Д. Майерс
Ниже приведены наиболее важные имиджевые цели и эффекты (свойства), среди которых каждый человек может выбрать свои собственные приоритеты в зависимости от требований деятельности и индивидуальных возможностей (табл. 6).
Таблица 6
Имиджевые эффекты
| Имиджевая цепь
|
Яркость
| Привлечь внимание, выделиться из общей массы
|
Понятность
| Вызвать ощущение простоты, однозначности или близости
|
Позитивность
| Расположить к себе, сформировать ощущение симпатии и доверия
|
Влиятельность
| Вызвать ощущение силы, значительности и авторитета, побудить к конкретным действиям
|
Популярность
| Запомниться, стать узнаваемым и привычным
|
Органичность
| Стать естественным, максимально близким к своей сущности
|
Яркость имиджа означает его внешнюю броскость. Она может достигаться с помощью необычной внешности, оригинального поведения, физической красоты, ярких идей, выразительной речи. В ряду безусловно ярких образов стоят Клеопатра, Моцарт, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Сальвадор Дали.
Понятность имиджа — следующее важное требование. Такой имидж прост и доступен. Он не вызывает напряжения и порождает ощущение безопасности. Он также способствует появлению у окружающих людей ощущения сходства и близости с его прототипом. Именно эти чувства вызывал у большинства телезрителей популярный образ Лени Голубкова из рекламного ролика компании «МММ». Для миллионов людей понятны и близки такие личности, как Василий Чапаев, Владимир Высоцкий, Леонид Куравлев, Наталья Гундарева.
Позитивность образа имеет место, если нам удается вызвать у окружающих людей какое-либо из позитивных чувств:
-
доверие;
-
интерес;
-
симпатию;
-
уважение;
-
любовь.
Позитивность теснее всего связана с нравственными идеалами. Позитивный имидж — это имидж, приближенный к идеалам людей. Чем искреннее человек разделяет общечеловеческие ценности и чем активнее проявляет их, тем большую симпатию он заслуживает. Иисус Христос, Будда, Николай Рерих, Мать Тереза — все эти харизматичные образы излучают колоссальную позитивную энергию.
Влиятельность означает, что:
-
имидж возбуждает сильные чувства;
-
созданный образ ассоциируется с силой и значительностью;
-
он побуждает окружающих людей к конкретным действиям;
-
созданный образ приводит к изменениям в людях и окружающем мире.
Не составляет труда оживить в памяти наиболее влиятельные образы — Петр Великий, Наполеон, Сталин, маршал Жуков и т. д.
Популярность — следующая важная характеристика личного имиджа. Под популярностью нередко понимают то, насколько привлекателен и любим конкретный человек в конкретной аудитории. Мы используем данный термин в значении «известность». В этом смысле популярность определяется двумя моментами: степенью привлечения внимания и степенью узнаваемости образа. Так, среди наиболее узнаваемых ликов нашего времени — Мэрилин Монро, ливерпульская группа «Битлз», Арнольд Шварценеггер, принцесса Диана.
Популярность стоит дорого. Чем известнее человек, тем выше его «рыночная цена». Например, самые известные голливудские актеры, такие как Ричард Гир или Джулия Робертс, официально получают за съемки одного фильма примерно 30 миллионов долларов. Сильвестр Сталлоне, Роберт де Ниро, Брэд Питт — около 20 миллионов и т. д. Стоимость определяется степенью популярности.
При этом популярность может достигаться различными способами, среди которых:
-
усиление личной привлекательности;
-
увеличение частоты появления перед имиджевой аудиторией;
-
позиционирование своих преимуществ и отличительных особенностей;
-
использование запоминающихся деталей одежды или внешности;
-
эпатирование — стимулирование сильных эмоций.
Наконец, такая характеристика, как органичность образа указывает на степень его соответствия своему прототипу. Человек с конгруэнтным имиджем ощущает комфорт и раскованность. У окружающих людей при этом возникает ощущение симпатии и доверия. Напротив, искусственный имидж, навязанный человеку, делает это лицо противоречивым, неестественным и отталкивающим.
Итак, эффективный личный имидж должен обладать одной или несколькими из следующих характеристик: яркостью, понятностью, позитивностью, влиятельностью, узнаваемостью и органичностью. Одновременно эти же характеристики преобразуются в задачи, которых следует придерживаться при построении имиджа. Важно как можно более точно ответить себе на вопрос: «Какую реакцию я бы хотел вызвать у окружающих людей?» Например, руководитель, организующий деятельность десятков и сотен людей, в первую очередь должен быть авторитетным человеком. Это значит, что при построении имиджа руководителя следует делать акцент на трех основных качествах:
-
влиятельность;
-
понятность;
-
позитивность.
При достижении такого «триединого» эффекта существенно повышается удовлетворенность людей не только конкретным руководителем, но и организацией в целом, что, в свою очередь, приводит к укреплению лояльности сотрудников к руководству и уменьшению производственных конфликтов.
Государю необязательно обладать всеми
желательными качествами, но крайне необходимо
производить впечатление обладания ими.
И. Макиавелли
Таким образом, имидж — это то впечатление, которое мы создаем о себе в обществе и которое может несколько отличаться от нашей сущности. Имидж относится не к индивидуальным, а к социально-психологическим феноменам. Это портрет конкретного человека, нарисованный группой людей. Он в равной степени определяется и нашими характеристиками, и особенностями имиджевой аудитории. При построении эффективного имиджа мы должны учитывать и то и другое.
Перед нами неизбежно встает вопрос: «Каким должен быть эффективный имидж?» Существуют различные критерии для оценки эффективности какой-либо деятельности. В отношении имиджа используются четыре основных подхода:
-
эффективный имидж — это управляемый имидж;
-
эффективный имидж— это имидж, позволяющий более успешно решать социальные и профессиональные задачи;
-
эффективный имидж — это позитивный имидж;
-
эффективный имидж — тот, в котором человек себя чувствует наиболее комфортно.
В связи с этим мы выделяем следующие ведущие требования к имиджу:
-
управляемость;
-
результативность;
-
позитивность;
-
гармоничность.
Управляемость имиджа связана с необходимостью специальной деятельности по его проектированию, диагностике и коррекции. Если данное требование игнорируется, имидж превращается в стихийное явление, не всегда идущее на пользу своему прототипу.
Результативность имиджа отражает то, насколько он помогает реализовывать конкретные цели, например получение прибыли или продвижение по карьерной лестнице? В этом отношении хороший имидж — тот, который соотносится с требованиями конкретной деятельности и имиджевой аудитории. Например, имидж педагога определяется задачами педагогической деятельности, а также потребностями детей и ожиданиями их родителей. Перекос в ту или иную сторону нежелателен. В соответствии с этим, «портрет хорошего педагога» может выглядеть следующим образом:
отличное знание предмета, способность интересно и понятно излагать учебный материал, артистичность, развитое чувство юмора, требовательность к себе и ученикам, организаторские способности, уважение к детям и их родителям, авторитетность, честность, преданность своему делу.
Следующее качество — позитивность имиджа — вызывает неоднозначное отношение. Еще Никколо Макиавелли в работе «Государь» (1513 год) указывал на существование неразрешимого спора: «Чего следует добиваться правителю от своих подчиненных — любви или страха?» Дискуссия не закончена и по сей день, в ее основе лежит вопрос: «Должен ли публичный человек стремиться оказывать на окружающих только позитивное воздействие и производить положительное впечатление?» Практика показывает, что существует множество отклонений от данного правила. Более того, некоторые известные люди целенаправленно поддерживают собственный негативный имидж. Так им гораздо легче выделиться и запомниться.
История сорокового президента США Билла Клинтона доказывает, что «дурная слава», вопреки здравому смыслу, вполне может принести деньги и успех. Сексуальный скандал с Моникой Левински повысил рейтинг популярности президента и сделал его образ незабываемым. Более того, благодаря «некрасивой истории» чета Клинтонов смогла заработать на своих мемуарах в одном только 2000 году 18 миллионов долларов. Впрочем, не исключено, что это стало возможным благодаря положительному образу президента Клинтона, сформированному задолго до скандала. Американцы просто еще раз убедились в «человечности» своего любимца и простили его.
Скандалы, замешанные на слабостях людей и их негативных поступках, действительно привлекают внимание, но, как правило, вредят репутации и имиджу личности. Большинство современных исследователей считают, что стратегически более верным решением начнется целенаправленное формирование положительного образа, соответствующего позитивным ценностям большинства людей. Иными словами, эффективный имидж — это имидж, отражающий идеалы народа.
Наконец, эффективный имидж должен максимально отражать особенности и достоинства конкретного человека. Навязать человеку имидж, противоречащий его природе, невозможно. «Сделанный» имидж будет выглядеть ляповато или смешно, подобно платью чужого плеча. При построении имиджа чаше всего используется тактика усиления имеющихся преимуществ с одновременным сглаживанием недостатков. При этом упор делается на самоощущении человека. Ведь по большому счету, мы есть то, чем себя ощущаем.
Для испытания предложенной схемы разберем имидж сэра Уинстона Черчилля, безусловно принадлежащего к числу знаковых фигур XX века. Следует отметить, что, поскольку мы не являлись его современниками, не знали его лично и не имеем достоверных источников информации, судить о нем как о конкретном человеке мы можем исключительно исходя из его имиджа. Все, чем мы располагаем, — это обобщенный публичный образ исторического деятеля, сформированный в результате литературных источников и деятельности СМИ.
Первое, что бросается в глаза и прочно соединяется с именем Черчилля, — его личная символика. Это шляпа, кадиллак, галстук-«бабочка» и неизменная сигара во рту, Черчилль строго придерживался респектабельного стиля и всегда носил костюм с жилетом. Несмотря на невысокий рост, полноту и залысину, он производил впечатление солидного человека.
Внешний портрет Уинстона гармонично дополнялся его личными качествами: целеустремленностью, напором, работоспособностью, умением сконцентрироваться, честолюбием, ответственностью и самостоятельностью. Например, несмотря на большой штат помощников, Черчилль все свои речи писал сам. Более того, всегда заучивал их наизусть, благодаря чему завоевал славу непревзойденного оратора и человека с незаурядными способностями.
Черчилль имел репутацию «везунчика», как говорят в Англии — «человека, родившегося с серебряной ложкой во рту». Он также слыл самым «непотопляемым» политиком, поскольку отнюдь не просто так продержался на политической арене 65 лет (впервые был избран в парламент от консервативной партии в 26 лет), трижды занимал пост премьер-министра. Однако помимо этого, Черчилля считали виртуозным интриганом и человеком с мертвой хваткой, хотя он же имел и стабильный имидж образцового семьянина.
Легенда Черчилля была связана с двумя вещами: его высочайшим происхождением и военными приключениями. Черчилль принадлежал к роду герцогов Мальборо. В молодости, будучи журналистом, он участвовал в англо-бурской войне, попал в плен, бежал и чудом спасся. Впоследствии Черчилль с удовольствием позиционировал себя как солдата своего народа.
Идеи Черчилля нередко отличались оригинальностью — от полного непринятия коммунизма и социализма до временной симпатии к Гитлеру. Черчилль был убежден, что историю создают выдающиеся личности — герои. Сам Черчилль во время Второй мировой войны исполнял миссию спасителя человечества и собственного народа. Он стал одним из инициаторов создания антигитлеровской коалиции. В программной речи в Фултоне (США) в 1946 году проницательный политик предупредил о надвигающейся угрозе тоталитаризма в СССР. На протяжении всей жизни Черчилль выступал ярым защитником демократии и непримиримым противником коммунизма. В 1953 году он был удостоен Нобелевской премии за вклад в литературу. Перу Черчилля принадлежит множество работ, в том числе шеститомный труд «Вторая мировая война» и четырехтомная «История англоговорящих народов».
На примере сэра Уинстона Черчилля мы проиллюстрировали структуру личного имиджа. Аналогично, можно составить групповой имиджевый портрет. Групповой имидж отличается от личного меньшей степенью управляемости, большей сложностью и известной инертностью. Возьмем, к примеру, национальный имидж россиян. На тех, кто приезжает в Россию, русские люди в целом производят впечатление «людей, которые мало улыбаются». Данный имиджевый стереотип во многом «обязан» своей устойчивостью образу тех недоброжелательных чиновников, с которыми в первую очередь сталкиваются прибывающие в Россию иностранцы. Это обстоятельство отмечают и сами россияне, возвращающиеся из-за границы. Неприятно поражает контраст между улыбчивыми лицами любезных сотрудников службы сервиса зарубежных аэропортов и сурово-угрожающей внешностью российских таможенников. А как известно, первое впечатление нередко оказывается самым стойким.
Серьезный ущерб российскому национальному имиджу был нанесен драматическими событиями XX века: Гражданской войной, расстрелом царской семьи, тоталитарной советской системой, репрессиями, «железным занавесом» и милитаризацией. На этапе холодной войны русские ассоциировались с ЧК, КГБ, мафией, разгильдяйством. В последнее время международные стереотипы в отношении России — великой державы с богатейшей культурой — стали меняться в лучшую сторону. В восприятии иностранцев начинают доминировать такие исконно русские символы, как: Красная плошадь, Собор Василия Блаженного, Достоевский, Пушкин, Толстой, Большой театр, «Лебединое озеро».
Непосредственное общение с русскими людьми характеризует их как общительных и разговорчивых собеседников, любящих пооткровенничать и выпить в компании. Исследования Роберта Льюиса показали, что ценности русских людей, например глазами американцев, выглядят следующим образом:
-
большая ориентация на людей, нежели на бизнес;
-
недоверие к власти и чиновникам;
-
относительно небольшая заинтересованность в деньгах;
-
консервативность;
-
склонность к коллективным действиям;
-
большая привязанность к прошлому (в то время как американцы ориентированы на настоящее);
-
избыточное проявление сочувствия и душевности;
-
доминирование ценностей личных взаимоотношений над атрибутикой личного успеха.
Обобщая национальный портрет, можно отметить следующие главные характеристики имиджа россиян: сильные, добрые, коллективистски настроенные люди с великой культурой и драматичной историей. Аналогичному анализу можно подвергнуть и другие групповые образы.
Особенности нации находят воплощение в государственной символике. В связи с этим интересно сравнить талисманы олимпийских игр, сочетающих универсальную символику с национальным колоритом: 1968 год, Мехико — ягуар; 1976 год, Монреаль — бобер Амик; 1980 год, Москва — медвежонок Миша; 1984 год, Лос-Анджелес — орленок Сэм; 1988 год, Сеул — тигренок Ходори; 2000 год, Сидней — ехидна Милли, утконос Сид; 2004 год, Афины — античные боги.
Мы видим, что в спортивной интернациональной тематике широко используются образы животных, воплощающие физическое совершенство — силу, ловкость, быстроту. В национальной имиджевой рекламе, напротив, чаще встречаются фигуры конкретных людей, символизирующие идеалы нации, ее наиболее яркие особенности. Для России это, например, Александр Невский, Петр Первый, Лев Толстой, Дмитрий Лихачев.
Идеалы и ценности не всегда можно описать словами. Гораздо эффективнее передать их с помощью целостного визуального образа. Например, в имиджевой рекламе часов «Лонджин» для европейской аудитории предлагаются лица киноактрисы Одри Хебберн и актера Олега Меньшикова. Фирма «Ориент» для презентации своей продукции в России использует образ певицы Алсу. Какие ценности современных людей они воплощают? Возможные варианты ответов: одухотворенность, гармонию, нежность и красоту.
На примере личного и группового имиджа мы убедились, что, хотя имидж и включает множество изменчивых внешних характеристик (одежду, поведение, символы), его конечной целью является только одно — попытка донести до окружающих людей сущностные качества праобраза — его ценности и идеи. Иначе говоря, имидж есть личное послание миру, зашифрованное на языке символов.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов