Д. Огилви
В рамках «анализа мотивов» было выполнено несколько серьезных исследований. Первым шагом стало открытие так называемого «подпорогового эффекта». В одном кинотеатре в Нью-Джерси во время демонстрации фильма на экране появилась реклама мороженого. Вспышки были очень короткими, однако достаточными для того, чтобы быть воспринятыми мозгом на «подпороговом уровне». Считается, что в результате применения данной техники резко увеличились объемы продаж. После этого были проведены эксперименты с телезрителями, хотя специалисты считают, что такие опыты больше подходят для кино. Данный феномен получил широкую известность под названием «25-й кадр».
Другим открытием стало то, что люди покупают товары в соответствии с образом товара, а не его реальными качествами. В ходе многочисленных исследований было установлено, что люди преданы своей марке сигарет, хотя при специальных испытаниях не могут отличить ее от других. Они «курят» не сигареты, а их «образ». Задача рекламы, стало быть, заключается в том, чтобы создавать в умах потребителей притягательные образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать. Если такой образ повторяется множество раз в рекламе, даже без текста, рекламируемый товар имеет большой успех.
Следующий вывод, сделанный при изучении скрытой мотивации, связан с признанием ведущей роли социальных ценностей и символов. Например, было установлено, что только незначительная часть покупателей автомобилей интересуется их техническими качествами. Для подавляющего большинства машина играет роль символа их индивидуальности и общественного положения. При этом люди не всегда осознают истинный мотив своего выбора. Другим доказательством является то, что люди курят, вопреки грозящей им опасности, поскольку курение ассоциируется у них с силой, мужеством и раскованностью. Курящие подростки демонстрируют этим свою самостоятельность и взрослость. Курящие молодые люди выглядят старше, а пожилые — моложе.
Особые усилия были приложены к тому, чтобы снять сопротивление «запрещенным» товарам — притупить чувство вины и критику «Супер-Эго» при потреблении алкоголя, сладостей и сигарет. Например, «вина» потребителей конфет была смягчена тем, что стали выпускать маленькие или плиточные конфетки, которые можно есть по кусочку, не нарушая их вида. Исследования страха перед воздушной катастрофой показали, что люди не столько боятся смерти, сколько реакции членов своей семьи на их гибель. Аналогично, многие клиенты боятся банков и предпочитают брать взаймы у частных заимодавцев (хотя те берут более высокий процент) вследствие более сильного морального авторитета банка, под контроль которого боится попасть должник. При сделке с частным кредитором роли меняются: должник осознает свое моральное превосходство над ним. Однако чувства страха и вины гораздо чаще вызываются в рекламе, чем смягчаются в ней. Знаменитые рекламные ролики зубной пасты долгое время запугивали людей пресловутым «кариесом» и ужасным внешним видом.
Тендерные различия выступили другим исследуемым фактором. Наблюдения над женщинами-покупательницами в супермаркетах показали, что покупки чаще совершаются не по заранее составленному плану, а импульсивно. Большую роль при этом играют внешний вид товара, его запах и цвет, даже внешний вид и цвет упаковки. Существует мнение, что женщин «гипнотизируют» желтый и красный цвета.
Для мужчин более характерно стремление к карьере и продвижению по общественной лестнице. Огромную роль при этом играют материальные символы общественного положения и успеха, выгодно эксплуатируемые рекламой. Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что при удачном соединении товара и ценности можно успешно продавать даже самые дорогие и непрактичные вещи. В качестве наглядного примера можно привести влияние моды. Модная одежда продается независимо от ее объективных качеств. Традиции, мода и престиж выступают главными неосознаваемыми мотивами, влияющими на выбор покупателей.
Были выявлены различные способы формирования ощущения престижности товара, например:
-
предлагать предметы большого размера;
-
предлагать товары по высокой цене;
-
заручиться отзывами и примерами знаменитостей и лидеров мнений.
Влияние данных факторов проявляется и на отечественном рынке. Например, фактор размера играет важную роль при выборе российскими мужчинами своей машины. Объективно машина представительского класса неэкономична и не очень маневренна в условиях мегаполиса с его переполненными автомагистралями и постоянными пробками. Поданное обстоятельство игнорируется благодаря тому нарциссическуму удовлетворению, которое дает обладание огромной машиной. Идентифицируясь с большим авто, его хозяин также ощущает себя большим и могущественным. Но еще важнее то, что хозяин машины представительского класса чувствует себя членом этого самого класса.
Особые усилия производителей рекламы тратились на выявление негативных ассоциаций, заставляющих отказаться от товара. Например, рекламный ролик одного из сортов пива подчеркивал низкую калорийность напитка с целью привлечь потребителей, боящихся пополнеть. Это привело к неожиданному падению спроса. Специальное исследование показало, что низкая калорийность ассоциируется с болезнью, самоограничением, диетой и другими непривлекательными понятиями. Требуется много усилий, чтобы избавить рекламу от побочных, вредных ассоциаций, которые она может вызвать. Некоторые фирмы (с помощью психологов) стали проверять с помощью теста свободных ассоциаций все слова, образующие текст их рекламы.
Неоднократно предпринимались попытки классифицировать потребности людей, приводящие в конечном счете к совершению покупок. Исследования показали, что эти потребности существенно зависят от возраста, пола, национальности и других групповых различий. Тем не менее некоторые потребности признаются доминирующими в большинстве групп.
Сексуальные мотивы использовались в рекламе интуитивно задолго до появления психоанализа. Первоначально сексуальность изображалась открыто. Психоаналитические же исследования показали, что прямое изображение сексуальности неприемлемо, поскольку вызывает сопротивление «Супер-Эго», детерминированное культурными запретами. В середине 1950-х годов появились сотни новых марок парфюрмерных и косметических изделий, но их нельзя было рекламировать no-старому, потому что грубое изображение сексуальности уже не действовало. Исследователи поняли, что нужно делать акцент на романтических аспектах сексуальных отношений.
Одновременно реклама некоторых предметов женского туалета стала приобретать шокирующе-креативный характер. Широкую известность получила реклама бюстгальтеров с изображением женщины в одной этой принадлежности туалета, бродящей среди толпы нормально одетых людей. Надпись гласила: «Мне приснилось, что в новом бюстгальтере я остановила уличное движение». Подобные сны стали изображаться и в других случаях, а одна фирма объявила премию размером в 10 000 долларов за лучший сон.
Психоаналитики выяснили, что в середине XX века мужчины и женщины обнаружили сильную потребность сохранить отличительные свойства своего пола и соответственно этому стали строить рекламу предметов, предназначенных для мужчин и женщин, делая в одних случаях ударение на мужественности, а в других— на женственности. В контексте маскулинности авторучка приобрела символическое значение мужского тела, а машина — любовницы. В рекламе женского белья также стали активно эксплуатироваться нарциссические переживания. Чаще всего женщина в такой рекламе изображалась любующейся на себя в зеркало. После введения данного приема объемы продаж женского белья действительно увеличились.
Исследователи вновь и вновь подчеркивают, что у мужчин и женщин при покупке одних и тех же товаров имеют место различные мотивы. Мужчина, например, смотрит на дом, как на мать, к которой он приходит отдохнуть после утомительного рабочего дня, женщина сама отождествляет себя с домом.
В рекламе продуктов питания, сигарет и жевательной резинки всегда энергично эксплуатировались инфантильные переживания. Основой для данного подхода послужило толкование полости рта как зоны наслаждения. Грудной ребенок находит успокоение и удовольствие в материнской груди, аналогично, взрослые — в пище, курении, сосании. Многие пищевые продукты приобретают, таким образом, скрытое значение. Например, при стимулировании спроса на мороженое его стали изображать в виде обильных порций для того, чтобы потребитель имел возможность символического удовлетворения ненасыщаемой потребности в желанной сладкой массе. Аналогичные наблюдения: супы нравятся людям потому, что смутно ассоциируются с околоплодной жидкостью в утробе матери, курение толстых сигар воспроизводит сосание большого пальца, курение длинных сигарет - кусание ногтей.
За полвека существования глубинного подхода в рекламе были испробованы различные методы исследования бессознательных мотивов потребителей. Среди них: психоаналитические беседы, групп-анализ, проективные методики, например пятна Роршаха, ассоциативный эксперимент, тематические тесты, социодрама. Позднее вокруг психоанализа в рекламе развернулась серьезная дискуссия, не утихающая по сей день. В настоящее время психодинамический подход вызывает следующие нарекания:
-
малодоступность и сложность психоаналитической теории;
-
дефицит квалифицированных специалистов при высокой цене обучения;
-
неразработанность методов исследования бессознательных процессов для больших групп людей;
-
высокая цена исследований при большой длительности последних;
-
непрогнозируемая эффективность использования психоаналитических методов;
-
наличие множества других важных и более очевидных факторов (кроме глубинных процессов), влияющих на потребителей рекламы.
И все же главной проблемой психоаналитического подхода в рекламе признается этический вопрос. Насколько правомерно вторгаться в глубинные процессы людей без их на то согласия? Насколько это безопасно для конкретных людей и общества в целом? Можно ли использовать доверие исследуемых людей в корыстных целях? Насколько научные и практические цели психоанализа совместимы с коммерческими интересами? Кто может гарантировать, что отдельные специалисты не будут злоупотреблять психоаналитическими знаниями?
Несмотря на имеющиеся трудности, психоаналитический подход к рекламе признается достаточно перспективным. Так, Бальфен утверждает:
«Анализ мотивов далек от совершенства, но ему предстоит большая будущность. Он ныне находится на таком же уровне, на каком наука об общественных отношениях находилась в начале 1930-х годов»103.
В подтверждение этому анализ рекламных видеороликов, занимавших призовые места на Каннском фестивале («Каннские львы») в последние годы, позволяет говорить о том, что многие из них выполнены в психоаналитическом ключе. Реклама, основанная на психоаналитической концепции, необязательно повышает продажи, но в ряде случаев является более эстетичной и содержательной.
В качестве примера «психоаналитической» рекламы можем привести описание рекламного ролика кетчупа «Heinz». Женщина приходит в больницу к мужу, которого вывозят из операционной с забинтованным указательным пальцем руки. Следующий кадр изображает супругов у себя дома, в напряженном молчании разбинтовывающих палец. Кульминационный момент — обнажившийся палец оказывается невероятных размеров! В следующем кадре женщина пытается добраться до остатков кетчупа на донышке длинной и узкой бутылочки, переживая горькое разочарование. В дело вступает «подросший» палец мужчины — банка сдается без боя, кетчуп намазан на палец и доставлен по назначению.
Как мы можем видеть, психоаналитической подоплекой ролика выступают фаллическая символика (палец — символ пениса) и многократное стимулирование оральной эротики. Кроме того, в ролике нет слов, нет прямого изображения сексуального или агрессивного влечения, ролик динамичен и эмоционален, наполнен юмором. Он притягивает, интригует и, наконец, приятно удивляет, оживляя бессознательные желания и катартически высвобождая сексуальные импульсы.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов