logo
Змановская Е

Толкование сновидений

Психоанализом овладевают,

прежде всего, на самом себе,

при изучении своей личности,

3. Фрейд

23 октября 1896 года умер Якоб Фрейд. Утрата отца, «эта самая важная потеря в жизни мужчины», оказала чрезвычайно сильное влияние на ду­шевное состояние и на творчество Зигмунда Фрейда. Он вспоминал:

«Каким-то неясным образом смерть отца очень глубоко на меня повлияла. Я высоко ценил его и всецело понимал. С его смертью истекло его время, но внутри меня это трагическое событие заново пробудило все мои ранние чувства»8.

С лета 1897 года Фрейд начал осуществлять героический замысел — пси­хоанализ собственного бессознательного. Поскольку Зигмунд Фрейд был первопроходцем в этой области, единственным его «наставником» стала потребность дойти до истины любой ценой. Позднее Фрейд пришел к та­кому мнению, что любой человек, «который честен, вполне нормален и видит много сновидений», может добиться многого и в самоанализе.

Самоанализ Фрейда был многогранным. Важную роль в нем играла пе­реписка с близкими Людьми и друзьями. Например, письма Фрейда к Флис­су исследователи рассматривают как форму индивидуального анализа, где аналитиком был Флисс, а анализируемым — Фрейд.

Однако решающее значение, безусловно, имел анализ сновидений. Бла­годаря толкованию собственных сновидений Фрейд открыл феномен, на­званный им Эдиповым комплексом. Благодаря анализу сновидений своих пациентов Фрейд убедился в том, что подобное психическое явление уни­версально для всех людей. Дополнительными аргументами в подтвер­ждение гипотезы Фрейда выступили сюжеты легенды об Эдипе и трагедии Гамлета.

Первой и единственной вещью,

требу­емой от гения, является любовь к истине.

И.-В. Гете

Самоанализ сопровождался работой Фрейда над одним из наиболее из­вестных произведений — « Толкование сновидений» (1895-1S99). Эту книгу называют «интеллектуальным приключением, приводящим к открытию глубочайших тайм бессознательного». Сам Фрейд признавался: «Подоб­ное прозрение выпадает надолго человека лишь раз в жизни»9.

До Фрейда о сновидениях и их значении для человека спорили ученые самых различных областей, таких как философия, богословие и медици­на. Однако какой-либо общепринятой теории сновидений, на которую можно было бы опереться, до тех пор еще не существовало.

В то же время люди всегда придавали сновидениям особое значение. В древности большим почетом пользовались оракулы или прорицатели, в обязанности которых входило профессиональное предсказание будущего по снам. При этом сновидения преимущественно понимались символи­чески — как зашифрованное послание богов,

Ветхий Завет доносит до нас пример символического толкования сна египетского фараона:

«По прошествии двух лет фараону приснилось: вот он стоит у реки. И вот вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тро­стнике. Но вот после них вышли семь других коров, худых видом и тощих плотью, и стали возле тех коров на берегу реки. И съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон»10. Иосиф истолковал семь тучных коров как богатый урожай на протяже­нии семи лет, за которым должен был последовать столь же долгий период неурожаев. Он предсказал голод и посоветовал фараону запасаться зерном в течение семи лет, во время достатка и изобилия.

Другим историческим примером символической интерпретации сно­видения может служить случай толкования сновидения, приснившегося Александру Македонскому. При осаде города Тир Александр, рассержен­ный упорным сопротивлением горожан, увидел во сне сатира, пляшущего на его щите. Толкователь разложил ключевое слово сновидения на две ча­сти — «са» и «тирос» — означающие «тир твой». Утром город был взят.

До Фрейда отправной точкой толкования сновидения было его явное (манифестное) содержание. Это все то, что непосредственно всплывает в памяти бодрствующего человека в форме образов, противоречивых чувств или ощущений. Это содержание в древности объясняли божественным откровением, позднее — механическим воспоминанием о текущем дне или органически обусловленными ощущениями.

Фрейд назвал картину сна, так завораживающую сновидца, несуще­ственной. Он увидел в сновидении основное средство доказательства су­ществования бессознательного. На примере своего знаменитого сновиде­ния «об инъекции Ирме» (23/24 июля 1895 года) Фрейд впервые показал, как абсурдное на первый взгляд сновидение может выразить бессознатель­ное желание, обострившееся в связи с последними событиями.

Ирма, молодая дама, которая находилась в дружеских отношениях с се­мьей Фрейда, страдала от истерического страха и соматических симпто­мов. Лечение было прервано, не завершившись успехом. Сновидение как бы завершало эту ситуацию нужным для Фрейда образом. Он писал:

«Сновидение освободило меня от ответственности за самочувствие Ирмы, све­дя последнее к другим моментам. Оно создало именно ту ситуацию, которую мне хотелось бы; его содержание является, таким образом, осуществлением желания»11.

В связи с этим Фрейд ввел новый термин — «скрытое или латентное содержание сновидения». Он предложил собственную теорию сновидения — теорию исполнения желания, в соответствии с которой скрытое содержа­ние сновидения включает исполнение желания (1900 год) или, как позднее заметил Фрейд, «попытку исполнения желания» (1925 год).

Сновидение представляет собой (скры­тое)

осуществление (подавленного, вы­тесненного)

желания.

3. Фрейд

В «Толковании сновидений» Зигмунд Фрейд пишет:

«В сновидении играют наиболее видную роль две психические силы, из кото­рых одна образует желания, проявляющиеся в сновидении, другая же выпол­няет функции цензуры и, благодаря этой цензуре, способствует искажению этого желания»"12.

Сновидения, в которых прямо исполняются бессознательные желания, распространены у детей, но довольно редко встречаются у взрослых лю­дей. Так, если ребенок мечтает об интересном путешествии, он непосред­ственно совершает его во сне. Сновидение же взрослого человека напоми­нает ребус, в элементах которого зашифрованы «неосознаваемые мысли». На примере собственных снов Фрейд показывает, какие разнообразные и замысловатые формы принимало его простое желание — посетить Рим.

Для анализа истинного (скрытого) значения сновидения Фрейд пред­ложил использовать метод свободных ассоциаций. Для этого необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспоминать все, что влечет за собой каждая из них. Всякая критика в момент рождения ассоциаций долж­на быть блокирована. Множество ассоциаций, пересекаясь, образуют ус­тойчивое ядро, за которым явно угадывается бессознательное представ­ление или неосознаваемое желание.

Сновидение никогда не занимается

пустяками.

3. Фрейд

Что же побуждает спящего человека видеть сны? В «Толковании снови­дений» Фрейд приводит перечень выявленных им источников сновидений:

а) свежий и нейтральный материал, к которому относятся дневные впе­чатления и то, что не было завершено днем, так называемые «днев­ные остатки»;

б) неразрешенные в течение жизни значительные переживания, потря­сения, мысли;

в) инфантильный материал — детские воспоминания и желания, отно­сительно которых память в бодрствующем состоянии оказывается бессильной;

г) соматические процессы — внешние и внутренние ощущения от ор­ганов чувств, в форме боли, голода, жажды.

В любом случае сновидение проистекает из близкого или далекого про­шлого. Явное содержание сновидения преимущественно связано с послед­ними впечатлениями — событиями предыдущего дня. Истинное же зна­чение сновидения определяется более ранними переживаниями. Так, переживание во сне сильного страха, по мнению Фрейда, обусловлено вытесненными сексуальными желаниями, реже — физическим недугом (например, болезнью легких).

Повторяющиеся сновидения чаше всего указывают на «детское проис­хождение». Таким образом, во время сна происходит сложнейшая пси­хическая работа. Дневные впечатления («дневные остатки») перера­батываются, усиливаются бессознательными желаниями и прошлыми переживаниями, «облагораживаются» цензурой и направляются в сознание в форме воспринимаемой картины. Этот процесс Фрейд назвал работой сно­видения по преобразованию скрытого содержания сновидения в явное.

Почему же наши сновидения так не понятны для нас самих? По мне­нию Фрейда, это происходит вследствие того, что сновидение, боясь цен­зуры, само себя искажает. Фрейд подробно описал механизмы работы сно­видения:

1. В качестве первого искажающего механизма Фрейд называет сгуще­ние, в результате которого элементы сновидения, имеющие нечто общее, предстают как единое целое. Поэтому, в отличие от «дневной мысли», сно­видение обрывочно и непоследовательно.

В этом механизме проявляется склонность людей принимать часть за целое. Например, подарок, сделанный любимым человеком, или вещь, принадлежащая ему, почитаются и лелеются, как будто они представляют собой целиком этого человека. Приснившиеся нам люди нередко соеди­няют черты двух или нескольких личностей в одном образе.

Например, нам снится коллега по работе, и одновременно мы чувству­ем, что это совсем другой человек — наш бывший одноклассник в облике нынешнего сослуживца. Фрейд называет этот феномен «коллективным образом», или «коллективной личностью». Такой образ вызывает у сно­видца противоречивые чувства и явное недоумение: «кто и что же присни­лось на самом деле?»

Таким образом, благодаря «пуповине сновидения» в нем смешиваются и усредняются самые разнообразные представления на основе невидимо­го сходства между ними.

Все сновидения без исключения изоб­ражают

непременно самого спящего.

3. Фрейд

2. Не менее часто сновидение использует такой прием, как смещение. Этот механизм представляет собой перенос акцентов вплоть до полной переоценки всех психических ценностей. При этом важное становится неважным, а какой-то скрытый элемент замещается чем-то отдаленным, т. е. намеком.

Например, в ситуации волнующего ожидания какого-либо важного со­бытия взрослому человеку с большой вероятностью может присниться школьный экзамен. Для иллюстрации смещения Фрейд вспоминает анек­дот, где сельский кузнец совершил преступление, за которое полагается смертная казнь. Суд решил, что вина должна быть искуплена, но посколь­ку больше кузнецов в_ деревне не было и он был незаменим, а портных, напротив, было целых три, вместо кузнеца повесили одного из них.

Переворачивание, превращение в противоположность

— однако излюблен­ных средств сновидения.