Заключение
Появившись на свет в 1896 году как самостоятельное учение одного выдающегося человека, Зигмунда Фрейда, в течение последующего столетия психоанализ преобразовался в многогранное направление под общим названием «психодинамическая» или «глубинная психология». В настоящее время в рамках данного подхода выделяются самые разнообразные концептуальные ветви: классический психоанализ, теория объектных отношений, Эго-психология, структурный психоанализ Жака Лакана, аналитическая психология Карла Юнга, эпигенетическая теория Эрика Эриксона, социальный психоанализ Эриха Фромма и другие.
Современный психоанализ является неотъемлемой частью современной культуры — о нем знают, на него ссылаются, его используют в различных сферах искусства и общественной жизни. В то же время вопрос о том «что такое психоанализ» до сих пор не имеет однозначного ответа. В самом общем виде, это особый культурный феномен, который выступает одновременно в нескольких ипостасях, как, например: наука о бессознательном; метод познания человека и его культуры; метод психотерапии.
Одновременно, бытует мнение, что психоанализом может быть названа только классическая ситуация непосредственного взаимодействия аналитика и пациента, лежащего на кушетке 4—5 раз в неделю. При этом психоаналитический процесс представляет собой таинство исцеления одного человека другим, происходящее за закрытыми дверями, в ходе которого пациент предается свободным ассоциациям, а аналитик дает интерпретации, стимулирующие позитивные изменения. Все то, что не отвечает перечисленным требованиям, становится «не совсем психоанализом» или, в лучшем случае, «прикладным» его ответвлением. Следуя данной логике, в категорию прикладных дисциплин можно отнести все направления работы, выходящие за рамки классического сеттинга: групповая и семейная психотерапия, психоанализ творчества и произведений искусства, исследование исторического процесса и общества, и т. д. Такое узкое понимание «собственно психоанализа» существенно ограничивает его возможности, искажая научную сущность и умаляя социальное значение.
В результате существующего противоречия наметилась устойчивая тенденция разделения психоанализа на два основных направления — клиническое и прикладное (культурологическое). Сам Фрейд писал:
«По практическим соображениям для наших публикаций мы приобрели привычку отделять клинический анализ от других приложений анализа. Но это некорректно. В реальности граница проходит между научным психоанализом и его применениями в медицинской и немедицинской областях»107.
И сегодня правомерность такого разделения воспринимается неоднозначно, вызывая жаркие дискуссии и недоразумения. Несмотря на то, что в обществе психоанализ устойчиво ассоциируется с «психоаналитической кушеткой» и лечением невротиков, он создавался и развивался как целостное мировоззрение, далеко выходящее за рамки решения клинических задач. Многие основополагающие принципы психоанализа были сформулированы на культурологическом или сновидческом материале уже в самых первых работах Зигмунда Фрейда. «Культурологическая» инициатива Фрейда была подхвачена его последователями. В связи с этим многие исследователи до сих пор ломают голову над риторическим вопросом: «Так что же к чему прикладывается в психоанализе?»
Несмотря на явные доказательства в пользу культурологических истоков психоанализа, среди клинически ориентированных аналитиков до сих пор сохраняется вера в преимущество клинического подхода на фоне выраженного скептического отношения к так называемому «прикладному психоанализу». Вся мировая психоаналитическая система построена по строгому клиническому принципу: студент-кандидат (часто имеющий медицинское или психологическое образование), изучающий психоанализ, должен приобрести собственный клинический опыт под наблюдением супервизоров, а также пройти длительный курс тренингового анализа. В случае выполнения профессионального стандарта он может быть посвящен в «сан психоаналитика». Никакие «прикладные» критерии при этом не предусматриваются. Таким образом, границы психоанализа устанавливаются строго в соответствии с клиническими традициями, свято сохраняясь и передаваясь из одного поколения в другое. Альтернативные «неклинические» варианты подготовки и общественного признания аналитиков отсутствуют. Стоит ли удивляться тому, что подобная система профессиональной подготовки рекрутирует исключительно клиницистов и априори отвергает «прикладников». Последние, выброшенные за пределы собственной альма-матер, не выдерживают конкуренции ни с медико-центриро-ванными аналитиками, ни с психологами других направлений, в итоге примыкая к последним или растворяясь в социуме. Все это, вместе взятое, повышает сопротивление психоанализу в обществе и препятствует его дальнейшей интеграции в культуру.
Несмотря на то, что на практике в зависимости от сферы приложения психоаналитических идей психоанализ действительно подразделяется на два течения — клиническое и прикладное, — по большому счету такое деление неправомерно. Все отдельные варианты, включая психоаналитическую терапию, являются приложением психоаналитической методологии
к решению конкретных задач. И в том и в другом случаях используются единая теоретическая основа и общие методы работы. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/1917) Зигмунд Фрейд писал:
«Психоанализ как науку характеризуют не материал, которым он занимается, а техника, при помощи которой он работает. Без особых натяжек психоанализ можно применять к истории культуры, науке о религии и мифологии точно так же, как и к учению о неврозах. Целью его является не что иное, как раскрытие бессознательного в душевной жизни»2.
Таким образом, со времен Фрейда и до сих пор в психоанализе выделяются два основополагающих направления:
I. Психоаналитическая методология (совокупность теорий и общих принципов психоанализа).
II. Прикладные направления (приложение психоаналитических теорий и принципов к различным сферам жизни индивида и общества):
1) клинический психоанализ;
2) культурологический психоанализ;
3) социальный психоанализ;
4) психоаналитическая педагогика.
Клиническое направление представляет собой одно из наиболее разработанных и организованных. Остальным прикладным дисциплинам предстоит еще пройти непростой путь самостоятельного развития. Перед ними стоят такие важные задачи, как выработка единого понятийного аппарата, апробация собственных методов работы, сепарация от клинического направления.
В настоящей книге только начата работа по выполнению поставленных задач. Она выстроена по описанному принципу: от метапсихологии Зигмунда Фрейда — через более частные теории его последователей — к их прикладному использованию в социальной сфере. В последних главах раскрывается специфика «приложения» психоаналитических к различным аспектам групповых процессов, среди которых групповая и организационная культура, харизматическое лидерство, террористические культы, имидж, массовые коммуникации и реклама.
Особую благодарность за содействие в работе над книгой хочется выразить сотрудникам Восточно-Европейского института психоанализа в лице его ректора М. М. Решетникова и проректора по клинической работе А. И. Куликова, чьи критические замечания и ценные рекомендации стимулировали автора к работе, одновременно помогая сохранять научную корректность в обсуждении столь сложных и деликатных вопросов.
Несмотря на предпринятые усилия, часть важных проблем остались за пределами настоящего исследования. Прикладному психоанализу в его неклиническом аспекте предстоит проделать большую работу. В первую очередь это создание собственной инфраструктуры, создание адекватной системы обучения и подготовки специалистов в области прикладного психоанализа, наконец, активное участие специалистов-психоаналитиков в решении социальных задач с последующим получением общественного признания. Другой важной задачей является преподавание психоанализа на гуманитарных отделениях вузов. Но наиболее важную роль, на наш взгляд, должна сыграть популяризации глубинной психологии через средства массовой информации и выпуск литературы, ориентированной на самую широкую читательскую аудиторию.
Думается, что по мере решения поставленных задач психоаналитическая теория получит реальный шанс перехода от идеологии небольшой группы специалистов к мировоззрению любого современного человека, обретшего лучшее понимание себя и окружающего мира. Только при таких условиях суждено сбыться мечте Зигмунда Фрейда, высказанной им в 1927 году в работе «Проблема дилетантского анализа»:
«В качестве глубинной психологии учение о бессознательном может стать незаменимым для всех наук, связанных с человеческой культурой и такими ее главными составляющими, как искусство, религия и общественное устройство. Психоанализ заслуживает лучшей судьбы, и надеюсь, что так и будет».
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов