Ф. Шиллер
Ранее мы говорили преимущественно о желаниях. Но мотивирующие побуждения могут приобретать и другие формы. Попытки классифицировать и даже перечислить все мотивы человеческого поведения пока еще не привели к успеху. Признавая особую сложность данного вопроса, Абрахам Маслоу категорически заявлял о невозможности составить список влечений. В то же время психология оперирует несколькими десятками названий и разновидностей мотивов.
Применительно к мотивации чаще всего используются три термина: влечения, потребности, желания. Четкие их определения отсутствуют. Например, Зигмунд Фрейд хотя и различал данные понятия, но применял каждое из них в разное время в разных значениях. Абрахам Маслоу, напротив, подчеркивал, что данные термины являются синонимами и выделяются, только в целях научного анализа мотивации. Тем не менее во многих языках существуют различные слова с различным значением для отражения отдельных мотивационных феноменов. Мы провели собственное исследование с целью выявления и раскрытия наиболее часто употребляемых терминов, обозначающих различные формы мотивов. В результате был получен следующий перечень:
-
инстинкт — специфический для вида, биологически наследуемый паттерн поведения;
-
влечение — не сводимая к инстинкту, индивидуально своеобразная психическая репрезентация инстинкта, психосоматическое возбуждение, которое характеризуется силой, источником, объектом и целью;
-
потребность — переживание нужды в чем-то, требующее удовлетворения;
-
установка — фиксированный (стереотипный и повторяющийся) паттерн (схема) восприятия или действия. Готовность действовать определенным образом;
-
мотив поведения — внутренний или внешний стимул-объект, подталкивающий к какому-либо действию;
-
желание — аффективное переживание потребности в сочетании с представлением о прошлом ее удовлетворении, внутреннее стремление к повторению определенного состояния;
-
фантазия (фантазм) — воображаемый сценарий, нереалистичное представление, в котором исполняется, хотя и в искаженном защитой виде, то или иное желание субъекта;
-
цель — осознаваемое представление о желаемом конечном результате реального действия или деятельности;
-
склонность — психофизическая предрасположенность к какой-либо
активности или деятельности;
-
способности — развитые в процессе жизни индивидуальные особенности, определяющие успешность деятельности;
-
интерес — устойчивое стремление заниматься какой-либо деятельностью;
-
убеждения, идеи — осознаваемые как личностно-значимые представления и взгляды;
-
идеалы — представления о совершенных объектах, образны, к которым стремится субъект;
-
ценности — аффективно нагруженные потребности, связанные со смыслом жизни.
Любые из перечисленных психических феноменов могут вызывать и поддерживать активность. Обычно мотивы переплетаются, сочетаются или конфликтуют друг с другом, определяя сложную и многообразную психическую жизнь индивида. В рамках психоаналитического подхода рассматриваются различные виды мотивации, но «специфическими» для психоанализа можно назвать такие, как влечения, желания и фантазий.
Абрахам Маслоу94 предложил иерархическую модель потребностей, которая в настоящее время является одной из самых популярных. Анализ психологической литературы показывает, что теория Маслоу чаще других используется при оценке социальных феноменов, например в современном менеджменте. Учитывая данное обстоятельство, а также первоначальную принадлежность Абрахама Маслоу к психоанализу, попытаемся применить его учение к нашим целям.
Изучая «мотивы, побуждения, влечения или желания», Абрахам Маслоу использовал различные понятия как синонимы, отдавая предпочтение термину «потребности». Под потребностями он имел в виду «первичные цели» организма (у Маслоу термин «организм» часто заменяет понятие «личность»). Те потребности, «за которыми уже ничего не стоит», которые представляют «конечную цель», Абрахам Маслоу называл базовыми потребностями. Базовые потребности имеют следующие особенности:
-
неудовлетворение данных потребностей представляет угрозу для организма, поскольку их фрустрация делает человека больным;
-
напротив, удовлетворение базовых потребностей, в отличие от невротических, носит естественный характер; делает людей лучше и здоровее;
-
базовые потребности спонтанно проявляются в ситуации выбора;
-
они доступны для изучения у относительно здоровых людей.
Абрахам Маслоу предложил знаменитую иерархию базовых потребностей, состоящую из пяти уровней:
-
физиологические потребности;
-
потребность в безопасности;
-
потребность в любви и принадлежности;
-
потребность в уважении;
-
потребность в самоактуализации.
Отдельно выделяются базовые когнитивные потребности, предполагающие естественное стремление каждого человека знать, понимать, систематизировать, находить связи и смысл.
Базовые потребности — это комплексы желаний, «организованных иерархически в соответствии с относительным их преобладанием». Первостепенного удовлетворения, по мнению Абрахама Маслоу, требуют низшие — физиологические потребности, непосредственно связанные с телесными процессами и телесным удовольствием. Это потребности в еде, сне, сексе, активности, возбуждении и физиологическом комфорте. Если, например, в организме недостает каких-либо веществ, человек может проявлять устойчивое желание есть продукты, содержащие данные вещества.
Если потребности первого уровня — физиологические — удовлетворены, активизируются более сложные потребности — второго уровня. Абрахам Маслоу называет их «потребности в безопасности». Это потребности в защищенности, стабильности, зависимости, защите, структуре, порядке, законе и ограничениях, силе покровителя.
Абрахам Маслоу подчеркивает, что фрустрация базовых потребностей, особенно в раннем детстве, может приводить к их невротическому искажению. Образно выражаясь, человек, не получивший чего-то в детстве, может гнаться за этим всю последующую жизнь. Тревога становится ведущей характеристикой такой личности.
Если физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены в достаточной мере, актуализируется потребность в любви, привязанности и принадлежности. Она проявляется, прежде всего, как стремление давать любовь (внимание, заботу, поддержку), и потребность получать ее. Большинство людей мотивируются любовью. Любовь и страх ее потерять существенно влияют на способность человека учитывать интересы окружающих и выполнять определенные правила. Как уже отмечалось выше, антисоциальные личности не ощущают такой внутренней потребности, создавая проблемы для себя и представляя угрозу для общества.
Бессознательное стремление к слиянию проявляется не только в потребности в любви, но и в потребности в общности — принадлежности к социальной группе. Мы можем наблюдать различные «цивилизованные» формы «стадного» поведения людей. Люди нуждаются в поддерживающей группе, они испытывают тоску по идентификации с харизматическими лидерами и групповыми ценностями. Они объединяются в дружеские компании, партии, религиозные общины. Объединение в группы приводит к ощутимым изменениями мотивации. Например, группа повышает уровень уверенности и агрессивности, побуждает к борьбе с «чужими» и инакомыслящими, снижает критичность к собственному поведению. Данная мотивация наглядно проявляется в экстремальном групповом поведении подростков.
Далее мы видим, что, если потребности первых трех уровней удовлетворяются, начинают действовать потребности следующего уровня — потребности в уважении. Абрахам Маслоу уточняет, что на эти потребности впервые обратил внимание Альфред Адлер. Первая подгруппа потребностей в уважении включает в себя силу, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность, независимость и свободу. Ко второй подгруппе относятся репутация, престиж, известность, статус, превосходство, чувство собственного достоинства.
Мы видим, что «потребность в уважении и признании» имеет разнообразные формы. Если и она удовлетворяется, у человека появляется возможность понять свое предназначение — заняться тем, для чего он создан. Появляется желание реализовать себя, или потребность в самоактуализации. Самоактуализация как способность присутствует у большинства людей, по лишь у некоторых она действительно осуществляется. Такие люди самоактуализирующиеся личности — являются эталоном нормального развития и воплощением человеческой сущности.
Таким образом, в соответствии с теорией Абрахама Маслоу, основой мотивации человека является организация базовых потребностей в форме иерархии их значимости. Главный динамический принцип, приводящий в движение данную структуру, — свойственное здоровому человеку возникновение менее насущных потребностей после удовлетворения более приоритетных. Удовлетворение любой базовой потребности является шагом к здоровью. Напротив, фрустрация базовых потребностей вызывает невроз и патологию.
По мнению Абрахама Маслоу, остается неясным вопрос, является ли самоактуализация следствием удовлетворения всех предыдущих потребностей, или, напротив, она сама вызывает состояние удовлетворенности.
При более тщательном анализе данной теории возникают некоторые вопросы. Принцип последовательного удовлетворения потребностей от низших к высшим как универсальный принцип работы мотивации вызывает определенные сомнения. Например, сильный страх (потребность второго уровня), вопреки теории «самоактуализации», может нейтрализовать чувство голода (потребность первого уровня). Потребность в безопасности в ряде случаев выглядит не менее сильной, чем физиологические потребности.
Мы также знаем многочисленные случаи фанатизма и аскетизма, когда люди, вдохновленные высокими идеями, отказываются от физиологического удовлетворения. Гипотеза Абрахама Маслоу о том, что потребности таких людей были сполна удовлетворены в детстве и юности, кажется недостаточно убедительной. Аналогично, случаи фрустрации базовых потребностей, например пребывания в экстремальных условиях, свидетельствуют: голодание или угроза жизни не всегда и не у всех «выключают» потребности более высокого уровня.
Теория Абрахама Маслоу, утверждающего, что удовлетворение потребностей ведет к развитию и здоровью, противоречит тому факту, что именно фрустрация (в том числе базовых потребностей) в ряде случаев стимулирует личностное развитие и творчество. Люди нуждаются в преодолении трудностей. Одновременно возникает вопрос: может ли человек, испытывающий, например, материальные затруднения, быть самоактуализирующейся личностью? Из теории скорее следует, что нет.
Далее мы также можем заметить, что удовлетворение потребностей одного уровня не всегда вызывает актуализацию потребностей более высокого уровня. В русской художественной литературе мы находим примеры различных мотивационных коллизий. В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» занимательно противопоставляются два характера — две жизненные философии. Илья Ильич Обломов — персонаж, чье имя стало нарицательно-ругательным в нашей культуре во многом из-за его удивительной способности «ничего не делать». Лежа на диване, он радуется своей «младенческой беззаботности» и отвергает суетность остального мира. Он видит чудный сон о потерянном рае — безмятежной жизни в мирном родительском уголке, где все желания маленького Илюши выполнялись сполна, с нежностью и любовью.
«Мотивационный» антипод Обломова — Андрей Иванович Штольц, напротив, был объектом довольно жесткого и «фрустрирующего» отцовского воспитания. Повзрослев, он стал образцом деятельности и настойчивости в достижении цели. Штольц целостен, продуктивен, креативен — близок к идеалу самоактуализирующейся личности. По общему мнению современников романа, Штольц — «идеальный» герой, человек будущго, которого не знало русское общество XIX века.
На примере данной истории мы видим, что чрезмерное удовлетворение потребностей первых уровней в раннем детстве вполне может привести не к освобождению от них и самоактуализации, но к фиксации и регрессу. Действительно, если человеку хорошо, зачем ему отказываться оттого, что хорошо? Должно быть что-то, что будет «толкать» человека от одной потребности к другой — наверх по мотивационной лестнице. Одним из недостатков рассматриваемой теории является то, что Абрахам Маслоу не раскрывает механизм смены потребностей, а просто констатирует такую закономерность.
Удовлетворение и развитие возможны лишь на фоне определенного опыта фрустрации базовых потребностей. Фрустрация (лишение чего-либо) необходима, хотя она не должна превышать порог защитных сил личности, иными словами, она не должна быть травматичной. В то же время фрустрация просто должна быть и должна быть ощутима для личности.
Какой должна быть оптимальная фрустрация? Вопрос, на который пока нет однозначного ответа. В случае со Штольцом это была умеренная фрустрация, поскольку отец относился к Андрюше хотя и подчеркнуто требовательно (порой жестко), но терпеливо (читаем — уважительно). Если довести наше рассуждение до абсурда и представить фантастическую ситуацию одновременного удовлетворения всех базовых потребностей какой-либо группы людей, можно ли быть уверенным, что у всех появится стремление к самоактуализации? Более вероятно, что только какая-то часть будет развиваться в данном направлении, следовательно, самоактуализация относится не к универсальной закономерности, а скорее к области индивидуальных различий.
Другой «трудный» вопрос — почему в ряде случаев, личность, удовлетворившая на определенном жизненном этапе все свои основные потребности, испытывает не стремление к самоактуализации, а тяжелейшее состояние экзистенциального вакуума — опустошенности и бессмысленности бытия, вплоть до суицидальных намерений?
Таким образом, гуманистическая теория Абрахама Маслоу скорее отражает одну из желаемых картин, чем действительное положение дел. Она требует множеств допущений. Например, в соответствии с данной теорией любой сотрудник фирмы не будет желать признания или принадлежности к группе, пока не будут удовлетворены его потребности в рабочем комфорте, питании и зарплате. Такое возможно только в самом крайнем случае, когда существует реальная угроза существованию сотрудника и его семьи.
В большинстве случаев обычный человек стремится удовлетворить одновременно потребности разного уровня, хотя и в разной степени. На практике работает правило — сколько людей, столько и иерархий потребностей. Является ли самоактуализация базовой потребностью людей, если она возникает только на фоне удовлетворения остальных потребностей, а количество самоактуализировавшихся личностей, по мнению автора теории, не превышает 8—12% от популяции?
В то же время теория Абрахама Маслоу приводит к конкретным чрезвычайно полезным результатам:
-
она обращает наше внимание на явные изменения в мотивации людей в зависимости от их уровня жизни и культуры;
-
она дает удобную классификацию потребностей в зависимости от их целей, тем самым ориентируя нас в бескрайнем океане мотивов;
-
она подчеркивает тот факт, что мотивы соподчинены в индивидуальные иерархии по их значимости для личности;
-
наконец, она вдохновляет высоким идеалом «самоактуализирующейся личности».
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов