logo
Змановская Е

Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии

Научное значение психоанализа важ­нее медицинского.

От его воздействия на массы через разъяснение заблуждений

больше пользы, чем от излечения отдель­ных людей.

3. Фрейд

В конце жизни Зигмунд Фрейд признавался, что профессия врача из­начально не привлекала его, поскольку он всегда испытывал глубочайший интерес к: психологии человеческих отношений. После 41 года врачебной практики, «после окольного пути длиною в жизнь», пройдя через естество­знание, медицину и психотерапию, Фрейд возвратился к проблемам куль­туры. Он предпринял попытку объяснения культурной жизни через откры­тые им законы психической жизни индивида. Для Фрейда народы и государства также являются «великими индивидами человечества».

Подобно отдельному человеку, «человечество как целое» может забо­леть «бредовыми образованиями», например в форме религиозных веро­ваний. Народы, так же как отдельная личность, могут страдать от своих воспоминаний, уходящих корнями в глубокую древность.

События истории человечества явля­ются лишь

отражением динамических конфликтов между «Я»,

«Оно» и «Свсрх-Я», которые психоанализ изучает у инди­вида,

теми же процессами, повторенны­ми на более широкой арене.

3. Фрейд

Для Фрейда существовали только две науки: психология (чистая и при­кладная) и естествознание. По мнению Зигмунда Фрейда, социология, изучающая поведение людей в обществе, является прикладной психоло­гией. Следуя за Фрейдом, в этой главе мы рассмотрим культуру и общество с психоаналитических позиций.

Психоанализ общества начинался с работ о религии. Будучи атеистом. Фрейд страстно разоблачал психологические корни религии на протяже­нии всей своей жизни. Работы Зигмунда Фрейда позволяют воспроизве­сти логику его рассуждений. Человек испытывает постоянную угрозу со стороны противопоставленных ему сил в форме природных стихий: непредсказуемого космоса, неизбежной смерти и неумолимых инстинктов. Защищаясь от враждебных сил, человек, подобно маленькому ребенку, пытается компенсировать свою слабость фантазиями величия и независи­мости. Основная форма проявления таких фантазий — вера в Бога. Вера в Бога, или вера в авторитет, ограничивает мышление и проявляет себя так, словно «мир — это детская комната». Первая идея Фрейда заключается в том, что в религии наиболее ярко проявляются инфантильные потребности и переживания. ,

Фрейд также проводит параллель между невротиком и верующим чело­веком. В работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907 год) Фрейд подчеркивает, что религиозные иеремониалы аналогичны навязчи­вым действиям невротиков. И те и другие образуются на фоне внутренних запретов. При этом запреты могут касаться ничтожных мелочей, которые, однако, должны исполняться самым скрупулезным образом, поскольку в противном случае все нужно будет повторять сначала. Обычно такие дей­ствия сопровождаются сомнениями и страхом сделать что-нибудь не так.

Как и в случае навязчивых действий, в религиозных отправлениях ис­тинные мотивы поведения остаются бессознательными. Для тех и других характерно, что человек ведет себя так, словно над ним довлеет чувство вины. В свою очередь, оно порождает страх ожидания беды, который уси­ливается в ответ на искушения. Таким образом, религиозный церемониал возникает как защитное поведение. Тем самым человек защищается от соб­ственных влечений, а именно, сексуальных или агрессивных побуждений. Если такие предосудительные импульсы все-таки прорываются, набожный человек пытается защитить себя покаянием.

Фрейд приходит к выводу:

«Невроз навязчивости следует понимать как патологический эквивалент рели­гиозного образования, невроз — как индивидуальную религиозность, а рели­гию — как универсальный невроз навязчивости»30.

Общим для невроза и религиозных действий является отказ от осуще­ствления требований влечений. Религия становится движущей силой раз­вития культуры через принесение «божеству» жертвы в виде влечений. Вера в божество имеет ту же природу, что и мифология. Бессмертие, воздаяние, все потустороннее, по мнению Фрейда, это все — «эндопсихинескиемифы», а точнее, неясные образы нашего собственного внутреннего мира, спрое­цированные вовне.

В работе «Поэт и фантазирование» (1908 год) Фрейд писал:

«Вполне вероятно, что мифы соответствуют искаженным остаткам желаний-фантазий целых наций, вековым мечтаниям юного человечества»31.

Беспомощность человека, не связанная с детскими переживаниями, например страх перед судьбой, по Фрейду, не имеет отношения к религии. В качестве реакции на нее взрослый человек демонстрирует «здоровые ка­чества»: упорство, стойкость и принятие реальности.

Следующая идея Фрейда касается очевидной, с его точки зрения, связи между отношением к Богу и отношением к отцу. Фрейд рассматривал по­стоянное воспроизведение Эдипова комплекса в ряду поколений людей как основу для проекции личного божества. В эссе «Воспоминание дет­ства Леонардо да Винчи» (1910 год) читаем:

«Психоанализ познакомил нас с тесной связью между комплексом отца и ве­рой в Бога, показал, что личный Бог в психологическом отношении есть не что иное, как возвеличенный отец, и каждый день демонстрирует нам, что моло­дые люди утрачивают религиозную веру, как только у них рушится авторитет отца»32.

Таким образом, Зигмунд Фрейд видит корень религиозной потребнос­ти в родительском комплексе. Всемогущий, справедливый Бог и милости­вая природа являются сублимациями ранних детских представлений об отце и матери. В биологическом отношении религиозность восходит к длительной беспомощности маленького ребенка, который, позднее осо­знав свое реальное одиночество и слабость перед могучими силами жиз­ни, продолжает воспринимать свое положение с позиций ребенка. Поло­жительное значение религии заключается в том, что она защищает людей от невротического заболевания посредством бессознательных фантазий.

Страх, приводящий к религиозным чувствам, порождается не только природными стихиями. Другим источником страха выступают культурные запреты. Фрейд обращает наше внимание, что культура в целом построена на подавлении влечений. Подавленные сексуальные и агрессивные влече­ния сублимируются в творчество, а также в религию и другие формы соци­альной жизни. Вместе с тем с ограничением сексуальной активности у наро­да в целом возрастает страх жизни и страх смерти.

В свою очередь, сексуальная неудовлетворенность может преобразо­вываться в религиозность, сублимироваться в творчество или приводить к неврозам. Возможны различные варианты таких превращений. В работе 1908 года* Культурная половая мораль и современная нервозность» Фрейд приводит один из механизмов формирования невроза. Не удовлетворен­ная мужем невротическая женщина становится слишком нежной и тре­вожной по отношению к ребенку. В этом случае мать полностью перено­сит свою потребность в любви на ребенка. Это, в свою очередь, возбуждает эмоциональную жизнь ребенка, заставляя его в самом нежном возрасте испытывать сильные чувства, к которым он не готов: любовь, ревность и ненависть. Если чрезмерная чувственная стимуляция сопровождается строгим воспитанием и запретом сексуальных проявлений, формирует­ся конфликт между рано пробудившейся сексуальностью и сдерживаю­щей ее силой. Этот конфликт содержит в себе все для последующего не­вроза.

В работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909 год) Фрейд вы­двигает требование «сделать индивида при наименьших потерях в его ак­тивности социально полезным и пригодным для культурной жизни». Он считает это вполне возможным и необходимым без обращения к религии.