М. Маклюэн
Реклама — важный феномен современной массовой культуры, выступающий одновременно и зеркалом социальных процессов, и способом управления людьми. Реклама многолика. Трудно перечислить все сферы существования рекламы — телевидение, радио, газеты, журналы, метро, транспорт, Интернет... В широком смысле реклама появляется везде, где есть люди.
Коммерческая реклама выполняет рыночную функцию продвижения товаров и услуг. Социальная реклама участвует в формировании общественного мнения. Политическая реклама выступает одним из основных инструментов продвижения на политической арене. Имиджевая реклама помогает сформировать нужную репутацию и положительное отношение.
Реклама многофункциональна, она одновременно решает множество задач. В связи с этим выделяют несколько взаимосвязанных аспектов рекламы:
-
реклама как феномен массовой культуры, отражающий особенности общественной жизни и психологии народа;
-
реклама как особая форма массовой коммуникации, опосредованная художественным образом и символами;
-
реклама как направление маркетинга, нацеленная на продвижение товаров и услуг;
-
реклама как вид творческой деятельности и форма досуга, удовлетворяющая познавательно-эстетические потребности людей.
Аналогично другим социально-психологическим феноменам, реклама имеет два уровня воздействия: осознаваемых представлений и бессознательных установок. На первом уровне осуществляются передача информации и работа с очевидными потребностями людей. На втором — активизируются глубинные образы и паттерны поведения. Иначе говоря, реклама призвана одновременно информировать, соответствовать ожиданиям людей, а также совпадать с их бессознательными желаниями. Последняя тема становится все более популярной, поскольку на фоне наводнения рынка товарами затрудняется способность покупателей делать сознательный выбор. В связи с этим можно выделить три основные формы современной рекламы:
-
информирующая реклама, предоставляющая информацию;
-
стимулирующе-убеждающая реклама, предлагающая сделать конкретную покупку и рационально аргументирующая правильность выбора;
-
глубинно-воздействующая реклама, оживляющая бессознательные мотивы, представления и конфликты.
Следует отметить, что не всякая реклама имеет психоаналитическую подоплеку. На практике, несомненно, преобладают информирующая и убеждающая реклама. Одновременно, глубинные подходы, раскрывающие сущность массовых процессов, привлекают все большее внимание специалистов. Именно бессознательные аспекты рекламного воздействия выступают предметом настоящего исследования.
В чем сущность психоаналитического подхода к рекламе? Психоаналитический подход к рекламе базируется на одноименных идеях и отличается рядом особенностей. Среди них:
-
актуализация скрытых, в том числе запретных, желаний и фантазий;
-
обращение к раннему личному опыту потребителей рекламы;
-
обращение к прошлому опыту человечества, отраженному в ритуалах и мифах;
-
широкое использование символики;
-
максимальная образность и экспрессивность;
-
игнорирование словесной информации.
Глубинная психология рассматривает рекламное послание с точки зрения его скрытого воздействия, пытаясь понять секреты его тайного очарования и способы эффективного использования. Задача настолько непростая, что многие отмахиваются от ее решения на самом начальном этапе — понимания основ. В то же время современная реклама развивается именно в направлении увеличения исследований иррациональных феноменов. В конце концов, все тайное становится явным.
Анализ немногочисленных научных работ и популярных публикаций позволяет говорить о том, что в настоящее время психоаналитический подход в рекламе реализуется в трех основных (часто несвязанных) направлениях.
Первый аспект связан с рассмотрением рекламы как массового культурного феномена, а выражаясь психоаналитическим языком, как масс-образо-вание. В данном случае реклама рассматривается как сублимированная форма более глобальных социальных процессов, а именно как:
-
отражение исторической и культурной ситуации;
-
выражение ведущих социальных ценностей;
-
проекция доминирующего в обществе типа характера (орального, анального, фаллического, генитального).
Действительному каждого народа есть собственные излюбленные рекламные образы наподобие американского ковбоя — Мальборо или русского Лени Голубкова. Кроме того, динамика рекламной продукции достаточно глубоко отражает исторические перемены в жизни народа. С помощью рекламных образов мы можем в полной мере прочувствовать атмосферу конкретной эпохи: Гражданская война, НЭП, культ личности, Великая Отечественная война, «застой» и идеологический кризис, «беспредел», рекапиталлизация. Реклама изменяется вместе с изменением общества, обнаруживая свою культурно-этническую сущность.
Второй аспект психоанализа рекламы связан с поиском новых эффективных способов усиления воздействия на потребителя рекламы с помощью психоаналитических теорий и методов. Принцип актуализации бессознательных желаний и их символического исполнения используется повсеместно, особенно в коммерческой и политической рекламе. Креаторы и производители рекламы не покладая рук работают над созданием «оружия массового поражения» в форме новейших технологий «соблазнения» потребителей. Информирование и аргументация хорошо подходят для индивидуального клиента. Но они становятся малоэффективными в условиях дефицита времени и миллионной аудитории, состоящей из людей с совершенно различным опытом и уровнем образования. Напрашивается очевидный вывод, что массовая реклама должна опираться преимущественно на универсальные, общие для всех людей психологические особенности, каковыми, например, являются сексуальные и групповые влечения, архаические образы, детские желания. С точки зрения психоаналитической теории идеальную массовую рекламу, прежде всего — телевизионную, можно сравнить со сладким сном, в котором исполняются заветные мечты и скрытые желания нации.
Третий важный аспект психоанализа рекламы — изучение причин сопротивления рекламе и способов его преодоления. Практика показывает, что по мере совершенствования методов манипулирования массовым сознанием повышается иммунитет потребителей рекламы. Это означает, что в обществе растет недовольство рекламой, снижается степень доверия к ней, наступает привыкание (пресыщение). Люди просто перестают обращать на нее внимание.
Проведенное нами в 2002 году социально-психологическое исследование отношения жителей Санкт-Петербурга (120 человек от 15 до 55 лет) к телевизионной рекламе хорошо иллюстрирует данную закономерность. Эффективность рекламы (количество сделанных под ее влиянием покупок за последний месяц) среди взрослого населения не превышает 5%, а среди подростков — 30%. Во всех возрастных подгруппах преобладает осознаваемое(!) негативное отношение к рекламе. Реклама «раздражает, не вызывает доверия, вызывает неприятное ощущение манипуляции, порождает злость и желание выключить телевизор». Сопротивление рекламе возрастает прямо пропорционально возрасту телезрителей — от фанатического увлечения детей — через критический анализ молодых людей — к категорично-агрессивному неприятию пожилой аудитории.
Как известно, именно в психоанализе накоплен существенный опыт работы с перечисленными феноменами. Мы уже отмечали ранее, что психодинамический подход не является ведущим в рекламной деятельности. Более того, в то время как реклама насчитывает тысячелетнюю историю, психоанализ в рекламе начал использоваться только с 1940—1950-х годов в Америке. Увлечение американцев психоанализом объяснялось падением спроса на многие товары и разочарованием в традиционных маркетинговых методах, например в статистическом. Специалисты по рекламе ухватились за глубинную психологию в попытке найти более эффективные средства воздействия на мотивацию людей. Было установлено, что каждые 25 лет производительность труда удваивается, а количество товаров возрастает в несколько раз. Это вызвало настоятельную необходимость стимулировать торговлю любыми средствами. Расходы на рекламу стали возрастать в геометрической прогрессии. Именно в это время появилась идея «массированного удара» на скрытые желания людей.
Эрнст Дихтер, американский исследователь и психолог, считается одним из основоположников глубинного направления в рекламе. Его перу принадлежит книга «Стратегия желания, или Руководство по изучению мотивации человека». Эрнст Дихтер также основал научный центр Американского института мотивационных исследований, в котором успешно разрабатывались и применялись на практике оригинальные методики. Социально-психологические исследования Дихтера и работа над книгой, в которой была прослежена культурная антропология Америки 1950-х годов, убедили автора в том, что мотивы поведения современных потребителей рекламы принципиально не отличаются от причин ритуальных действий примитивных племен. Ученый усматривал разницу лишь в том, что американцы приобретают свои «амулеты» в супермаркетах.
Скрытая мотивация изучалась с помощью дискуссий о товарах, тестов незаконченных предложений и юмористических ситуаций. В экспериментах участвовали тысячи людей. На основании полученных результатов определялись неосознаваемые стремления конкретной группы потребителей конкретного товара, что, в свою очередь, определяло концепцию рекламной кампании. Новое направление в рекламе получило название «анализ мотивов»,
Другой заметной фигурой в мире психологии рекламы стал Луи Ческин, основавший институт по исследованию цвета. Он писал:
«Анализ мотивов относится к типу исследований, которые ставят своей целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор, поскольку предпочтение обычно определяется бессознательными факторами»102.
Разгадать тайны рекламы стремились и другие талантливые ученые. Так, Пьер Мартино, возглавлявший научно-исследовательский отдел «Чикаго Трибьюн», выпустил в свет книгу «Мотивация в рекламе». Знаменитый Вэнс Пэккард издал труд под названием «Тайные увещеватели». В Институте общественного мнения изучал зрительскую аудиторию легендарный Дэвид Огилви.
Усилия множества талантливых людей были направлены на одну цель — повышение эффективности рекламного воздействия с помощью открытий, сделанных психоанализом. Лейтмотивом данных исследований стала простая идея: «Покупки осуществляются под влиянием скрытых потребностей». Например, было замечено, что женщины платят за крем во много раз дороже, чем за мыло. Это интерпретировали таким образом, что мыло обещает им только чистоту, а крем — красоту и сексуальную привлекательность. Люди покупают возможность исполнять свои сокровенные желания, например не косметику, а надежду на успех, не апельсины — а жизненную силу, не автомобили — а престиж.
Чем больше сходства между товарами,
тем меньшую роль при их выборе играет рассудок.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов