logo
Змановская Е

Д. Майерс

Ниже приведены наиболее важные имиджевые цели и эффекты (свой­ства), среди которых каждый человек может выбрать свои собственные приоритеты в зависимости от требований деятельности и индивидуальных возможностей (табл. 6).

Таблица 6

Имиджевые эффекты

Имиджевая цепь

Яркость

Привлечь внимание, выделиться из общей массы

Понятность

Вызвать ощущение простоты, однозначности или близости

Позитивность

Расположить к себе, сформировать ощущение симпатии и доверия

Влиятельность

Вызвать ощущение силы, значительности и авторитета, побудить к кон­кретным действиям

Популярность

Запомниться, стать узнаваемым и привычным

Органичность

Стать естественным, максимально близким к своей сущности

Яркость имиджа означает его внешнюю броскость. Она может дости­гаться с помощью необычной внешности, оригинального поведения, фи­зической красоты, ярких идей, выразительной речи. В ряду безусловно ярких образов стоят Клеопатра, Моцарт, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Сальвадор Дали.

Понятность имиджа — следующее важное требование. Такой имидж прост и доступен. Он не вызывает напряжения и порождает ощущение бе­зопасности. Он также способствует появлению у окружающих людей ощу­щения сходства и близости с его прототипом. Именно эти чувства вызывал у большинства телезрителей популярный образ Лени Голубкова из рек­ламного ролика компании «МММ». Для миллионов людей понятны и близ­ки такие личности, как Василий Чапаев, Владимир Высоцкий, Леонид Куравлев, Наталья Гундарева.

Позитивность образа имеет место, если нам удается вызвать у окружаю­щих людей какое-либо из позитивных чувств:

Позитивность теснее всего связана с нравственными идеалами. Пози­тивный имидж — это имидж, приближенный к идеалам людей. Чем ис­креннее человек разделяет общечеловеческие ценности и чем активнее проявляет их, тем большую симпатию он заслуживает. Иисус Христос, Буд­да, Николай Рерих, Мать Тереза — все эти харизматичные образы излуча­ют колоссальную позитивную энергию.

Влиятельность означает, что:

Не составляет труда оживить в памяти наиболее влиятельные образы — Петр Великий, Наполеон, Сталин, маршал Жуков и т. д.

Популярность — следующая важная характеристика личного имиджа. Под популярностью нередко понимают то, насколько привлекателен и любим конкретный человек в конкретной аудитории. Мы используем дан­ный термин в значении «известность». В этом смысле популярность опре­деляется двумя моментами: степенью привлечения внимания и степенью узнаваемости образа. Так, среди наиболее узнаваемых ликов нашего вре­мени — Мэрилин Монро, ливерпульская группа «Битлз», Арнольд Швар­ценеггер, принцесса Диана.

Популярность стоит дорого. Чем известнее человек, тем выше его «ры­ночная цена». Например, самые известные голливудские актеры, такие как Ричард Гир или Джулия Робертс, официально получают за съемки одного фильма примерно 30 миллионов долларов. Сильвестр Сталлоне, Роберт де Ниро, Брэд Питт — около 20 миллионов и т. д. Стоимость определяется степенью популярности.

При этом популярность может достигаться различными способами, сре­ди которых:

Наконец, такая характеристика, как органичность образа указывает на степень его соответствия своему прототипу. Человек с конгруэнтным имид­жем ощущает комфорт и раскованность. У окружающих людей при этом возникает ощущение симпатии и доверия. Напротив, искусственный имидж, навязанный человеку, делает это лицо противоречивым, неесте­ственным и отталкивающим.

Итак, эффективный личный имидж должен обладать одной или не­сколькими из следующих характеристик: яркостью, понятностью, позитив­ностью, влиятельностью, узнаваемостью и органичностью. Одновременно эти же характеристики преобразуются в задачи, которых следует придер­живаться при построении имиджа. Важно как можно более точно ответить себе на вопрос: «Какую реакцию я бы хотел вызвать у окружающих лю­дей?» Например, руководитель, организующий деятельность десятков и сотен людей, в первую очередь должен быть авторитетным человеком. Это значит, что при построении имиджа руководителя следует делать акцент на трех основных качествах:

При достижении такого «триединого» эффекта существенно повыша­ется удовлетворенность людей не только конкретным руководителем, но и организацией в целом, что, в свою очередь, приводит к укреплению ло­яльности сотрудников к руководству и уменьшению производственных конфликтов.

Государю необязательно обладать все­ми

желательными качествами, но крайне необходимо

производить впечатление об­ладания ими.

И. Макиавелли

Таким образом, имидж — это то впечатление, которое мы создаем о себе в обществе и которое может несколько отличаться от нашей сущности. Имидж относится не к индивидуальным, а к социально-психологическим феноменам. Это портрет конкретного человека, нарисованный группой лю­дей. Он в равной степени определяется и нашими характеристиками, и осо­бенностями имиджевой аудитории. При построении эффективного имид­жа мы должны учитывать и то и другое.

Перед нами неизбежно встает вопрос: «Каким должен быть эффектив­ный имидж?» Существуют различные критерии для оценки эффективнос­ти какой-либо деятельности. В отношении имиджа используются четыре основных подхода:

В связи с этим мы выделяем следующие ведущие требования к имиджу:

Управляемость имиджа связана с необходимостью специальной деятель­ности по его проектированию, диагностике и коррекции. Если данное тре­бование игнорируется, имидж превращается в стихийное явление, не все­гда идущее на пользу своему прототипу.

Результативность имиджа отражает то, насколько он помогает реализо­вывать конкретные цели, например получение прибыли или продвижение по карьерной лестнице? В этом отношении хороший имидж — тот, который соотносится с требованиями конкретной деятельности и имиджевой ауди­тории. Например, имидж педагога определяется задачами педагогической деятельности, а также потребностями детей и ожиданиями их родителей. Перекос в ту или иную сторону нежелателен. В соответствии с этим, «порт­рет хорошего педагога» может выглядеть следующим образом:

отличное знание предмета, способность интересно и понятно излагать учебный материал, артистичность, развитое чувство юмора, требовательность к себе и ученикам, организаторские способности, уважение к детям и их родителям, авторитетность, честность, преданность своему делу.

Следующее качество — позитивность имиджа — вызывает неоднознач­ное отношение. Еще Никколо Макиавелли в работе «Государь» (1513 год) указывал на существование неразрешимого спора: «Чего следует добиваться правителю от своих подчиненных — любви или страха?» Дискуссия не за­кончена и по сей день, в ее основе лежит вопрос: «Должен ли публичный человек стремиться оказывать на окружающих только позитивное воздей­ствие и производить положительное впечатление?» Практика показывает, что существует множество отклонений от данного правила. Более того, некоторые известные люди целенаправленно поддерживают собственный негативный имидж. Так им гораздо легче выделиться и запомниться.

История сорокового президента США Билла Клинтона доказывает, что «дурная слава», вопреки здравому смыслу, вполне может принести деньги и успех. Сексуальный скандал с Моникой Левински повысил рейтинг по­пулярности президента и сделал его образ незабываемым. Более того, бла­годаря «некрасивой истории» чета Клинтонов смогла заработать на своих мемуарах в одном только 2000 году 18 миллионов долларов. Впрочем, не исключено, что это стало возможным благодаря положительному образу президента Клинтона, сформированному задолго до скандала. Американ­цы просто еще раз убедились в «человечности» своего любимца и прости­ли его.

Скандалы, замешанные на слабостях людей и их негативных поступ­ках, действительно привлекают внимание, но, как правило, вредят репу­тации и имиджу личности. Большинство современных исследователей считают, что стратегически более верным решением начнется целенаправ­ленное формирование положительного образа, соответствующего позитив­ным ценностям большинства людей. Иными словами, эффективный имидж — это имидж, отражающий идеалы народа.

Наконец, эффективный имидж должен максимально отражать особен­ности и достоинства конкретного человека. Навязать человеку имидж, противоречащий его природе, невозможно. «Сделанный» имидж будет выглядеть ляповато или смешно, подобно платью чужого плеча. При построении имиджа чаше всего используется тактика усиления имеющих­ся преимуществ с одновременным сглаживанием недостатков. При этом упор делается на самоощущении человека. Ведь по большому счету, мы есть то, чем себя ощущаем.

Для испытания предложенной схемы разберем имидж сэра Уинстона Черчилля, безусловно принадлежащего к числу знаковых фигур XX века. Следует отметить, что, поскольку мы не являлись его современниками, не знали его лично и не имеем достоверных источников информации, судить о нем как о конкретном человеке мы можем исключительно исходя из его имиджа. Все, чем мы располагаем, — это обобщенный публичный образ исторического деятеля, сформированный в результате литературных ис­точников и деятельности СМИ.

Первое, что бросается в глаза и прочно соединяется с именем Черчил­ля, — его личная символика. Это шляпа, кадиллак, галстук-«бабочка» и не­изменная сигара во рту, Черчилль строго придерживался респектабельно­го стиля и всегда носил костюм с жилетом. Несмотря на невысокий рост, полноту и залысину, он производил впечатление солидного человека.

Внешний портрет Уинстона гармонично дополнялся его личными каче­ствами: целеустремленностью, напором, работоспособностью, умением сконцентрироваться, честолюбием, ответственностью и самостоятельно­стью. Например, несмотря на большой штат помощников, Черчилль все свои речи писал сам. Более того, всегда заучивал их наизусть, благодаря чему завоевал славу непревзойденного оратора и человека с незаурядными способностями.

Черчилль имел репутацию «везунчика», как говорят в Англии — «чело­века, родившегося с серебряной ложкой во рту». Он также слыл самым «непотопляемым» политиком, поскольку отнюдь не просто так продержал­ся на политической арене 65 лет (впервые был избран в парламент от кон­сервативной партии в 26 лет), трижды занимал пост премьер-министра. Однако помимо этого, Черчилля считали виртуозным интриганом и человеком с мертвой хваткой, хотя он же имел и стабильный имидж образцо­вого семьянина.

Легенда Черчилля была связана с двумя вещами: его высочайшим про­исхождением и военными приключениями. Черчилль принадлежал к роду герцогов Мальборо. В молодости, будучи журналистом, он участвовал в англо-бурской войне, попал в плен, бежал и чудом спасся. Впоследствии Черчилль с удовольствием позиционировал себя как солдата своего народа.

Идеи Черчилля нередко отличались оригинальностью — от полного непринятия коммунизма и социализма до временной симпатии к Гитлеру. Черчилль был убежден, что историю создают выдающиеся личности — ге­рои. Сам Черчилль во время Второй мировой войны исполнял миссию спа­сителя человечества и собственного народа. Он стал одним из инициаторов создания антигитлеровской коалиции. В программной речи в Фултоне (США) в 1946 году проницательный политик предупредил о надвигающей­ся угрозе тоталитаризма в СССР. На протяжении всей жизни Черчилль выступал ярым защитником демократии и непримиримым противником коммунизма. В 1953 году он был удостоен Нобелевской премии за вклад в литературу. Перу Черчилля принадлежит множество работ, в том числе шеститомный труд «Вторая мировая война» и четырехтомная «История англоговорящих народов».

На примере сэра Уинстона Черчилля мы проиллюстрировали структу­ру личного имиджа. Аналогично, можно составить групповой имиджевый портрет. Групповой имидж отличается от личного меньшей степенью управляемости, большей сложностью и известной инертностью. Возьмем, к примеру, национальный имидж россиян. На тех, кто приезжает в Россию, русские люди в целом производят впечатление «людей, которые мало улы­баются». Данный имиджевый стереотип во многом «обязан» своей устой­чивостью образу тех недоброжелательных чиновников, с которыми в пер­вую очередь сталкиваются прибывающие в Россию иностранцы. Это обстоятельство отмечают и сами россияне, возвращающиеся из-за грани­цы. Неприятно поражает контраст между улыбчивыми лицами любезных сотрудников службы сервиса зарубежных аэропортов и сурово-угрожаю­щей внешностью российских таможенников. А как известно, первое впе­чатление нередко оказывается самым стойким.

Серьезный ущерб российскому национальному имиджу был нанесен драматическими событиями XX века: Гражданской войной, расстрелом царской семьи, тоталитарной советской системой, репрессиями, «желез­ным занавесом» и милитаризацией. На этапе холодной войны русские ас­социировались с ЧК, КГБ, мафией, разгильдяйством. В последнее время международные стереотипы в отношении России — великой державы с богатейшей культурой — стали меняться в лучшую сторону. В восприятии иностранцев начинают доминировать такие исконно русские символы, как: Красная плошадь, Собор Василия Блаженного, Достоевский, Пушкин, Толстой, Большой театр, «Лебединое озеро».

Непосредственное общение с русскими людьми характеризует их как общительных и разговорчивых собеседников, любящих пооткровенничать и выпить в компании. Исследования Роберта Льюиса показали, что цен­ности русских людей, например глазами американцев, выглядят следую­щим образом:

Обобщая национальный портрет, можно отметить следующие главные характеристики имиджа россиян: сильные, добрые, коллективистски настро­енные люди с великой культурой и драматичной историей. Аналогичному анализу можно подвергнуть и другие групповые образы.

Особенности нации находят воплощение в государственной символи­ке. В связи с этим интересно сравнить талисманы олимпийских игр, соче­тающих универсальную символику с национальным колоритом: 1968 год, Мехико — ягуар; 1976 год, Монреаль — бобер Амик; 1980 год, Москва — медвежонок Миша; 1984 год, Лос-Анджелес — орленок Сэм; 1988 год, Сеул — тигренок Ходори; 2000 год, Сидней — ехидна Милли, утконос Сид; 2004 год, Афины — античные боги.

Мы видим, что в спортивной интернациональной тематике широко ис­пользуются образы животных, воплощающие физическое совершенство — силу, ловкость, быстроту. В национальной имиджевой рекламе, напротив, чаще встречаются фигуры конкретных людей, символизирующие идеалы нации, ее наиболее яркие особенности. Для России это, например, Алек­сандр Невский, Петр Первый, Лев Толстой, Дмитрий Лихачев.

Идеалы и ценности не всегда можно описать словами. Гораздо эффек­тивнее передать их с помощью целостного визуального образа. Например, в имиджевой рекламе часов «Лонджин» для европейской аудитории пред­лагаются лица киноактрисы Одри Хебберн и актера Олега Меньшикова. Фирма «Ориент» для презентации своей продукции в России использует образ певицы Алсу. Какие ценности современных людей они воплощают? Возможные варианты ответов: одухотворенность, гармонию, нежность и красоту.

На примере личного и группового имиджа мы убедились, что, хотя имидж и включает множество изменчивых внешних характеристик (одеж­ду, поведение, символы), его конечной целью является только одно — по­пытка донести до окружающих людей сущностные качества праобраза — его ценности и идеи. Иначе говоря, имидж есть личное послание миру, за­шифрованное на языке символов.