Глава 1________
ПСИХОАНАЛИЗ БОЛЬШИХ И МАЛЫХ ГРУПП
ПОНЯТИЕ ПРИКЛАДНОГО ПСИХОАНАЛИЗА
Использование анализа для лечения неврозов —
лишь одно из его применений; будущее, возможно, покажет,
что не самое важное.
3. Фрейд
В первой части были рассмотрены основные теории Фрейда и его последователей, которые в совокупности образуют то, что называют «психоанализом». В широком значении психоанализ — это особый культурный феномен, который выступает одновременно в нескольких ипостасях:
-
наука о бессознательном;
-
метод познания человека и его культуры;
-
метод психотерапии;
-
форма мировоззрения.
В течение последнего столетия психоаналитическая теория и практика претерпели существенные изменения. Многие положения пересмотрены или творчески доработаны. Ситуация изменилась настолько, что сейчас под общим названием «глубинная психология» сосуществует множество различных психологических моделей.
Кроме того, в рамках отдельных школ выделяются различные ветви в зависимости от сферы приложения психоаналитических идей. Исторически сложилось деление психоанализа, а точнее говоря, «психоанализов», на два главных направления — клиническое и прикладное. Распространено мнение, что психоанализ зарождался как новый метод лечения неврозов, а основные открытия Фрейда и его соратников были сделаны в процессе клинической работы с пациентами. В результате за психоанализом прочно закрепились слава «метода лечения неврозов».
Но факты свидетельствуют скорее об обратном — идеи психоанализа вырастали на культурологической почве. В одной из ранних своих работ
« Толкование сновидении» (1900 год) Зигмунд Фрейд опирался не столько на клинические случаи, сколько на собственные сновидения и познания в области мифологии. Начиная с 1906 года, когда Фрейд пишет первую официальную работу по прикладному психоанализу «Бред и сновидения в "Градиве" Иенсена», литературная классика целенаправленно используется им для обоснования психоаналитических идей.
Споры о том, что изначально — клинический или культурологический психоанализ, — не утихают до сих пор. Сегодня уже трудно сказать, чему в большей степени обязан своим происхождением Эдипов комплекс — врачебной практике Фрейда или его знанию мифологии. Как будто предчувствуя подобную путаницу, основатель психоанализа писал в 1926 году:
«По практическим соображениям и для наших публикаций мы приобрели привычку отделять клинический психоанализ от других приложений анализа. Но это некорректно. В реальности граница проходит между научным психоанализом и его применениями (в медицинской и немедицинской областях)»81.
Фрейд подчеркивал важное значение «немедицинского анализа», основы которого был и заложены им совместно с К. Юнгом.О. Ранком, К. Абрахамом. «Первооткрыватели» предложили несколько ключевых идей для последующего рассмотрения культурных процессов. Во-первых, они обратили внимание на то, что ранняя история целого народа аналогична истории детства отдельного человека. Например, по мнению Зигмунда Фрейда, Эдипов комплекс является основополагающей структурой межличностных отношений и имеет особое значение для культурного развития народов.
Во-вторых, если и существует коллективное бессознательное, оно действует по тем же законам, что и индивидуальное бессознательное. Например, продукты народной фантазии — мифы и сказки — аналогичны сновидениям отдельного человека. В них, так же как и в снах, в символической форме проявляются скрытые желания, требующие удовлетворения. Наиболее важные культурные феномены, такие как религия, нравственность и мифология, представляют собой попытку компенсации за недостаточное удовлетворение влечений.
В-третьих, психопатология может наблюдаться не только у индивидов, но и у целых народов. Некоторые исторические события напоминают невротические и даже психотические расстройства отдельной личности. Например, признаки такого заболевания, как паранойя (систематизированный бред), достаточно отчетливо проявляются в форме «массового психоза», неоднократно встречающегося на протяжении истории человечества в форме так называемой «охоты на ведьм».
С течением времени стало появляться все больше работ, не имеющих непосредственного отношения к «врачебной практике» и ориентированных на психологический анализ феноменов культуры. Постепенно выяснилось, что психоанализ применим практически ко всем сферам культурной жизни: истории, искусству, педагогике, политике, рекламе...
Обобщая результаты собственной психотерапевтической, а также аналитической деятельности, М. М. Решетников отмечает:
«...я многократно убеждался, что терапевтический подход к анализу социальной реальности оказывается в ряде случаев чрезвычайно эффективным»82.
Одновременно следует признать, что «культурное» направление не получило нужного самостоятельного развития и во многом сохраняет положение «бедного родственника» клинического психоанализа. Зигмунд Фрейд (1926 год) проявлял обеспокоенность нарастающим медикоцентризмом. особенно со стороны американских врачей-психоаналитиков. Этот печальный факт отражен уже в самом определении прикладного психоанализа, который чаще всего понимается как
«...использование идей и концепций, вытекающих из клинического психоанализа, для достижения более глубокого понимания различных аспектов человеческой природы, культуры и общества»83.
История психоанализа свидетельствует, что такое определение не совсем справедливо, поскольку некоторые открытия сделаны именно в прикладных исследованиях, а затем уже экстраполированы на клинические ситуации. Подобным примером является известное исследование Фрейдом паранойи, основанное на автобиографии Даниеля Пауля Шребера (1911 год). Как бы там ни было, с 1920-х годов термин «прикладной психоанализ» широко используется в значении «немедицинский анализ».
В настоящее время уже невозможно рассматривать прикладной психоанализ как «приложение к психотерапии» или ее следствие. Прикладной психоанализ имеет свой предмет изучения, следовательно, должны быть и собственные оригинальные теории и методы, вытекающие из психоаналитической методологии. В связи с этим современные исследователи пытаются внести коррективы как в само название данного направления, так и в его содержание.
В. А. Медведев справедливо указывает, что для избежания терминологической путаницы целесообразно использовать хотя и не совсем удачный, но привычный термин — «прикладной психоанализ», понимая под этим «теорию и практику психоанализа культурной среды»84. Культурная среда рассматривается автором как совокупность проекций на внешний мир содержания индивидуальной психики в символике - мифологической форме.
Поскольку прикладной психоанализ «прилагается» к культурным феноменам, другие авторы, напротив, предлагают использовать более точное название — «психоанализ культуры или культурной среды», подразумевая, «с одной стороны, научное познание культуры, а с другой — метод своего рода терапии культурного общества или корректировки культуры при возникновении в последней массовых психопатологий».
В настоящей работе представлен более широкий подход. Под прикладным психоанализом мы понимаем совокупность теорий и методов, раскрывающих глубинные (бессознательные) аспекты общественных феноменов на основе психоаналитической методологии.
Очевидно, что общей целью прикладного психоанализа является повышение уровня организации и качества социальной жизни посредством научных открытий в области бессознательных процессов. Ввиду чрезвычайной сложности культурной жизни, выступающей объектом прикладного психоанализа, напрашивается его разделение еще на два направления: культурологический и социальный психоанализ.
Культурологический психоанализ можно также назвать лингвистико-символическим, поскольку предметом его изучения выступают разнообразные культурные символы. Данное направление представляет собой приложение психоаналитических идей к таким феноменам, как искусство, литература, религия, история, устное народное творчество и творческая деятельность. Цель культурологического психоанализа можно сформулировать как выявление и структурирование индивидуального и коллективного психического содержания. Основным методом исследования культурных феноменов выступает психоаналитическое толкование культурных символов, которое в современном варианте часто обозначается как «символическая интерпретация». Символическая интерпретация представляет собой процесс последовательного обнаружения и объяснения скрытого психологического содержания на основе имеющихся символов и намеков.
Приведем пример символической интерпретации такого яркого исторического события, как русская революция начала XX века. Первоначально необходимо воспроизвести некоторую историческую картину — выделить манифестное (явное) содержание. Вспомним, что институт царской власти на Руси начал формироваться еще в XIV веке, когда Василий III, отец Ивана Грозного, предпринял попытку объединения удельных княжеств под единым началом московского князя. К середине того же века образовалась сословно-представительная монархия — государство приобрело единую территориальную структуру и четкую систему управления. Династия Рюриковичей после 700-летнего господства наследовала русский престол Романовым, правящим последующие 330 лет. Нетрудно подсчитать, что не менее тысячи лет русский народ жил под княжеско-царским началом.
Образ царя-батюшки, вызывающего одновременно страх, любовь и жалость, стал по сути архетипическим для русского менталитета. Иррациональная связь русских людей с царем-отцом была слишком сильной и длительной, чтобы бесконфликтно выдержать усиливающиеся либеральные тенденции конца XIX — начала XX века. Очевидно, что свержение самодержавия в России — не просто политический акт. Это массовый процесс, направляемый бессознательными конфликтами коллективной души, вышедшей из-под отцовского контроля. В таком случае русскую революцию можно интерпретировать как разрешение Эдипова комплекса в народносыновьем бунте и отцеубийстве, с последующим раскаянием и готовностью подчиниться новому тирану-отцу (Ленину, Троцкому, Сталину).
Наряду с историческим анализом в современном прикладном психоанализе широко представлено толкование народных сказок. А. И. Куликов (2001), обращаясь к самобытному творчеству русских писателей, анализирует сказки сквозь призму бессознательной инцестуозной фантазии. Так, например, образ Хозяйки Медной горы в произведениях П. П. Бажова, по мнению исследователя, символизирует одновременно и Мать-природу, и Хорошую мать, дарующую удовлетворение и защищенность85. Стремясь вернуться в утраченный Рай, главный герой сказки — Степан наконец встречает ту, что несет в себе этот Рай, — Великую Мать Медной горы Хозяйку. Образ последней воплощает в себе признаки кровосмесительного искушения, скрытые традиционными для мифологии уловками. Типичными приемами такой маскировки являются: возвращение матери ее молодости и превращение ее в какое-либо другое существо, например ящерицу.
Аналогично этому рассматривается сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»86. Здесь, по мнению исследователя, в иносказательной форме раскрывается инцестуозный характер отношений отца с дочерью. В начале повествования младшая дочь (самая любимая) обращается к отцу со странной для окружающих просьбой — сорвать и подарить ей «неведомый» аленький цветочек. Все последующие события в метафорической форме изображают различные превращения инцестуозного желания — страх, отвращение, жалость, чувство раскаяния, чудесное превращение и желанное удовлетворение;- В доказательство этому нетрудно выстроить ассоциативный ряд: сорвать цветок — сорвать цветок невинности — сорвать флору — дефлорировать — лишить девственности. Само название цветка также содержит явный эротический намек: алый-красный — это цвет крови, страсти, чувственной любви и кровосмесительной связи.
Таким образом, психоанализ предлагает в наше распоряжение карт-бланш для глубинного понимания разнообразного культурного наследия. Основная часть классических и современных работ в области прикладного психоанализа посвящена, главным образом, проблемам литературы, искусства и истории. Психоанализу социальных групп (далее мы будем называть его «социальным психоанализом») уделено меньше внимания. Во-первых, не понятно, что должно считаться предметом социального психоанализа — отношения людей в группе, групповые ритуалы или групповые фантазии? Во-вторых, возникает множество вопросов относительно цели социального психоанализа и его методов.
Первоначально необходимо определиться с предметом социального психоанализа. В работе «Тотем и табу» Зигмунд Фрейд называет социальными явлениями все те, которые не связаны с выбором объекта как сексуального. Учитывая данное замечание, мы получаем три основные сферы общественных феноменов:
-
либидные системы (семья, любовные отношения, дружеские связи),
в которых напрямую удовлетворяется сексуальное влечение;
-
символические системы (искусство, религия, наука), в которых сексуальное влечение сублимируется — смещается на несексуальные цели;
-
социальные системы (большие и малые группы), включающие вертикальные и горизонтальные взаимоотношения между людьми, выходящие за рамки сексуальных целей.
Либидные отношения являются объектом психотерапии, символические системы — предметом культурологического анализа, а широкие групповые процессы — предметом социального психоанализа. Следовательно, предметом направления, которое мы обозначили как социальный психоанализ, выступают бессознательные аспекты внутри- и межгрупповых взаимоотношений.
В самом общем виде, цель социального психоанализа может быть сформулирована как повышение эффективности управления социальными группами посредством осознания и структурирования групповых процессов. Более радикально настроенные «прикладники» видят цель в управлении людьми, изменении их поведения и даже манипулировании массовым сознанием на основе психоаналитической методологии. Как бы там ни было, общая цель «прикладывается» к конкретным социальным ситуациям и группам. В связи с этим в рамках социального психоанализа можно выделить несколько подразделов: психоаналитическую педагогику, психоанализ власти, организационный психоанализ и психоанализ управления.
Время поставило перед психоанализом ряд непростых вопросов о процессах, происходящих в обществе. Эти вопросы касаются трех различных видов групп. В самом простом случае это малая группа, состоящая из небольшого количества людей, которые непосредственно взаимодействуют между собой. Например, отдел в организации или маленькая фирма.
Большие по численности группы имеют другие характеристики и иную психологию. Большая группа может быть стихийной, например болельщики на стадионе или миллионная армия телезрителей. В ней люди лишены возможности диалога и личного взаимодействия. С другой стороны, большая группа может быть хорошо «организованной». В этом случае она будет иметь общие для всех участников цели, структуру и распределение ролей. Примером больших организованных групп выступают политические партии, армия, школа, коммерческая или производственная организация. Наряду с малыми и большими группами существуют супербольшие группы. В данном случае речь идет о таких этнических объединениях, как народы и государства.
Чем по своей психологии различаются малая и большая группы? При возрастании численности группы уменьшается роль межличностного взаимодействия и реальных отношений. Напротив, возрастает значение специфически групповых процессов: целей, структуры группы, стиля руководства и групповой культуры.
Разные группы требуют различных подходов. Например, законы внутрисемейных отношений нередко воспроизводятся в маленькой организации. Руководителю коллектива, состоящего из нескольких человек, рекомендуется занять отцовскую позицию, проводить с подчиненными праздники и поощрять домашнюю атмосферу. Теплые отношения в небольшой группе являются главным мотивирующим стимулом для большинства сотрудников, особенно для женщин. Этот мотив в ряде случаев оказывается даже сильнее материальных интересов.
Однако по мере роста организации «семейственность» начинает препятствовать производственным целям и требует коррекции. На смену «инфантильной зависимости» приходят новые отношения «конкурирующего братства»: отделы соревнуются друг с другом, достижения становятся важнее отношений, а руководитель поднимается на недосягаемую высоту. В этом случае нередко работает правило: чем дальше руководитель от «народа», чем меньше его знают подчиненные, тем лучше для организации в целом. Руководитель изымается из реальных отношений, он становится символом организации, ее чревовещателем.
И совсем другое дало, когда речь идет о главе целого государства. Здесь вступают в силу законы массовой психологии, совсем не понятной простому человеку, временами буквально переходящие в мистику. Глава государства — это уже не реальный человек, а абсолютный символ нации, живая легенда и «100%-й имидж».
Психоанализ раскрывает «подводные» групповые процессы, дает им объяснение. Во второй главе было показано, что социальный психоанализ начинался с таких программных работ Фрейда, как «Психология масс и анализ "Я"» (J921 год) и «Недовольство культурой» (1930 год). В то же время психоанализ общества изначально был менее представлен в творчестве Фрейда. Он не получил такого развития, как культурологическое направление.
Среди возможных причин этого печального факта, на наш взгляд, чрезмерное увлечение идеей, что общественные процессы суть отражение индивидуальной психики (данный тезис является «перевертышем» известного закона Геккеля «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза»). Признавая этот феномен, важно понимать, что групповые процессы не сводятся к простой сумме психологических особенностей их участников. Любая группа наряду с индивидуальными проявлениями имеет специфические групповые качества. Это можно наблюдать в самых различных явлениях. Так, в каждом коллективе свой устойчивый психологический климат, свои мифы и ритуалы, несмотря на различные характеры отдельных людей. Одновременно с этим, несмотря на постоянство личностных проявлений, один и тот же человек ведет себя по-разному в различных группах. Группы, как люди, имеют свое бессознательное и свой характер. Мы неизбежно проигрываем, когда пытаемся свести психологию группы к психологии индивида.
Второй причиной, затрудняющей развитие социального психоанализа, возможно, является чрезмерное увлечение психопатологическими метафорами. Экстраполяция клинического подхода на социальную реальность сопровождается навешиванием ярлыков. Описание психоаналитиками того или иного общества как «деструктивного, параноидного или депрессивного» наносит нарциссическую рану его представителям, усиливая сопротивление психоанализу и в конечном счете повышая социальное напряжение. Использование психопатологического подхода за пределами психотерапии может быть неоправданным и рискованным.
Настоящее исследование представляет собой попытку применения психоаналитических идей к современным групповым процессам с учетом перечисленных особенностей. В качестве основных аспектов психологического изучения больших и малых групп в рамках данной книги рассматриваются следующие феномены:
-
групповые интеракции;
-
групповая идентичность;
-
групповая культура;
-
лидерство и власть;
-
межгрупповое взаимодействие;
-
социальная перцепция и публичный имидж;
-
массовые коммуникации и реклама.
Мы оцениваем перечисленные формы как сложные феномены, имеющие несколько уровней функционирования, в том числе неосознаваемый. В настоящей работе основное внимание уделяется бессознательным процессам и скрытым мотивам функционирования групп.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов