Д. Мацумото
Анализируя глубинные характеристики больших и малых групп, мы неизменно используем понятие «культура». В наиболее общем представлении культура есть все, что создано руками и интеллектом человека. Кроме того, это исторически определенный уровень развития общества. Понятие культуры имеет два основных аспекта: духовная культура как форма общественного сознания (скрытая составляющая, которая нередко ассоциируется с культурой в целом) и материальная культура как совокупность физических пронесши и объектов, созданных человеческими руками (внешняя составляющая).
В целом культура относится к самым разнообразным граням групповой жизни, однако культура— это некая абстракция. Мы видим ее проявления, но никогда не видим саму культуру. Главные параметры групповой культуры:
-
хронологические изменения в жизни людей (история группы):
-
ведущие представления и ценности (духовность группы);
-
язык слов и символов (язык группы):
-
межгрупповые различия в поведении людей (самобытность группы).
Невозможно понять культуру вне ее истории. Принцип историзма является одним из ведущих принципов глубинной психологии. Понять душу конкретного народа — означает в первую очередь исследовать его историю, выделяя повторяющиеся события и травматические переживания.
Как отмечалось выше, душа группы подобна многослойному пирогу, на поверхности которого располагаются наблюдаемые и осознаваемые актуальные события. Чуть глубже — скрытые процессы и история конкретной группы. В центре — иррациональные аспекты истории народа, а в самой глубине — полностью бессознательные архетипы и отголоски истории человечества в целом.
Сколько лет коллективному бессознательному? Данные антропологии свидетельствуют, что процесс происхождения и развития человечества длится уже не менее миллиона лет. Миллион лет человек объединяется в группы и использует орудия труда. Примерно 200-300 тысяч лет назад, в эпоху среднего палеолита, появляются первые свидетельства знаковой деятельности и культовых обрядов (погребения людей, изображения животных), а значит, и первые доказательства существования коллективной души. Итак, возраст коллективного бессознательного исчисляется сотнями тысяч лет. Может ли противостоять индивидуальный психический опыт человека в несколько десятков лет многовековому архаическому процессу массобразования?
Проследим основные вехи на пути становления коллективного бессознательного. Рождение человечества, его первобытное детство, должно было быть направлено на преодоление исходного «хаоса» окружающего мира. Первоначальное осмысление мира было связано с появлением первых, хотя и примитивных, символических систем. Например, архаичной картиной мира могло быть так называемое мировое дерево — композиция, поделенная на три пространственно-семантические зоны. Ее верх — небо, середина — земля, низ — подземное царство. В соответствии с этой схемой все природные явления и существа распределились между тремя царствами: рыбы, змеи — нижнее, звери — среднее, птицы — верхнее. Все, что не попадало в данную картину мира, обретало характер хаоса. Первобытную эпоху называют доисторией. Этнографические данные свидетельствуют, что она заканчивается тотемистическим веком — веком господства ритуалов и других предшественников религиозного сознания.
Собственно история человечества начинается в наиболее благоприятных частях планеты (долинах рек Нил, Тигр, Евфрат, Инд и Хуанхэ) около 5000 лет назад. К этому времени люди объединяются в государства, у них развиты ремесла, и, что особенно важно, около 3000 лет до нашей эры появляется письменность. В целом, как указывает Карл Ясперс (1949 год), культурная история, располагающая документальными данными, длится 5000 лет. Следовательно, таков возраст более или менее сознательной жизни человечества.
У Карла Ясперса также есть понятие «осевое время». По его мнению, это период, примерно с VIII по II век до нашей эры, когда отдельные ранее существовавшие культурные очаги объединились в цивилизацию. Это эпоха духовного объединения человечества. Именно тогда появился человек такого типа, который в основных своих чертах сохраняется и по сей день.
Европейская древность, в существенной мере определившая наш менталитет, называется античностью (3000-2000 лет до нашей эры). В эллинах (греках) и римлянах европейцы видят своих исторических предков. Отсюда начинается линия культурной преемственности эпох: античность — Средние века — Новое время — Новейшее время — постмодернизм. По существу, две поэмы слепого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» сформировали наше представление об эпохе героев и олимпийских богов. Образы последних стали важной составляющей коллективного бессознательного европейских народов. Античное время также связывают с выделением самосознания. Похоже, греки были первыми, кто оказался способен осознать себя «индивидом». В свою очередь, державный город Рим подарил человечеству юридический казуизм, дисциплину мышления, административный порядок. В целом же, несмотря на процветание наук и переход от мифа к логосу, культура того времени характеризуется магией мышления, мифологичностью, язычеством и ритуальностью.
Золотой век античности историки противопоставляют «темному» Средневековью (V—XV века). Средние века, по мнению ряда исследователей, представляли собой исторический компромисс между язычеством и христианством. В целом для менталитета этого времени были характерны сверхчувствительность, поляризованность эмоциональной сферы, нерасчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер. В сфере групповых отношений доминировали конформизм по отношению к «своим» и выраженная агрессия по отношению к «чужим».
Кроме того, в это время наблюдаются процессы усиления сознательного контроля над влечениями. Средневековье известно не только необузданными страстями, но и ученой схоластикой и юридической казуистикой. «Охота на ведьм» как одна из проекций сексуальных импульсов сопровождалась усилением «страха Господня», аналогом совести современного человека. Одновременно на данном этапе интенсивно развивалась культура смеха как одна из форм защиты от страха. Карнавал был ритуалом, возвращающим языческую вседозволенность и утверждающим победу смеха над ужасом. Также средневековая религиозная мистика парадоксальным образом уживалась с хозяйственной предприимчивостью.
Предприимчивость и рационализм стали главным содержанием Нового времени. Для психодинамики данной эпохи характерны, с одной стороны, усиление давления общественной морали, с другой — разрешение интрапсихических конфликтов в открытой форме революционной борьбы. Европейские революции продемонстрировали заметно возросшее стремление человека к свободе. Одновременно они породили явления абсолютной власти и государственного тоталитаризма.
XX век по праву можно назвать веком утопических доктрин и тоталитарных режимов (советский режим, фашизм и другие). Тоталитарный контроль, пришедший на смену авторитарному правлению, стал той репрессивно-идеологической машиной, которая довела до абсурда отношения между государствами и индивидом. Похоже, что история балансирует между двумя полюсами — прорыв бессознательных влечений масс и их жесткое подавление со стороны государства. Эпохи реализации влечений закономерно сменяются усилением чувства вины и поиском более совершенного контроля.
Исторически новым явлением стало стремительное распространение массовой культуры — маркера нашего времени. Реальные отношения людей все больше вытесняются их дистанцированно - символическими вариантами и виртуальными образами. Одновременно массовая культура сопровождается усилением аутодеструктивных тенденций.
Мы можем наблюдать непрерывный процесс трансформации внешних проявлений культуры при сохранении и трансляции ее глубинных составляющих. Таким образом, культура больших и малых групп начинается со всемирной истории.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов