logo
Змановская Е

Д. Мацумото

Анализируя глубинные характеристики больших и малых групп, мы неизменно используем понятие «культура». В наиболее общем представ­лении культура есть все, что создано руками и интеллектом человека. Кроме того, это исторически определенный уровень развития общества. По­нятие культуры имеет два основных аспекта: духовная культура как форма общественного сознания (скрытая составляющая, которая нередко ассо­циируется с культурой в целом) и материальная культура как совокупность физических пронесши и объектов, созданных человеческими руками (вне­шняя составляющая).

В целом культура относится к самым разнообразным граням групповой жизни, однако культура— это некая абстракция. Мы видим ее проявле­ния, но никогда не видим саму культуру. Главные параметры групповой культуры:

Невозможно понять культуру вне ее истории. Принцип историзма яв­ляется одним из ведущих принципов глубинной психологии. Понять душу конкретного народа — означает в первую очередь исследовать его исто­рию, выделяя повторяющиеся события и травматические переживания.

Как отмечалось выше, душа группы подобна многослойному пирогу, на поверхности которого располагаются наблюдаемые и осознаваемые акту­альные события. Чуть глубже — скрытые процессы и история конкретной группы. В центре — иррациональные аспекты истории народа, а в самой глубине — полностью бессознательные архетипы и отголоски истории че­ловечества в целом.

Сколько лет коллективному бессознательному? Данные антропологии свидетельствуют, что процесс происхождения и развития человечества длится уже не менее миллиона лет. Миллион лет человек объединяется в группы и использует орудия труда. Примерно 200-300 тысяч лет назад, в эпоху среднего палеолита, появляются первые свидетельства знаковой деятельности и культовых обрядов (погребения людей, изображения жи­вотных), а значит, и первые доказательства существования коллективной души. Итак, возраст коллективного бессознательного исчисляется сотня­ми тысяч лет. Может ли противостоять индивидуальный психический опыт человека в несколько десятков лет многовековому архаическому процессу массобразования?

Проследим основные вехи на пути становления коллективного бессо­знательного. Рождение человечества, его первобытное детство, должно было быть направлено на преодоление исходного «хаоса» окружающего мира. Первоначальное осмысление мира было связано с появлением пер­вых, хотя и примитивных, символических систем. Например, архаичной картиной мира могло быть так называемое мировое дерево — композиция, поделенная на три пространственно-семантические зоны. Ее верх — небо, середина — земля, низ — подземное царство. В соответствии с этой схе­мой все природные явления и существа распределились между тремя цар­ствами: рыбы, змеи — нижнее, звери — среднее, птицы — верхнее. Все, что не попадало в данную картину мира, обретало характер хаоса. Первобытную эпоху называют доисторией. Этнографические данные свидетельству­ют, что она заканчивается тотемистическим веком — веком господства ри­туалов и других предшественников религиозного сознания.

Собственно история человечества начинается в наиболее благоприят­ных частях планеты (долинах рек Нил, Тигр, Евфрат, Инд и Хуанхэ) около 5000 лет назад. К этому времени люди объединяются в государства, у них развиты ремесла, и, что особенно важно, около 3000 лет до нашей эры появ­ляется письменность. В целом, как указывает Карл Ясперс (1949 год), куль­турная история, располагающая документальными данными, длится 5000 лет. Следовательно, таков возраст более или менее сознательной жиз­ни человечества.

У Карла Ясперса также есть понятие «осевое время». По его мнению, это период, примерно с VIII по II век до нашей эры, когда отдельные ранее су­ществовавшие культурные очаги объединились в цивилизацию. Это эпоха духовного объединения человечества. Именно тогда появился человек та­кого типа, который в основных своих чертах сохраняется и по сей день.

Европейская древность, в существенной мере определившая наш мен­талитет, называется античностью (3000-2000 лет до нашей эры). В элли­нах (греках) и римлянах европейцы видят своих исторических предков. Отсюда начинается линия культурной преемственности эпох: античность — Средние века — Новое время — Новейшее время — постмодернизм. По су­ществу, две поэмы слепого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» сформиро­вали наше представление об эпохе героев и олимпийских богов. Образы последних стали важной составляющей коллективного бессознательного европейских народов. Античное время также связывают с выделением са­мосознания. Похоже, греки были первыми, кто оказался способен осознать себя «индивидом». В свою очередь, державный город Рим подарил челове­честву юридический казуизм, дисциплину мышления, административный порядок. В целом же, несмотря на процветание наук и переход от мифа к логосу, культура того времени характеризуется магией мышления, мифологичностью, язычеством и ритуальностью.

Золотой век античности историки противопоставляют «темному» Сред­невековью (V—XV века). Средние века, по мнению ряда исследователей, представляли собой исторический компромисс между язычеством и хрис­тианством. В целом для менталитета этого времени были характерны сверх­чувствительность, поляризованность эмоциональной сферы, нерасчленен­ность интеллектуальной и эмоциональной сфер. В сфере групповых отношений доминировали конформизм по отношению к «своим» и выра­женная агрессия по отношению к «чужим».

Кроме того, в это время наблюдаются процессы усиления сознательно­го контроля над влечениями. Средневековье известно не только необуз­данными страстями, но и ученой схоластикой и юридической казуисти­кой. «Охота на ведьм» как одна из проекций сексуальных импульсов сопровождалась усилением «страха Господня», аналогом совести современ­ного человека. Одновременно на данном этапе интенсивно развивалась культура смеха как одна из форм защиты от страха. Карнавал был ритуа­лом, возвращающим языческую вседозволенность и утверждающим побе­ду смеха над ужасом. Также средневековая религиозная мистика парадок­сальным образом уживалась с хозяйственной предприимчивостью.

Предприимчивость и рационализм стали главным содержанием Ново­го времени. Для психодинамики данной эпохи характерны, с одной сторо­ны, усиление давления общественной морали, с другой — разрешение интрапсихических конфликтов в открытой форме революционной борьбы. Европейские революции продемонстрировали заметно возросшее стрем­ление человека к свободе. Одновременно они породили явления абсолют­ной власти и государственного тоталитаризма.

XX век по праву можно назвать веком утопических доктрин и тоталитар­ных режимов (советский режим, фашизм и другие). Тоталитарный контроль, пришедший на смену авторитарному правлению, стал той репрессивно-идеологической машиной, которая довела до абсурда отношения между го­сударствами и индивидом. Похоже, что история балансирует между двумя полюсами — прорыв бессознательных влечений масс и их жесткое подавле­ние со стороны государства. Эпохи реализации влечений закономерно сме­няются усилением чувства вины и поиском более совершенного контроля.

Исторически новым явлением стало стремительное распространение массовой культуры — маркера нашего времени. Реальные отношения лю­дей все больше вытесняются их дистанцированно - символическими вари­антами и виртуальными образами. Одновременно массовая культура со­провождается усилением аутодеструктивных тенденций.

Мы можем наблюдать непрерывный процесс трансформации внешних проявлений культуры при сохранении и трансляции ее глубинных состав­ляющих. Таким образом, культура больших и малых групп начинается со всемирной истории.