Массовая психология
Вопреки сложившемуся стереотипу, что «психоанализ — это лечение неврозов», культурные и общественные феномены не менее привлекали Зигмунда Фрейда. Он рассматривал культуру как совокупность знаний и умений, накопленных человечеством и регулируемых специальными институтами. Начиная с ранних работ, Фрейд тщательно исследовал психическую природу такого культурного феномена, как религия.
В то же время его внимание привлекали общественные процессы и социальные отношения. Фрейд выделял два ведущих типа отношений — сексуальные инициальные. В работе «Тотем и табу» он писал:
«Те душевные движения, которые принимают во внимание другое лицо, но не избирают его сексуальным объектом, мы назовем социальными»39.
Фрейд рассматривал социальные процессы по аналогии с индивидуальными. Наиболее отчетливо это проявилось в работе, написанной в 921 году, «Массовая психология и анализ человеческого Я». Фрейд подчеркивал:
«Различие между индивидуальной психологией и социальной психологией (или психологией масс), на первый взгляд кажущееся нам столь значительным, при ближайшем рассмотрении теряет почти всю остроту»40.
Индивидуальное развитие происходит в контексте отношений с другими людьми. В психической жизни одного человека другой всегда учитывается как образец, как объект, помощник и противник. А потому индивидуальная психология, по мнению Зигмунда Фрейда, с самого начала является социальной.
В зависимости от того, удовлетворяет ли человек свои потребности с помощью или без помощи другого, все душевные акты можно разделить на две группы: «социальные» и «нарциссические». Однако и те и другие относятся к области индивидуальной психологии. Цель массовой психологии состоит в том, чтобы раскрыть природу связи между индивидом и значимыми для него другими людьми.
Для решения данной задачи Фрейд обращается к знаменитому в то время труду Густава Ле Бона «Психология масс» (1895 год). Написанная 120 лет назад, эта работа не потеряла актуальности и по сей день. Ле Бон дает блестящую характеристику толпы — «собрания индивидов». Современные городские жители хорошо знакомы с этим явлением. Толпы безликих прохожих наводняют город, «орды» футбольных болельщиков взрывают стадионы, массы «фанатов» заставляют стонать концертные залы...
Поскольку Фрейд отталкивается от основных положений Ле Бона, имеет смысл познакомиться с данной работой. В «Психологии масс» Ле Бон сравнивает толпу со сфинксом из античной сказки, подчеркивая, как важно научиться разгадывать ее загадки и понимать законы. Он отмечает, что в большом собрании людей сознательная личность, с ее интеллектом и индивидуальными особенностями, исчезает. Вместо этого образуется единая «коллективная душа». Это означает, что «в толпе» каждый человек испытывает схожие бессознательные порывы.
Во-первых, благодаря численности индивид приобретает «сознание непреодолимой силы», утрачивая при этом чувство личной ответственности за собственные поступки. К тому же нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость.
Во-вторых, в массе индивид становится чрезвычайно внушаемым и склонным к подражанию. Ле Бон объясняет это тем, что толпа мыслит воображаемыми образами, а ее чувства носят преувеличенный характер. На толпу действуют только образы и иллюзии, заблуждение становится ее движущей силой. Ле Бон констатирует:
«Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-либо рассуждениями — вот способы аргументации, хорошо известные всем ораторам публичных собраний»41.
В-третьих, действия индивида в толпе импульсивны и некритичны. Благодаря этому «толпа легко становится палачом, но так же легко она идет на мученичество».
В-четвертых, толпа инстинктивно стремится к рабству. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует перед силой,
«Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе, а не на стороне добрых властителей».
Кроме того, толпа питает священное уважение к традициям и бессознательный ужас — к различного рода новшествам. В традициях выражаются идеи, потребности и чувства целого народа, его прошлого. Поэтому толпа разных стран имеет различия в своих верованиях и поступках, которые необходимо знать и учитывать. Народы медленно подготавливаются к восприятию каких-либо идей. Если наступает расцвет этих идей, значит, время подготовило их.
Идеи — это дочери прошлого и матери
будущего и всегда рабыни времени,
Г. Ле Бон
Нужны целые века для образования какого-либо политического режима, поддержанного народом, и столетия для его изменения.
Таким образом, толпа управляется бессознательными инстинктами. Она не рассуждает. Ее убеждения принимают форму веры, близкой религиозному чувству. Чтобы убедить толпу, необходимо обращаться к ее чувствам, а не рассудку. Для этого сначала следует понять чувства, воодушевляющие толпу. Затем — показать, что разделяешь эти чувства. И наконец, с помощью ярких образов постараться изменить переживания толпы в нужном направлении.
Тот, кому все это удается, становится героем. Герой (Цезарь, Александр, Наполеон), которому поклоняется толпа, поистине для нее Бог. Его приказы не оспариваются, но, напротив, сопровождаются слепым повиновением.
Для толпы нужно быть богом или ничем.
Г, Ле Вон
Обаяние вождя (его магнетическое очарование) и его член создают в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой и содействует превращению человека в абсолютного раба своей мечты. Ле Бон пишет:
«Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают осуждению».
Например, преступления толпы всегда вызваны сильным внушением, и индивиды при этом убеждены, что исполняют свой долг.
Чтобы увлечь массу людей на решительные и быстрые действия, например взятие баррикад, лучше действовать посредством личного примера. Для того же, чтобы толпа прониклась идеями, необходимо потратить время, в течение которого вновь и вновь утверждать, повторять и заражать. При этом чем более кратко утверждение, чем более оно лишено доказательности, тем большее влияние оно оказывает на массы.
«После того как мы сто, тысячу раз услышали, что лучший шоколад — это
шоколад X, нам начинает казаться, что мы слышали это с разных сторон, и
мы, в конце концов, совершенно убеждаемся в этом»42.
Ле Бон 120 лет назад наглядно демонстрировал нам, что в человеческой психологии с тех пор мало что изменилось.
Отмечая необходимость убеждения, Ле Бон также подчеркивает важность понимания чувств толпы и ее бессознательных стремлений.
Истинной тиранией может быть только тикая,
которая бессознательно действует надуши,
так как с ней нельзя бороться.
Г. Ле Бон
Поэтому «прислушивание» к мнению народных масс составляет главную заботу печати и правительства. Это особенно важно в условиях избирательной борьбы. Избиратель хочет, чтобы льстили его тщеславию и угождали его стремлениям. Поэтому:
«...чтобы подействовать на избирателя, нужно осыпать его самой нелепой лестью и, не стесняясь, давать ему самые фантастические обещания!»
Раскрывая характер массовой души, Ле Бон приходит, в сущности, к психоаналитическому выводу о бессознательной природе социальных процессов. Предвосхищая последующие научные открытия, Ле Бон заявляет, что «правительства управляют душой расы в форме наследственных остатков и массовых идеалов».
Неудивительно, что работа Ле Бона чрезвычайно заинтересовала Зигмунда Фрейда. Отталкиваясь от этих идей, Фрейд предложил свою, собственно психоаналитическую концепцию масс. По мнению Фрейда, в массе индивид попадает в условия, разрешающие ему «устранить вытеснение бессознательных первичных позывов». Он пишет:
«Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное»43.
Иначе говоря, в массе свободно проявляются бессознательные порывы. При этом интеллектуальная деятельность индивида тормозится, а эффективность (чувственность) усиливается. Человек как бы спускается на несколько ступеней вниз «по лестнице цивилизации». Он уподобляется одновременно и примитивному человеку, и ребенку.
Ссылаясь на исследования Мак Дугалла, Фрейд разделяет поведение неорганизованной массы (толпы) и высокоорганизованной массы (организации). Зигмунд Фрейд задается вопросом: «Что необходимо для создания жизнеспособной организованной массы?» Для «подъема душевной жизни массы» требуется выполнение нескольких условий. Важно, чтобы группа была постоянной и не распадалась в течение длительного времени. Целесообразно, чтобы отдельные индивиды имели четкое представление об организации в целом (ее правилах, достижениях и целях), а также имели выраженное эмоциональное отношение к ней. Также необходимо, чтобы у организации были отношения с другими группами, основанные на конкуренции и борьбе. Важную массо образующую роль играют обычаи и традиции. Наконец, внутри самой группы должны быть четко распределены функции и роли. (Таковы секреты внутреннего PR по Зигмунду Фрейду.)
В целом главную роль в процессе образования массы, по мнению Зигмунда Фрейда, играет внушение. Внушение становится возможным постольку, поскольку в массе проявляются самые разнообразные эмоциональные связи между людьми связи Фрейд считает проявлением либидо — энергии первичных позывов. Он отмечает, что либидо имеет
«...отношение ко всему... что можно обобщить понятием любовь: половая любовь, любовь к себе, любовь к родителям, любовь к детям, дружба и вообще любовь ко всем людям... преданность конкретным предметам и абстрактным идеям»1".
Следовательно, в форме всевозможных эмоциональных связей либидо составляет «сущность массовой души». Иначе говоря, люди в массе объединяются силой Эроса.
На при мере двух высокоорганизованных, издавна существующих масс — Церкви и войска — Фрейд раскрывает особую роль вождя (как мы бы сейчас сказали — лидера). В обеих искусственных массах есть главный который любит всех одинаково, вернее, порождает иллюзию равной любви. Зигмунд Фрейд отмечает:
«...от этой иллюзии зависит все; разрушьте ее — и тотчас же распадутся и церковь, и войско»44.
Отдельный человек связан через либидо не только с другими членами (братьями), но и с вождем. Лидер является заменой отца. Связь индивидов с ним является даже более важной для массо образования, чем связь друг с другом. Если разрывается связь с вождем, как правило, разрушаются и взаимные связи между массовыми индивидами.
Согласно Зигмунду Фрейду, наряду с либидными связями в массе всегда наблюдаются агрессивные импульсы и готовность ненавидеть. Агрессивные импульсы могут разрушить массу. Этого не произойдет, если агрессию направить на внешнего врага. Агрессивные влечения также можно превратить в альтруистические порывы — в борьбу за идею или благо собратьев.
Таким образом, бессознательные (любовные и агрессивные) позывы массы находят свои объекты. Но кроме либидной «занятости объектом», действуют и другие механизмы эмоциональных связей в массе. Наиважнейшая из них — идентификация — бессознательное отождествление себя с другим объектом.
Идентификация рассматривается в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной связи. Если при объектном (сексуальном) выборе проявляется желание обладать объектом, то при идентификации — желание быть таким же. При идентификации «Я» перенимает качества объекта. К человеку, с которым идентифицируются, не испытывают агрессии — его жалеют, ему помогают. В массе, когда все равны и все одинаково любимы «вождем», индивиды идентифицируются друг с другом, что и порождает ощущение единого целого.
Положения Фрейда хорошо объясняют более поздние социальные феномены «культа личности». Например, культ личности Сталина был основан на его имидже «отца всех времен и народов» — строгого, но справедливого и неподкупного, одинаково любящего всех своих детей. Следует признать, что культ личности имеет не только негативные последствия, одновременно он способен усиливать процессы интеграции в обществе. Культ личности приносит людям выраженную психологическую выгоду: он дает идеалы, чувство защищенности и единства. Это, в свою очередь, порождает эйфорию триумфа и могущества.
С механизмами объектного выбора и идентификации, по мнению Фрейда, также связаны такие эмоциональные процессы, как влюбленность и гипноз.
Отношение к вождю очень напоминает влюбленность. И то и другое связано с переоценкой объекта любви. Происходит «идеализация» ("сексуальная переоценка) вождя или лидера. В этом случае:
«Объект служит заменой никогда не достигнутого собственного "Я"
В крайних случаях влюбленности, говорит Зигмунд Фрейд, объект начинает полностью занимать место «Я» - идеала. Различие между идентификацией и влюбленностью Фрейд характеризует так:
«...при идентификации объект занимает место "Я", при влюбленности — место идеала "Я"»45.
Далее Фрейд проводит параллель между влюбленностью и гипнозом. В ситуации гипноза мы видим то же смиренное подчинение, уступчивость, отсутствие критики в отношении гипнотизера, что и в отношении объекта любви. Гипнотизер представляет «Я»-идеал, т. е. «единственный объект; помимо которого никто другой не принимается во внимание». Таким образом, «гипноз есть та же влюбленная самоотдача», которая, в отличие от влюбленности, исключает сексуальное удовлетворение. При этом гипнотизер, давал приказание заснуть, «занимает место родителей», пробуждая ту часть архаического наследия, которая проявлялась по отношению к родителям.
Аналогично влюбленности и гипнозу, индивиды в массе ставят на место своего «Я»-идеала один и тот же объект — вождя. Благодаря общей связи с вождем индивиды идентифицируются друг с другом. В то же время эмоциональные связи в массе не связаны с сексуальным удовлетворением.
Фрейд проводит параллель между массо образованием и первобытной ордой. Он указывает, что человек в массе становится похож на «животного первобытной орды», возглавляемой праотцом. Зигмунд Фрейд вновь обращается к идеям, высказанным в работе «Тотем и табу» (1912 год), и приходит к обобщающему тезису: «праотец — это идеал массы»,
Он — сверхчеловек. Индивиды любой массы нуждаются в иллюзии, что все они в равной степени и справедливо любимы вождем. Человек отказывается от своего «Я» - идеала и заменяет его фигурой вождя. При этом вождь не обязан любить и на самом деле, напротив, он должен быть «нарциссичным, уверенным в себе и самостоятельным».
Поскольку каждый человек создает свой «Я» - идеал по различным образцам, постольку каждый человек присутствует во многих массовых душах — своей расы, национальности, класса, веры и т. д. Когда «Я» и «Я»-идеал совпадают, это переживается как чувство триумфа, если же разрыв между ними слишком велик, возникает чувство вины или неполноценности.
Зигмунд Фрейд отмечает, что в массе индивид подчиняется множеству запретов и ограничений. Однако эти запреты специально снимаются во время праздников.
«Праздники изначально представляют собой не что иное, как запрещенный законом эксцесс, и именно это освобождение придает им характер веселья», — утверждает Фрейд46.
В конце работы Фрейд ставит чрезвычайно сложный вопрос: «Когда из первобытной массы стало выделяться индивидуальное сознание?» и отвечает на него следующим образом: «...когда от массовой психологии человечество стало переходить к психологии индивидуальной».
Фрейд дает ответ на поставленный им вопрос в контексте собственного мифа о первобытной орде. По мнению Фрейда, праотец орды для каждого был идеалом. После того как сыновья объединились и убили отца, они испытали страстную тоску по нему. Эта тоска побудила отдельного индивида фантазийно восстановить себя в роли отца. На основе этого поэтом был создан героический миф, в котором герой убивает отца в образе тотемистического чудовища. Как раньше отец был идеалом мальчика, так теперь герой мифа заменил идеал для «Я». Зигмунд Фрейду приходит к выводу:
«Миф, таким образом, является тем шагом, при помощи которого отдельный индивид выходит из массовой психологии».
Историки психоанализа отмечают, что в размышлениях о массе и вожде прослеживается аналогия с самим психоаналитическим движением. Будучи великим индивидуалистом, ради победы нового учения Фрейд был вынужден взвалить на себя бремя вождя. Его отношения с соратниками напоминают внутренне драматичные отношения «праотца с сыновьями». Подобно ситуации в древней орде, многие ученики Фрейда восстали прошв его отцовской власти. В результате этого последователи психоанализа, объединенные идеями Зигмунда Фрейда, сохраняют часть вины, которую можно погасить лишь путем просветительской работы во благо человечества.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов