Предисловие
Я хочу придать психоанализу
положение, которого у него пока нет.
Положение светского пастыря.
З. Фрэйд
История развивается по спирали — относительно длительные периоды «застоя» сменяются революционным взрывом, выводящим человечество на новый виток эволюции. Психоанализ по праву может быть отнесен к ряду тех событий, которые потрясли мир. С момента своего зарождения и по сей день психоанализ связывают с именем выдающегося австрийского исследователя Зигмунда Фрейда. Заслуга Фрейда состоит, прежде всего, в том, что он сумел сформулировать в форме целостного учения многочисленные представления о скрытых душевных процессах, которые столетиями накапливались в различных культурах.
Психоанализ оказал существенное влияние на западную цивилизацию. Возникнув как метод лечения, впоследствии он превратился в метатеорию, в корне изменившую наше представление о самих себе. В течение последнего столетия психоаналитические идеи проникли буквально во все сферы общественной жизни — в искусство, политику, бизнес... Соединив в себе гениальные идеи и бесценный опыт человечества, психоанализ стал неотъемлемой частью мировоззрения современного человека.
У большинства людей, не искушенных в социальных науках, психоанализ ассоциируется с конкретными образами: Зигмунд Фрейд, кушетка, невроз, либидо, бессознательное, толкование сновидений... Эти и ещё с десяток стереотипов нередко ограничивают наше представление о богатейшем разделе психологической науки. Но психоанализ не исчерпывается лечением неврозов. Более того, Фрейд подчеркивал, что задачи психоанализа выходят далеко за рамки психотерапии, а его научное значение гораздо важнее медицинского.
Известно, что психоанализ зарождался как новый метод лечения неврозов. Основные открытия Фрейда и его соратников были сделаны в процессе клинической работы с пациентами. В то же время исторически сложилось деление психоанализа на два направления — клиническое и прикладное. В работе «Интерес к психоанализу» (1913 год) Зигмунд Фрейд рассматривал возможность применения психоаналитических идей к «непсихологическим наукам». Фрейд подчеркивал значение «немедицинского анализа», основы которого были заложены им совместно с К. Юнгом, О. Ранком и К. Абрахамом. Сам Фрейд предложил несколько ключевых идей для последующего рассмотрения культурных процессов:
-
ранняя история народа аналогична истории детства конкретного человека;
-
такие продукты народной фантазии, как мифы и сказки, создаются
-
по тем же законам, что и сновидение отдельного человека;
-
Эдипов комплекс играет важное значение в культурном развитии;
-
культурные феномены (религия, нравственность, мифология) представляют собой попытку компенсации за недостаточное удовлетворение желаний.
Впоследствии появилось множество работ, не имеющих непосредственного отношения к «врачебной практике», ориентированных на психологический анализ культурных феноменов, таких как религия, общество, искусство... Следует признать, что данное «прикладное» направление не получило самостоятельного развития и во многом продолжает довольствоваться открытиями клинического психоанализа.
Назначение настоящей книги заключается в том, чтобы показать психоанализ со стороны его социального значения — как совокупность универсальных идей, чрезвычайно полезных для осознания самих себя и организации личностью своей жизни в обществе.
Настоящее исследование является своевременным и актуальным ввиду того, что:
-
неуклонно повышается интерес к проблемам бессознательной мотивации поведения людей в обществе;
-
прикладной психоанализ не получил такого развития, как клинический, и до сих пор остается в тени последнего;
-
современный прикладной психоанализ не имеет единого концептуального аппарата;
-
современный прикладной психоанализ не имеет собственного валидного и надежного инструментария для проведения исследований;
-
представители прикладного психоанализа разобщены и говорят на разных научных языках.
Книга состоит из двух частей. Первая часть представляет собой введение в психоаналитическую теорию. В ее первой главе для всех, кто еще недостаточно посвящен в психоанализ Фрейда, раскрываются ведущие понятия и положения, описывающие индивидуальное развитие человека. Во второй главе приводятся взгляды Фрейда и его последователей на социальные процессы и развитие общества в целом.
Вторая часть раскрывает различные аспекты современного прикладного психоанализа. В ее первой главе приводится определение прикладного психоанализа, на основе которого описываются бессознательные составляющие групповых процессов. Вторая глава содержит анализ мотивов поведения человека в обществе. В третьей главе исследуется такой важный в наше время феномен, как «личный имидж». Наконец, заключительная — четвертая глава второй части посвящена вопросу использования психоаналитических идей в рекламе.
Книга написана для широкого круга читателей: политиков, руководителей, менеджеров, психологов, преподавателей, а также специалистов в области PR, рекламы и СМИ. С ее помощью заинтересованный читатель получит возможность изучить теории психоанализа, актуальность которых не снижается с течением времени. Читателю также предоставляется случай ответить на самые деликатные вопросы о скрытой сущности человеческих отношений. Наконец, идеи, предложенные в настоящей работе, могут быть успешно использованы для осмысления своего профессионального опыта и стимулирования творческого развития.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов