у оракула, что является тому причиной, и в ответ получил приказание выставить дочь на горе, где она должна ожидать своего суженого. «Ее супругом будет бессмертный, у него крылья, как у хищной птицы, и, подобно этой птице, он жесток и коварен».
Повинуясь оракулу, отец отвел Психею на скалу и оставил ее там ожидать таинственного супруга. Дрожа от страха и ужаса, девушка заливалась слезами, как вдруг западный ветер Зефир нежно приподнял ее и понес на своих крыльях в прекрасную долину. Это Эрот, очарованный Психеей, упросил Зефира перенести красавицу в свои чертоги, куда бог являлся к ней в глубокой тьме. Психея попала в прекрасный дворец. По ночам ее посещал таинственный супруг, но она не видела его, только слышала нежный голос. Супруг попросил ее не стараться узнать, кто он. Лишь только она это узнает, сразу же наступит конец их блаженству.
Сестры из зависти убедили Психею зажечь светильник ночью и посмотреть на спящего супруга, уверяя, что это, наверное, какое-нибудь чудовище. Однажды Психея зажгла светильник и увидела на брачном ложе Эрота. Рука ее дрогнула, и капля горячего масла из светильника упала на плечо спящего. Эрот проснулся и, разгневанный, покинул испуганную царевну. В отчаянии Психея побежала за ним, но напрасно — за богом угнаться невозможно. Долго блуждала в поисках возлюбленного печальная Психея, и повсюду Афродита преследовала ее своей ненавистью. Как-то жестокая богиня послала Психею к владычице подземного царства Персефоне за волшебным ящиком, в котором якобы хранилась красота, запретив в него заглядывать. Психея, надеясь получить частичку красоты для себя, открыла заветный ящик. Но вместо красоты из него вырвались ядовитые испарения, вдохнув которые Психея погрузилась в глубокий сон. Однако Эрот разыскал любимую и поцелуем разбудил ее. Он велел ей скорее отнести ящик Афродите, а сам отправился к Зевсу и попросил его вступиться перед матерью за возлюбленную. Зевс, вняв просьбе сына Афродиты, даровал Психее бессмертие. Вознесенная на Олимп, она стала супругой Эрота. От союза Психеи с богом любви родилась дочь — Блаженство (Счастье).
В форме этого мифа до нас дошло древнее метафорическое изложение истории человеческой любви. Любовь приносит многочисленные страдания. Страшная пугающая сила лежит в ее основе. Этот страх любви приходится преодолевать во имя более могущественной силы. И как бабочки к огню, люди стремятся к ней, направляемые слепой силой либидонозного влечения. Наряду с властью любовь выступает еще одним способом справиться со страхом и ощутить райское бессмертие.
На первичные мифы наслаиваются мифологемы последующих поколений. Мифологемы имеют форму легенд, былин и сказок. Исследования подтверждают тот факт, что древние сказки китайцев, европейцев и индусов имеют много общего. Сюжеты современных сказок также многократно перекликаются. Например, современный диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище» в точности повторяет сюжет русской сказки об аленьком цветочке, изложенной С. Т. Аксаковым, а обе — коллизии древнего мифа об Эроте и Психее. Возможно, верна гипотеза о заимствовании сказок, об их межкультурной трансляции путешественниками. Однако кажется не менее правдоподобной версия о существовании единого коллективного бессознательного, определяющего сходство как в психологии народов, так и в их сказках.
Мифы передаются из поколения в поколение через произведения искусства, групповые ритуалы, игры и фольклор. Другой источник мифологического сознания — семейное воспитание, в том числе народные сказки, которыми родители наполняют раннее детство своего чада. Сказки способствуют разрешению инфантильных конфликтов. Например, одна из самых ранних детских сказок — «Курочка-ряба» — в символической форме воспроизводит травму рождения: «Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. Мышка побежала, хвостиком махнула — яичко покатилось и разбилось». Известно, что яйцо символизирует жизнь и ее начало.
Другая мифологема — «Колобок» — может считаться фантазийной реализацией архаического страха быть проглоченным своими родителями (сородичами), а также болезненного процесса сепарации от матери: «Колобок-колобок, я тебя съем». Обращает на себя внимание тот факт, что в сказках для самых маленьких детей родители заменены фигурами бабушки и деда. В мифах, как в сновидениях, многое искажается и маскируется для снижения бдительности защит и болезненности переживаний.
Сказка «Волк и семеро козлят» также наполнена родительскими фигурами и символами. Страшного, вселяющего ужас, «плохого» отца олицетворяет коварный и жестокий волк. Одновременно с этим охотники выступают спасителями и персонификацией той части родителя, которую ребенок воспринимает как «хорошую». Таким образом, отцовский объект в субъективном мире ребенка оказывается расщепленным на две части, вызывающие противоречивые чувства. Многократное повторение сказки помогает ребенку соединить фантазийные половинки отцовского образа в целостный внутренний объект.
Аналогичные процессы происходят с более значимым на первых годах жизни материнским объектом. Такой персонифицированный материнский объект, как коза, одновременно заботится о своих детях и оставляет на съедение волку. Другой материнский символ — печка, в которой прячется и спасается маленький козленок, воспроизводит телесное ощущение материнской утробы — «материнского рая», дающего ощущение тепла и полной защищенности.
Исследуя исторические корни русских «волшебных» сказок, Владимир Пропп100 выделил несколько стойко повторяющихся мотивов. Среди них: чудесное рождение героя (рождение богатыря и т. д.), причинение какого-либо ущерба или вреда герою (похищение, изгнание и т. д.), желание иметь что-либо (царь посылает сына за Жар-птицей), отправка героя из дома, встреча героя с дарителем, который дарит волшебное свойство или помощника, поединок с противником (змееборство и т. д.), возвращение, погоня; смерть (от рук братьев и т. д.), чудесное воскрешение, возвращение домой, испытание через выполнение трудных задач, женитьба и воцарение. Данные мотивы-темы составляют структуру большинства русских сказок, наполняющих бессознательную душу маленьких детей.
С возрастом изменяются содержание и характер интрапсихического конфликта, одновременно с этим социальные условия начинают играть намного большую роль в психической жизни индивида. Детей школьного возраста гораздо в большей степени привлекают сказки не предков, а современников. Гарри Поттер, рожденный фантазией английской писательницы Дж. Р. Ролинг, стал одним из любимейших персонажей миллионов современных детей. При ближайшем рассмотрении эта «новая» сказка воспроизводит те же вечные бессознательные мотивы. На одиннадцатом году-жизни Гарри Поттер, притесняемый «своими родителями», узнает, что на самом деле он — осиротевший сын волшебников, погибших в борьбе со злыми силами. Более того, Гарри обнаруживает, что сам обладает магической силой и является волшебником. Выясняется, что еще младенцем Гарри попал к родственникам, которые тщательно скрывали тайну его происхождения. Ранние годы жизни юного волшебника у этих людей в точности напоминают ситуацию с Золушкой, правда имеющей несколько иной конец. Если Золушка символизирует мечту девочки о необыкновенном избраннике, то образ Поттера реализует нарциссическую фантазию каждого мальчишки о великих подвигах и необыкновенной силе. В Хогвартской школе чародейства и волшебства Гарри Поттер сталкивается с самыми невероятными приключениями и опасными испытаниями. Следуя законам героического мифа, Поттер мужественно побеждает силы зла.
Как мы видим, мифологизированной оказывается не только культура народа, но и душа каждого отдельного человека. Перефразируя известное высказывание русского классика, можно сказать, что «все мы родом из мифа». В душе отдельного человека коллективный миф снова и снова воссоздает универсальный бессознательный контекст — раннего телесного и фантазийного опыта, сквозь призму которого человек воспринимает все последующие жизненные события.
Миф может быть не только коллективным, но и личным, т. е. может относиться к истории конкретного человека. Как отмечалось выше, ми-фодизайн широко используется в современном имиджмейкерстве при конструировании публичных образов политиков, шоу-звезд и других «народных героев».
Подмифодизайном понимается построение мифологического контекста для чего-либо или кого-либо. Применительно к личному имиджу чаще всего говорят о построении личного мифа, т. е. создании личной истории на основе мифологизированных образов и мотивов. Личная история может содержать реальные события жизни человека или выдуманные. В последнем случае обычно говорят о легенде. Для игровых сфер (например, шоу-бизнеса) это допустимо. Шоу-дивы активно «наговаривают» на себя для усиления интереса публики. Разводы, сексуальные девиации и другие пикантные детали с легкостью подаются жаждущей «зрелищ» публике. Например, миф Бориса Моисеева содержит историю о его раннем совращении и последующей гомосексуальной ориентации.
Современные исследования зрительских симпатий (Гольдхабер, 1981)101 показывают, что при восприятии телепередач чаще всего активизируются такие неосознаваемые образы, как:
-
герой;
-
антигерой (злодей);
-
загадочная личность.
Перечисленные образы возникают из вечных стремлений людей — преодолеть опасности, достичь желаемое могущество и бессмертие. Бессознательные мотивы и образы могут быть переданы с помощью вполне осознаваемых средств: имени, сюжетной линии, внешнего вида, поведенческих особенностей и символов.
Практика показывает, что при построении публичного образа чаще всего используется универсальный миф о герое. В данном случае понятие «герой» не идентично термину «главное действующее лицо». Герой — это особенный персонаж, имеющий специфические характеристики. Мотивы героического мифа заложены в основу великих образов мировой художественной культуры: Иисус, Геракл, Моисей, Король Лир, Гамлет. В имиджах публичных людей также нередко воссоздается героический мотив.
Фигура героя есть архетип, который
существует с незапамятных времен.
К. Юнг
Для принятия мифа о герое в качестве личного сценария важно понять глубинную сущность данного образа. Типичными чертами (мотивами) первичного мифа о герое являются:
-
благородное происхождение героя;
-
угроза жизни при рождении;
-
чудесное спасение со стороны животных или простых людей;
-
серьезные жизненные трудности и испытания судьбы;
-
подвиги (победа над драконом, чудовищем);
-
месть обидчикам (например, братьям);
-
героическая смерть;
-
чудесное возрождение;
-
заслуженное возвышение (наследование трона, получение почета и уважения).
Герой выступает главным персонажем мифа, с которым мы идентифицируем себя, на который проецируем наши скрытые стремления. Конечной целью мифа о герое является фантастическое удовлетворение скрытых желаний, при этом главная задача самого героя — победа над собственными страхами и страстями.
Одновременно мотив героя объясняет иррациональную страсть людей к риску. Например, одной из наиболее опасных профессий остается профессия дрессировщика. Каждый день на арене цирка вновь и вновь оживают архаичные картины древней жизни человека. Смертельный риск сменяется укрощением необузданной силы зверя. Герой, побеждающий чудовище, побеждает зверя в себе самом. Профессиональные дрессировщики говорят, что после неожиданного нападения хищника раненый человек жаждет скорее вернуться и посмотреть ему в глаза. Посмотреть в глаза зверю означает посмотреть в глаза собственному страху и победить его. В данном случае героический сценарий реализуется в полной мере.
В целом же герой — это тот, кто:
-
проходит трудный жизненный путь;
-
борется со злом или злодеями и побеждает;
-
совершает подвиги во имя простых людей.
Мотив героя, несмотря на его неосознаваемый характер, проявляется в самых разнообразных сферах нашей жизни. Многие люди, независимо от пола, остро нуждаются в героических переживаниях. В условиях современной жизни данные аффекты могут быть реализованы несколькими способами:
-
борьба за свой народ и служение народу;
-
борьба за идею, готовность страдать за нее;
-
служение другому человеку и совершение подвигов ради него;
-
возвышение через политическую или профессиональную карьеру;
-
преодоление опасностей в экстремальных видах деятельности или экстремальных профессиях.
При создании имиджа политика или делового человека чаще всего происходит опора на реальные события жизни прототипа. Но по большому счету, реальность мифа не имеет особого значения и зависит от сферы его применения. Главное, чтобы личная история воспроизводила основные коллизии общечеловеческих историй — древних мифов, легенд и народных сказок. Миф воздействует тайно — он вызывает интерес и притягивает людей независимо от их воли и знака порождаемых чувств: положительного или отрицательного.
Как на практике можно осуществить мифологизацию имиджа? Первый способ заключается в повторении сюжетных линий наиболее известных мифов и сказок при пересказе личной истории. Возможные варианты: лейтмотив Золушки, путь Ивана-царевича, история Иванушки-дурачка. При этом история мифологического героя пересказывается без упоминания его имени с изменением второстепенных деталей — места, времени и конкретных ситуаций. Таким образом, главной целью создания личного мифа или личной легенды является воспроизведение судьбы мифологического персонажа, в результате чего окружающие начинают приписывать черты сказочного образа реальному человеку, проецируя на него собственные бессознательные фантазии.
Второй способ можно назвать «персонализацией» — воссозданием яркого мифологического образа посредством повторения типичных деталей его внешности и поведения. Мифология предлагает нам сотни архетипов, прочно обосновавшихся в самых глубинных уголках нашей души. Например, чудовище, мудрый старец, всемогущий властелин, добрая фея, герой, предсказатель, богатырь, коварный Черномор, колдунья, спаситель и т. д. Благодаря воспринимаемому внешнему сходству волшебные свойства сказочных героев в определенной степени приписываются человеку, играющему мифологизированную роль.
Третий способ мифологизации имиджа — создание мифологического контекста. Для этого, не затрагивая сути имиджа, в него привносятся элементы известных легенд, сказок, популярных литературных произведений и фильмов. Возможные примеры: прическа Мэрилин Монро, шляпа ковбоя «Мальборо», бакенбарды Элвиса Пресли, кожаный плащ Глеба Жег-лова. Детали полюбившихся образов, по ассоциации, вызывают соответствующие чувства окружающих людей, которые с большой вероятностью будут перенесены на реального человека.
Групповые и личные мифы необязательно «делаются по заказу». Они совершенно спонтанно рождаются и существуют в форме разнообразных слухов. Слух — народная молва, непроверенные или неподтвержденные сведения о ком-либо или о чем-либо, которые передаются из уст в уста. Слухи существуют всегда и везде. В них, как в зеркале, отражаются скрытые желания и страхи людей. В соответствии с законами мифологического жанра, главными персонажами слухов выступают современные герои, злодеи и загадочные персоны.
Тематика слухов касается таких извечных вопросов, как секс, деньги, борьба, злодеяния, добродетели и чрезвычайные происшествия. Например, в коммерческой организации регулярно циркулируют слухи на следующие темы:
-
повышение или понижение зарплаты, заработная плата отдельных сотрудников фирмы;
-
предстоящие увольнения и сокращения;
-
нововведения, кадровые перестановки;
-
служебные романы;
-
действия конкурентов.
Слухи появляются постольку, поскольку фрустрируются, т. е. не удовлетворяются в нужной мере, базовые потребности людей в информации, впечатлениях и безопасности. Дефицит информации, грозящие перемены, нарастание внешней угрозы или внутреннего, эмоционального напряжения — все эти причины способствуют появлению самых невероятных фантазий в большой или малой группе людей. Обычно слухи опираются на отдельные фактические данные, которые, однако, многократно искажаются, преувеличиваются, сокращаются и дополняются случайными ассоциациями. Слухи внезапно появляются и постепенно затухают с течением времени.
Динамика происхождения слухов хорошо отражена в известном анекдоте.
Папа Римский прилетел в город N. Встречающие его журналисты задали ему среди прочих вопрос: «Как вы относитесь к публичным домам?» На что Папа дипломатично ответил встречным вопросом: «А что, разве в вашем городе есть публичные дома?» На следующее утро все городские газеты пестрели пикантными заголовками: «Первый вопрос, который задал папа, ступив на нашу землю, был такой есть ли в вашем городе публичный дом?»
Почему слухи так быстро и успешно распространяются? Потому что они содержат самую волнующую информацию. В то же время они просты, лаконичны и очень конкретны. Важен и тот факт, что слухи кажутся правдоподобными сведениями, являясь по сути своей сказками. Поскольку источник слухов анонимен — за них никто не несет ответственность. Благодаря перечисленным особенностям слухи повторяются из уст в уста, размножаясь с невероятной скоростью.
Одной из наиболее распространенных форм слухов являются личные истории. В простонародье их называют сплетнями. Они представляют собой непроверенную, слегка или существенно искаженную информацию о каком-либо лице. Личные слухи затрагивают, прежде всего, тайные стороны жизни конкретного человека: семью, общественные связи, прошлое, личные отношения, скрытые пороки.
Особой популярностью пользуются слухи о «первых лицах» в организации или государстве. Вышестоящий руководитель, независимо от своих реальных качеств, вызывает комплекс амбивалентных чувств подчиненных, включая страх, уважение, любовь, ненависть, презрение. Кроме того, человека, стоящего выше, невольно хочется «опустить». Вследствие этого преобладают «негативные» слухи о начальниках. Проявляя внешнее уважение и подчинение руководству, с помощью «грязных сплетен» люди пытаются освободиться от скрытых негативных чувств к нему. В этом смысле любой человек, обличенный славой или властью, должен быть готов постоянно выслушивать самые невероятные и нелицеприятные истории о своей персоне. Часто это фантазии о служебных романах или сексуальной жизни.
Слухи могут быть «хорошими» (полезными для прототипа) и «плохими» (вредными) для него. «Хорошие» слухи касаются прежних заслуг человека, его «полезных связей» с авторитетными и влиятельными людьми, идеальных семейных отношений, героических поступков, любовных побед, благотворительной деятельности, предстоящего повышения и т. д.
Среди «плохих» слухов, серьезно компрометирующих руководителя: подозрения его в нетрадиционной сексуальной ориентации, обвинения в воровстве или коррупции, информация о прошлых преступлениях, обвинения в использовании ресурсов организации или сотрудников в личных целях, некомпетентность как руководителя, низкий статус в обществе.
Для имиджа рядовых сотрудников представляет серьезную опасность информация на тему:
-
обвинение в нелояльности руководству;
-
неуважение к организации — ее ценностям, правилам и людям;
-
некомпетентность;
-
сотрудничество или личные отношения с конкурентами;
-
воровство;
-
плохие отношения с руководством и предстоящее увольнение.
Слухами можно руководить. Это профессионально делают политики, продюсеры, имиджмейкеры, специалисты в области рекламы и PR, неформальные лидеры и официально признанные руководители. Однако рассмотрение этого вопроса выходит за рамки настоящего исследования.
Подводя итог сказанному, мы можем сравнить публичный образ любого человека с многослойным пирогом, приготовленным из множества ингредиентов: имени и личной символики, внешнего облика и поведения, репутации и индивидуальных свойств. При этом весь пирог, сверху донизу, пропитан своеобразным «сиропом», состоящим из массовых стереотипов, установок и ассоциаций. При анализе имиджа и управлении им необходимо учитывать не только осознаваемые аспекты, но и глубинные эффекты. Это непросто. Проведенный анализ показывает, насколько многообразны и сложны «подводные течения» социальной перцепции — восприятия человека человеком.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов