Теория нарциссизма
Древние греки отвели феномену нарциссизма скромное место, навеки заточив его в форму одноименного мифа, весьма запутанного и неоднозначного.
Миф о Нарциссе20
Нарцисс (греч. — Наркисс) родился от связи речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. После его появления на свет предсказатель поведал родителям, что их первенец проживет долго, если не увидит своего лица.
Нарцисс вырос необычайно красивым и в то же время очень несмелым юношей. Всем занятиям он предпочитал одинокие прогулки по лесам. Так как он избегал общества своих сверстников и сверстниц, нимфы считали его самовлюбленным и высокомерным. Когда Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо, та с горя высохла настолько, что от нее остался один голос. Подруги Эхо попросили могущественную Афродиту наказать Нарцисса. И Афродита услышала мольбы нимф. Она послала на землю богиню мести Немезиду и своего сына Эрота. Немезида направила Нарцисса к озеру, в водной глади, которого он впервые увидел свое лицо, а Эрот пронзил сердце юноши стрелой любви.
Так, по воле Афродиты Нарцисс влюбился в самого себя, вернее, в свое отражение в водах лесного источника. По одной версии, стремясь обнять собственное отражение, нарцисс упал в воду и утонул. По другой — Нарцисс зачах от неразделенной любви к своему двойнику, увиденному на поверхности водной глади.
Узнав о смерти Нарцисса, нимфы сжалились над ним и решили достойно его похоронить. Но вместо тела они нашли шафранный цветок с белоснежными лепестками, впоследствии получивший имя героя.
В Спарте цветок нарцисса был излюбленным орнаментом, в остальных частях Греции он считался цветком смерти.
Мы видим, как миф соединил в едином образе, казалось бы, несоединимые вещи — смерть, сексуальную любовь и любовь к самому себе. Одновременно мы убеждаемся, что переживания людей по отношению к себе самому имеют такую же древнюю историю, как и их отношения с окружающими. Нарциссизм развивался параллельно со становлением самосознания человечества. Отдавая дань мифам, мы все же должны признать, что тема нарциссизма не была доминирующей в жизни древней цивилизации.
Нарциссизм также не был господствующим переживанием европейцев XIX века. Зигмунд Фрейд не сразу обратил внимание на этот феномен. В его первоначальных работах упоминания о нарциссизме отсутствуют.
Сам термин «нарциссизм» был предложен Некке в 1899 году па основе осуществленного Хэвлоком Эллисом сопоставления греческого мифа о Нарциссе со случаем мужской аутоэротической перверсии (сексуального «извращения»), Некке описал состояние, при котором человек относится к собственному телу как к сексуальному объекту — любуясь им, и лаская с последующим получением сексуального удовлетворения.
Зигмунд Фрейд впервые использует данный термин только в 1910 году (спустя 15 лет с момента зарождения психоанализа) для обозначения гомосексуального выбора объекта. Фрейд показал, что гомосексуалист видит сексуальный объект в самом себе, он исходит из нарциссической установки и ищет похожего на себя молодого человека, которого он бы мог любить так же, как его любила мать.
Открытие нарциссизма подтолкнуло Фрейда к предположению о существовании особой стадии психосексуального развития, промежуточной между аутоэротизмом и объектной любовью (1911 год). В «Тотем и табу» он высказывает точку зрения, что на определенном этапе развития субъект начинает видеть объект любви в самом себе, в своем теле, что позволяет свести воедино сексуальные влечения.
В 1914 году Фрейд впервые посвящает данному феномену специальную работу «К введению в нарциссизм». Фрейд признает нарциссизм универсальным психологическим явлением, присушим человеческой природе вообще, а не только ее частным патологическим проявлениям;
«Нарцизм в этом смысле является не перверзией, а либидонозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения, известную долю которого с полным правом предполагают у каждого живого существа»21.
Зигмунд Фрейд анализировал нарциссизм, прежде всего, на примере «парафрении» (формы шизофрении), которую он причислял к нарциссичес-ким неврозам, в отличие от собственно неврозов — «неврозов перенесения» (конверсионной истерии, невроза навязчивости и истерии страха). Фрейд подчеркивал, что у невротиков хотя и нарушается нормальное отношение к реальности, но сохраняется эротическое отношение к людям в области фантазии. В случае же психозов:
«Либидо совершенно отщепилось от людей и предметов внешнего мира... Либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное "Я", и таким образом создается состояние, которое мы можем назвать нарцизмом22.
Зигмунд Фрейд выделил два вида нарциссизма — первичный и вторичный. Первичный (первоначальный) нарциссизм характеризует ранний период детства, когда либидо ребенка полностью обращено на себя, а субъективный и объективный мир слиты воедино. Младенец получает удовольствие преимущественно от своего тела, маленький ребенок верит в свое совершенство и всевластие.
Чуть позже особенности детского эгоцентрического мышления были экспериментально изучены (1923 год) швейцарским психологом Жаном Пиаже. Пиаже рассматривал эгоцентризм как славную особенность детского (дошкольного) мышления. В ходе своих исследований он обнаружил в мышлении ребенка такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи маленького ребенка, который говорит как бы «для себя», без обращения к окружающим.
В работе «К введению в нарциссизм» Фрейд обращает наше внимание, что у примитивных народов мы можем наблюдать «детские» черты, одновременно схожие с бредом величия. Здесь — то же «всемогущество мысли», вера в сверхъестественную силу слова, «магические» действия...
Таким образом, Фрейд рассматривал нарциссизм, прежде всего, как стадию психосексуального развития, приходящую на смену недифференцированному аутоэротизму и, в свою очередь, сменяющуюся стадией объектных отношений. Это означает, что в ходе развития некая часть либидо переносится на внешние объекты (объект-либидо), а другая часть остается в «Я» («Я»-либидо), Препятствия на пути развития объектной любви могут привести к фиксации на нарциссической стадии развития. В этом случае личность оказывается неспособной к длительной привязанности.
В норме лица, которые кормят ребенка и ухаживают за ним, становятся его первыми сексуальными объектами. Фрейд говорит:
«Первоначально человек имеет два сексуальных объекта: самого себя и воспитывающую его женщину»23.
Высшей фазой развития объект-либидо выступает состояние влюбленности, которая состоит в излиянии «Я»-либидо на объект. Для влюбленности характерен как отказ от собственной личности в пользу любимого объекта, так и переоценка любимого человека — его идеализация.
«Идеализация — процесс, происходящий с объектом, благодаря которому этот обьект, не изменяясь в сущности, становится психологически более значимым и получает более высокую оценку. Идеализация одинаково возможна в области как "Я"-либидо, так и объект -либидо»24.
Фрейд выделяет два пути выбора объекта любви — по нарциссическому и опорному типам. Он отмечает: «Любишь: по нарциссическому типу:
а) то, что сам из себя представляешь (самого себя),
б) то, чем прежде был,
в) то, чем хотел бы быть,
г) лицо, бывшее частью самого себя;
по опорному типу:
а) вскармливающую женщину,
б) защищающего мужчину»25.
Например, любовь родителей к своим детям связана с возрождением их собственного детского нарциссизма. Родители любят ту личность, какими когда-то считали себя, когда сами были собственным идеалом. В то же время нередко родители ожидают, что ребенок будет соответствовать их «Я»-идеалу и реализует то, что им оказалось недоступным.
Зигмунд Фрейд отмечает тесную связь между нарциссизмом и таким образованием, как «Я»-идеал. Образование «Я»-идеала повышает требования «Я». Совесть, входящая в идеал «Я», является той наблюдающей инстанцией, которая дает нарциссическое удовлетворение или лишает его. Институт совести сначала воплощает родительскую критику, затем критику общества. То, что не соответствует требованиям совести, может вытесняться, образуя симптомы. Таким образом, идеал «Я,» также является общим идеалом семьи, класса или нации.
Нормальное развитие связано с отходом от первичного нарциссизма и стремлением вернуться к нему. Раскрывая этот механизм, Зигмунд Фрейд отмечает, что либидо перемещается на постепенно формирующийся «Я»-идеал и последующее удовлетворение достигается за счет осуществления этого идеала.
Следовательно, паше психологическое самочувствие зависит от того, насколько мы нарциссически удовлетворены. Иными словами нарциссическое удовлетворение имеет место, если: 1) мы любим; 2) наша привязанность находится в согласии с нашей совестью— с нашим «Я»-идеалом; 3) если любят нас. Зигмунд Фрейд пишет:
«Известная доля самочувствия первична, это остаток детского нарциссизма, другая часть исходит от подтвержденного опытом всемогущества (воплощения "Я"-идеала), третья часть — из удовлетворения объект-либидо»26.
Нарциссичсский возврат либидо к самому себе проявляется в норме во время сна или во время мучительной болезни. Нарушения распределения либидо между объектами и «Я» приводят к различной патологии. Например, невротики страдают от чувства малоценности и обеднения «Я» вследствие слишком большой отдачи либидо (энергии) объектам '(значимым людям и переживаниям, связанным с ними).
При других нарушениях — психозах, напротив, соответствующая часть либидо полностью отнимается от внешних и внутренних объектов и обращается на «Я», что проявляется как отрыв от реальности. Данное нарушение рассматривается как регресс к состоянию первичного нарциссизма, Аналогично, вторичный нарциссизм характеризуется более поздним изъятием либидо из объектных отношений и обращением вновь на «Я».
В современном психоанализе термин «нарциссизм» используется чрезвычайно широко. Он рассматривается как проявление энергии, обращенной на самого себя. Нарциссические переживания в той или иной степени присуши всем людям. Они многогранно проявляются в переживаниях по поводу себя и самооценке.
В дальнейшем психоаналитики сосредоточили внимание на межличностных аспектах нарциссизма, одновременно было введено понятие «нарциссическая личность».
В настоящее время нарциссизм изучается в двух основных значениях: как универсальное свойство психической жизни и как расстройство личности или характера.
Например, Отто Кёрнберг рассматривает нарциссический характер как следствие (1975 год) нарушения в психосексуальном развитии. Изначально это связано с высоким уровнем «орального гнева», которое позже преобразуется в чувство грандиозности, непереносимость оценок и склонность к эксплуатации других людей. Предположительно это может быть связано с эмоциональной депривацией, вызванной хроническим безразличием или тайной злобой матери. В то же время выраженные способности или особые роли могут привести к ощущению собственной уникальности.
Чувство грандиозности или обладания особыми правами необходимо, чтобы скрыть «расколотое подлинное "Я"» или осознание реальных обстоятельств. Подлинное «Я» при этом содержит сильные, но в значительной степени неосознаваемые чувства зависти, страха, депривации и гнева. Поскольку, согласно теории Отто Кернберга, чувство грандиозности развивается в результате патологического процесса, его подход к лечению требует выявления и интерпретации неосознанных конфликтов для восстановления поврежденных в результате задержки развития интрапсихических структур.
Хайнц Когут (1978год), напротив, рассматривает нарциссизм как форму нормального развития либидо, а не как патологическое отклонение в процессе развития либидо. В теории Когута патологический нарциссизм является результатом задержки развития, которая происходит, когда такие важные структуры личности, как «грандиозное "Я"» и «идеализированный родительский образ» не интегрированы должным образом. Это связано, прежде всего, с разочарованием в матери, которая в силу определенных причин не смогла дать ребенку необходимое признание. Вследствие этого психоаналитик обязан относиться к пациенту с максимальным сочувствием, добиваясь его принятия разочарования.
В других психоаналитических работах обращается внимание на эмоциональные и поведенческие проявления нарциссизма. Так, нарциссическим личностям приписывается чрезмерная зависимость от похвалы или внимания окружающих людей, ощущение неуверенности и повышенной потребности в одобрении.
Таким образом, тема любви к себе развивалась от объяснения гомосексуализма и мастурбации к описанию широкого спектра расстройств характера, объединенных названием «нарциссизм». В настоящее время нарциссизм рассматривается не только как устойчивое свойство индивида, а как характеристика целых культур.
Самочувствие является, прежде всего, выражением величины «Я».
3. Фрейд
«Я» И «ОНО»
Если проследить за развитием представлений Фрейда с момента опубликования его первой книги о сновидениях в 1899— 1900 годах вплоть до его «Очерков о психоанализе» (1938 год), становится очевидным изменение его теоретической концепции психического аппарата — от топографической модели к структурной. Как отмечалось ранее, первоначально Фрейд выделял в психике несколько уровней: бессознательное — предсознательное — сознательное.
Практически параллельно Зигмунд Фрейд разрабатывал так называемую структурную теорию психического аппарата, или «вторую топику». Структурная модель, предложенная Зигмундом Фрейдом, включает три системы или силы: «Оно», «Я» и «Сверх -Я» (в англоязычной версии — «Ид», «Эго» и «Супер-Эго»). Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.
«Оно» («Ид») — термин, который Зигмунд Фрейд использовал для обозначения той части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации «страх— желание» и фантазии,
«Оно» — это «хаос, котел, наполненный
кипящими эмоциями и страстями.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов