logo
Змановская Е

Теория нарциссизма

Древние греки отвели феномену нарциссизма скромное место, навеки заточив его в форму одноименного мифа, весьма запутанного и неодно­значного.

Миф о Нарциссе20

Нарцисс (греч. — Наркисс) родился от связи речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. После его появления на свет предсказатель поведал родителям, что их первенец проживет долго, если не увидит своего лица.

Нарцисс вырос необычайно красивым и в то же время очень несмелым юношей. Всем занятиям он предпочитал одинокие прогулки по лесам. Так как он избегал общества своих сверстников и сверстниц, нимфы считали его самовлюбленным и высокомерным. Когда Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо, та с горя высохла на­столько, что от нее остался один голос. Подруги Эхо попросили могущественную Афродиту наказать Нарцисса. И Афродита услышала мольбы нимф. Она послала на землю богиню мести Немезиду и своего сына Эрота. Немезида направила Нарцисса к озеру, в водной глади, которого он впервые увидел свое лицо, а Эрот пронзил сердце юноши стрелой любви.

Так, по воле Афродиты Нарцисс влюбился в самого себя, вернее, в свое отраже­ние в водах лесного источника. По одной версии, стремясь обнять собственное отражение, нарцисс упал в воду и утонул. По другой — Нарцисс зачах от неразде­ленной любви к своему двойнику, увиденному на поверхности водной глади.

Узнав о смерти Нарцисса, нимфы сжалились над ним и решили достойно его похоронить. Но вместо тела они нашли шафранный цветок с белоснежными лепест­ками, впоследствии получивший имя героя.

В Спарте цветок нарцисса был излюбленным орнаментом, в остальных частях Греции он считался цветком смерти.

Мы видим, как миф соединил в едином образе, казалось бы, несоеди­нимые вещи — смерть, сексуальную любовь и любовь к самому себе. Од­новременно мы убеждаемся, что переживания людей по отношению к себе самому имеют такую же древнюю историю, как и их отношения с окружа­ющими. Нарциссизм развивался параллельно со становлением самосозна­ния человечества. Отдавая дань мифам, мы все же должны признать, что тема нарциссизма не была доминирующей в жизни древней цивилизации.

Нарциссизм также не был господствующим переживанием европейцев XIX века. Зигмунд Фрейд не сразу обратил внимание на этот феномен. В его первоначальных работах упоминания о нарциссизме отсутствуют.

Сам термин «нарциссизм» был предложен Некке в 1899 году па основе осуществленного Хэвлоком Эллисом сопоставления греческого мифа о Нарциссе со случаем мужской аутоэротической перверсии (сексуального «извращения»), Некке описал состояние, при котором человек относится к собственному телу как к сексуальному объекту — любуясь им, и лаская с последующим получением сексуального удовлетворения.

Зигмунд Фрейд впервые использует данный термин только в 1910 году (спустя 15 лет с момента зарождения психоанализа) для обозначения го­мосексуального выбора объекта. Фрейд показал, что гомосексуалист ви­дит сексуальный объект в самом себе, он исходит из нарциссической уста­новки и ищет похожего на себя молодого человека, которого он бы мог любить так же, как его любила мать.

Открытие нарциссизма подтолкнуло Фрейда к предположению о суще­ствовании особой стадии психосексуального развития, промежуточной между аутоэротизмом и объектной любовью (1911 год). В «Тотем и табу» он вы­сказывает точку зрения, что на определенном этапе развития субъект на­чинает видеть объект любви в самом себе, в своем теле, что позволяет све­сти воедино сексуальные влечения.

В 1914 году Фрейд впервые посвящает данному феномену специальную работу «К введению в нарциссизм». Фрейд признает нарциссизм универсаль­ным психологическим явлением, присушим человеческой природе вооб­ще, а не только ее частным патологическим проявлениям;

«Нарцизм в этом смысле является не перверзией, а либидонозным дополнени­ем к эгоизму инстинкта самосохранения, известную долю которого с полным правом предполагают у каждого живого существа»21.

Зигмунд Фрейд анализировал нарциссизм, прежде всего, на примере «парафрении» (формы шизофрении), которую он причислял к нарциссичес-ким неврозам, в отличие от собственно неврозов — «неврозов перенесе­ния» (конверсионной истерии, невроза навязчивости и истерии страха). Фрейд подчеркивал, что у невротиков хотя и нарушается нормальное от­ношение к реальности, но сохраняется эротическое отношение к людям в области фантазии. В случае же психозов:

«Либидо совершенно отщепилось от людей и предметов внешнего мира... Ли­бидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное "Я", и таким образом создается состояние, которое мы можем назвать нарцизмом22.

Зигмунд Фрейд выделил два вида нарциссизма — первичный и вторич­ный. Первичный (первоначальный) нарциссизм характеризует ранний период детства, когда либидо ребенка полностью обращено на себя, а субъективный и объективный мир слиты воедино. Младенец получает удо­вольствие преимущественно от своего тела, маленький ребенок верит в свое совершенство и всевластие.

Чуть позже особенности детского эгоцентрического мышления были экспериментально изучены (1923 год) швейцарским психологом Жаном Пиаже. Пиаже рассматривал эгоцентризм как славную особенность детс­кого (дошкольного) мышления. В ходе своих исследований он обнаружил в мышлении ребенка такие особенности, как магия (словам и жестам при­дается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (предметы наде­ляются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мыш­ления отражаются в эгоцентрической речи маленького ребенка, который говорит как бы «для себя», без обращения к окружающим.

В работе «К введению в нарциссизм» Фрейд обращает наше внимание, что у примитивных народов мы можем наблюдать «детские» черты, одно­временно схожие с бредом величия. Здесь — то же «всемогущество мыс­ли», вера в сверхъестественную силу слова, «магические» действия...

Таким образом, Фрейд рассматривал нарциссизм, прежде всего, как ста­дию психосексуального развития, приходящую на смену недифференци­рованному аутоэротизму и, в свою очередь, сменяющуюся стадией объект­ных отношений. Это означает, что в ходе развития некая часть либидо переносится на внешние объекты (объект-либидо), а другая часть остается в «Я» («Я»-либидо), Препятствия на пути развития объектной любви могут привести к фиксации на нарциссической стадии развития. В этом случае личность оказывается неспособной к длительной привязанности.

В норме лица, которые кормят ребенка и ухаживают за ним, становятся его первыми сексуальными объектами. Фрейд говорит:

«Первоначально человек имеет два сексуальных объекта: самого себя и воспи­тывающую его женщину»23.

Высшей фазой развития объект-либидо выступает состояние влюблен­ности, которая состоит в излиянии «Я»-либидо на объект. Для влюбленно­сти характерен как отказ от собственной личности в пользу любимого объекта, так и переоценка любимого человека — его идеализация.

«Идеализация — процесс, происходящий с объектом, благодаря которому этот обьект, не изменяясь в сущности, становится психологически более значимым и получает более высокую оценку. Идеализация одинаково возможна в облас­ти как "Я"-либидо, так и объект -либидо»24.

Фрейд выделяет два пути выбора объекта любви — по нарциссическому и опорному типам. Он отмечает: «Любишь: по нарциссическому типу:

а) то, что сам из себя представляешь (самого себя),

б) то, чем прежде был,

в) то, чем хотел бы быть,

г) лицо, бывшее частью самого себя;

по опорному типу:

а) вскармливающую женщину,

б) защищающего мужчину»25.

Например, любовь родителей к своим детям связана с возрождением их собственного детского нарциссизма. Родители любят ту личность, какими когда-то считали себя, когда сами были собственным идеалом. В то же вре­мя нередко родители ожидают, что ребенок будет соответствовать их «Я»-идеалу и реализует то, что им оказалось недоступным.

Зигмунд Фрейд отмечает тесную связь между нарциссизмом и таким образованием, как «Я»-идеал. Образование «Я»-идеала повышает требова­ния «Я». Совесть, входящая в идеал «Я», является той наблюдающей ин­станцией, которая дает нарциссическое удовлетворение или лишает его. Институт совести сначала воплощает родительскую критику, затем крити­ку общества. То, что не соответствует требованиям совести, может вытес­няться, образуя симптомы. Таким образом, идеал «Я,» также является об­щим идеалом семьи, класса или нации.

Нормальное развитие связано с отходом от первичного нарциссизма и стремлением вернуться к нему. Раскрывая этот механизм, Зигмунд Фрейд отмечает, что либидо перемещается на постепенно формирующийся «Я»-идеал и последующее удовлетворение достигается за счет осуществле­ния этого идеала.

Следовательно, паше психологическое самочувствие зависит от того, насколько мы нарциссически удовлетворены. Иными словами нарцисси­ческое удовлетворение имеет место, если: 1) мы любим; 2) наша привязан­ность находится в согласии с нашей совестью— с нашим «Я»-идеалом; 3) если любят нас. Зигмунд Фрейд пишет:

«Известная доля самочувствия первична, это остаток детского нарциссизма, другая часть исходит от подтвержденного опытом всемогущества (воплощения "Я"-идеала), третья часть — из удовлетворения объект-либидо»26.

Нарциссичсский возврат либидо к самому себе проявляется в норме во время сна или во время мучительной болезни. Нарушения распределения либидо между объектами и «Я» приводят к различной патологии. Напри­мер, невротики страдают от чувства малоценности и обеднения «Я» вслед­ствие слишком большой отдачи либидо (энергии) объектам '(значимым людям и переживаниям, связанным с ними).

При других нарушениях — психозах, напротив, соответствующая часть либидо полностью отнимается от внешних и внутренних объектов и обра­щается на «Я», что проявляется как отрыв от реальности. Данное наруше­ние рассматривается как регресс к состоянию первичного нарциссизма, Аналогично, вторичный нарциссизм характеризуется более поздним изъя­тием либидо из объектных отношений и обращением вновь на «Я».

В современном психоанализе термин «нарциссизм» используется чрез­вычайно широко. Он рассматривается как проявление энергии, обращен­ной на самого себя. Нарциссические переживания в той или иной степени присуши всем людям. Они многогранно проявляются в переживаниях по поводу себя и самооценке.

В дальнейшем психоаналитики сосредоточили внимание на межличност­ных аспектах нарциссизма, одновременно было введено понятие «нарциссическая личность».

В настоящее время нарциссизм изучается в двух основных значениях: как универсальное свойство психической жизни и как расстройство личнос­ти или характера.

Например, Отто Кёрнберг рассматривает нарциссический характер как следствие (1975 год) нарушения в психосексуальном развитии. Изначаль­но это связано с высоким уровнем «орального гнева», которое позже пре­образуется в чувство грандиозности, непереносимость оценок и склон­ность к эксплуатации других людей. Предположительно это может быть связано с эмоциональной депривацией, вызванной хроническим безраз­личием или тайной злобой матери. В то же время выраженные способ­ности или особые роли могут привести к ощущению собственной уни­кальности.

Чувство грандиозности или обладания особыми правами необходимо, чтобы скрыть «расколотое подлинное "Я"» или осознание реальных обсто­ятельств. Подлинное «Я» при этом содержит сильные, но в значительной степени неосознаваемые чувства зависти, страха, депривации и гнева. По­скольку, согласно теории Отто Кернберга, чувство грандиозности развива­ется в результате патологического процесса, его подход к лечению требует выявления и интерпретации неосознанных конфликтов для восстановле­ния поврежденных в результате задержки развития интрапсихических структур.

Хайнц Когут (1978год), напротив, рассматривает нарциссизм как форму нормального развития либидо, а не как патологическое отклонение в про­цессе развития либидо. В теории Когута патологический нарциссизм яв­ляется результатом задержки развития, которая происходит, когда такие важные структуры личности, как «грандиозное "Я"» и «идеализированный родительский образ» не интегрированы должным образом. Это связано, прежде всего, с разочарованием в матери, которая в силу определенных причин не смогла дать ребенку необходимое признание. Вследствие этого психоаналитик обязан относиться к пациенту с максимальным сочувстви­ем, добиваясь его принятия разочарования.

В других психоаналитических работах обращается внимание на эмоцио­нальные и поведенческие проявления нарциссизма. Так, нарциссическим личностям приписывается чрезмерная зависимость от похвалы или вни­мания окружающих людей, ощущение неуверенности и повышенной по­требности в одобрении.

Таким образом, тема любви к себе развивалась от объяснения гомосексуализма и мастурбации к описанию широкого спектра расстройств характера, объединенных названием «нарциссизм». В настоящее время нарциссизм рассматривается не только как устойчивое свойство индивида, а как характеристика целых культур.

Самочувствие является, прежде всего, выражением величины «Я».

3. Фрейд

«Я» И «ОНО»

Если проследить за развитием представлений Фрейда с момента опуб­ликования его первой книги о сновидениях в 1899— 1900 годах вплоть до его «Очерков о психоанализе» (1938 год), становится очевидным измене­ние его теоретической концепции психического аппарата — от топогра­фической модели к структурной. Как отмечалось ранее, первоначально Фрейд выделял в психике несколько уровней: бессознательное — предсознательное — сознательное.

Практически параллельно Зигмунд Фрейд разрабатывал так называе­мую структурную теорию психического аппарата, или «вторую топику». Структурная модель, предложенная Зигмундом Фрейдом, включает три системы или силы: «Оно», «Я» и «Сверх -Я» (в англоязычной версии — «Ид», «Эго» и «Супер-Эго»). Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.

«Оно» («Ид») — термин, который Зигмунд Фрейд использовал для обо­значения той части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации «страх— желание» и фантазии,

«Оно» — это «хаос, котел, наполнен­ный

кипящими эмоциями и страстями.