Толкование сновидений
Психоанализом овладевают,
прежде всего, на самом себе,
при изучении своей личности,
3. Фрейд
23 октября 1896 года умер Якоб Фрейд. Утрата отца, «эта самая важная потеря в жизни мужчины», оказала чрезвычайно сильное влияние на душевное состояние и на творчество Зигмунда Фрейда. Он вспоминал:
«Каким-то неясным образом смерть отца очень глубоко на меня повлияла. Я высоко ценил его и всецело понимал. С его смертью истекло его время, но внутри меня это трагическое событие заново пробудило все мои ранние чувства»8.
С лета 1897 года Фрейд начал осуществлять героический замысел — психоанализ собственного бессознательного. Поскольку Зигмунд Фрейд был первопроходцем в этой области, единственным его «наставником» стала потребность дойти до истины любой ценой. Позднее Фрейд пришел к такому мнению, что любой человек, «который честен, вполне нормален и видит много сновидений», может добиться многого и в самоанализе.
Самоанализ Фрейда был многогранным. Важную роль в нем играла переписка с близкими Людьми и друзьями. Например, письма Фрейда к Флиссу исследователи рассматривают как форму индивидуального анализа, где аналитиком был Флисс, а анализируемым — Фрейд.
Однако решающее значение, безусловно, имел анализ сновидений. Благодаря толкованию собственных сновидений Фрейд открыл феномен, названный им Эдиповым комплексом. Благодаря анализу сновидений своих пациентов Фрейд убедился в том, что подобное психическое явление универсально для всех людей. Дополнительными аргументами в подтверждение гипотезы Фрейда выступили сюжеты легенды об Эдипе и трагедии Гамлета.
Первой и единственной вещью,
требуемой от гения, является любовь к истине.
И.-В. Гете
Самоанализ сопровождался работой Фрейда над одним из наиболее известных произведений — « Толкование сновидений» (1895-1S99). Эту книгу называют «интеллектуальным приключением, приводящим к открытию глубочайших тайм бессознательного». Сам Фрейд признавался: «Подобное прозрение выпадает надолго человека лишь раз в жизни»9.
До Фрейда о сновидениях и их значении для человека спорили ученые самых различных областей, таких как философия, богословие и медицина. Однако какой-либо общепринятой теории сновидений, на которую можно было бы опереться, до тех пор еще не существовало.
В то же время люди всегда придавали сновидениям особое значение. В древности большим почетом пользовались оракулы или прорицатели, в обязанности которых входило профессиональное предсказание будущего по снам. При этом сновидения преимущественно понимались символически — как зашифрованное послание богов,
Ветхий Завет доносит до нас пример символического толкования сна египетского фараона:
«По прошествии двух лет фараону приснилось: вот он стоит у реки. И вот вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике. Но вот после них вышли семь других коров, худых видом и тощих плотью, и стали возле тех коров на берегу реки. И съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон»10. Иосиф истолковал семь тучных коров как богатый урожай на протяжении семи лет, за которым должен был последовать столь же долгий период неурожаев. Он предсказал голод и посоветовал фараону запасаться зерном в течение семи лет, во время достатка и изобилия.
Другим историческим примером символической интерпретации сновидения может служить случай толкования сновидения, приснившегося Александру Македонскому. При осаде города Тир Александр, рассерженный упорным сопротивлением горожан, увидел во сне сатира, пляшущего на его щите. Толкователь разложил ключевое слово сновидения на две части — «са» и «тирос» — означающие «тир твой». Утром город был взят.
До Фрейда отправной точкой толкования сновидения было его явное (манифестное) содержание. Это все то, что непосредственно всплывает в памяти бодрствующего человека в форме образов, противоречивых чувств или ощущений. Это содержание в древности объясняли божественным откровением, позднее — механическим воспоминанием о текущем дне или органически обусловленными ощущениями.
Фрейд назвал картину сна, так завораживающую сновидца, несущественной. Он увидел в сновидении основное средство доказательства существования бессознательного. На примере своего знаменитого сновидения «об инъекции Ирме» (23/24 июля 1895 года) Фрейд впервые показал, как абсурдное на первый взгляд сновидение может выразить бессознательное желание, обострившееся в связи с последними событиями.
Ирма, молодая дама, которая находилась в дружеских отношениях с семьей Фрейда, страдала от истерического страха и соматических симптомов. Лечение было прервано, не завершившись успехом. Сновидение как бы завершало эту ситуацию нужным для Фрейда образом. Он писал:
«Сновидение освободило меня от ответственности за самочувствие Ирмы, сведя последнее к другим моментам. Оно создало именно ту ситуацию, которую мне хотелось бы; его содержание является, таким образом, осуществлением желания»11.
В связи с этим Фрейд ввел новый термин — «скрытое или латентное содержание сновидения». Он предложил собственную теорию сновидения — теорию исполнения желания, в соответствии с которой скрытое содержание сновидения включает исполнение желания (1900 год) или, как позднее заметил Фрейд, «попытку исполнения желания» (1925 год).
Сновидение представляет собой (скрытое)
осуществление (подавленного, вытесненного)
желания.
3. Фрейд
В «Толковании сновидений» Зигмунд Фрейд пишет:
«В сновидении играют наиболее видную роль две психические силы, из которых одна образует желания, проявляющиеся в сновидении, другая же выполняет функции цензуры и, благодаря этой цензуре, способствует искажению этого желания»"12.
Сновидения, в которых прямо исполняются бессознательные желания, распространены у детей, но довольно редко встречаются у взрослых людей. Так, если ребенок мечтает об интересном путешествии, он непосредственно совершает его во сне. Сновидение же взрослого человека напоминает ребус, в элементах которого зашифрованы «неосознаваемые мысли». На примере собственных снов Фрейд показывает, какие разнообразные и замысловатые формы принимало его простое желание — посетить Рим.
Для анализа истинного (скрытого) значения сновидения Фрейд предложил использовать метод свободных ассоциаций. Для этого необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспоминать все, что влечет за собой каждая из них. Всякая критика в момент рождения ассоциаций должна быть блокирована. Множество ассоциаций, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым явно угадывается бессознательное представление или неосознаваемое желание.
Сновидение никогда не занимается
пустяками.
3. Фрейд
Что же побуждает спящего человека видеть сны? В «Толковании сновидений» Фрейд приводит перечень выявленных им источников сновидений:
а) свежий и нейтральный материал, к которому относятся дневные впечатления и то, что не было завершено днем, так называемые «дневные остатки»;
б) неразрешенные в течение жизни значительные переживания, потрясения, мысли;
в) инфантильный материал — детские воспоминания и желания, относительно которых память в бодрствующем состоянии оказывается бессильной;
г) соматические процессы — внешние и внутренние ощущения от органов чувств, в форме боли, голода, жажды.
В любом случае сновидение проистекает из близкого или далекого прошлого. Явное содержание сновидения преимущественно связано с последними впечатлениями — событиями предыдущего дня. Истинное же значение сновидения определяется более ранними переживаниями. Так, переживание во сне сильного страха, по мнению Фрейда, обусловлено вытесненными сексуальными желаниями, реже — физическим недугом (например, болезнью легких).
Повторяющиеся сновидения чаше всего указывают на «детское происхождение». Таким образом, во время сна происходит сложнейшая психическая работа. Дневные впечатления («дневные остатки») перерабатываются, усиливаются бессознательными желаниями и прошлыми переживаниями, «облагораживаются» цензурой и направляются в сознание в форме воспринимаемой картины. Этот процесс Фрейд назвал работой сновидения по преобразованию скрытого содержания сновидения в явное.
Почему же наши сновидения так не понятны для нас самих? По мнению Фрейда, это происходит вследствие того, что сновидение, боясь цензуры, само себя искажает. Фрейд подробно описал механизмы работы сновидения:
1. В качестве первого искажающего механизма Фрейд называет сгущение, в результате которого элементы сновидения, имеющие нечто общее, предстают как единое целое. Поэтому, в отличие от «дневной мысли», сновидение обрывочно и непоследовательно.
В этом механизме проявляется склонность людей принимать часть за целое. Например, подарок, сделанный любимым человеком, или вещь, принадлежащая ему, почитаются и лелеются, как будто они представляют собой целиком этого человека. Приснившиеся нам люди нередко соединяют черты двух или нескольких личностей в одном образе.
Например, нам снится коллега по работе, и одновременно мы чувствуем, что это совсем другой человек — наш бывший одноклассник в облике нынешнего сослуживца. Фрейд называет этот феномен «коллективным образом», или «коллективной личностью». Такой образ вызывает у сновидца противоречивые чувства и явное недоумение: «кто и что же приснилось на самом деле?»
Таким образом, благодаря «пуповине сновидения» в нем смешиваются и усредняются самые разнообразные представления на основе невидимого сходства между ними.
Все сновидения без исключения изображают
непременно самого спящего.
3. Фрейд
2. Не менее часто сновидение использует такой прием, как смещение. Этот механизм представляет собой перенос акцентов вплоть до полной переоценки всех психических ценностей. При этом важное становится неважным, а какой-то скрытый элемент замещается чем-то отдаленным, т. е. намеком.
Например, в ситуации волнующего ожидания какого-либо важного события взрослому человеку с большой вероятностью может присниться школьный экзамен. Для иллюстрации смещения Фрейд вспоминает анекдот, где сельский кузнец совершил преступление, за которое полагается смертная казнь. Суд решил, что вина должна быть искуплена, но поскольку больше кузнецов в_ деревне не было и он был незаменим, а портных, напротив, было целых три, вместо кузнеца повесили одного из них.
Переворачивание, превращение в противоположность
— однако излюбленных средств сновидения.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов