К. Шанель
В переводе с латинского слово «стиль» означает «стержень». Стиль предполагает некое единообразие проявлений, отражающее эстетические взгляды и ведущие ценности людей.
В художественно-архитектурной сфере выделяют следующие исторически сложившиеся стили:
-
канонический (древнеегипетский);
-
антично-классический (характерный для Древней Греции и Древнего Рима);
-
романский (сформировавшийся в Западной Европе в XI — начале XIII века);
-
готический (позднее Средневековье с XIII по XV век);
-
Ренессанс (XV-XVI века);
-
барокко (XVII век);
-
рококо (XVIII век);
-
классицизм (конец XVIII — начало XIX века);
-
модерн (конец XIX — начало XX века).
Стиль одновременно подчеркивает единство формы и отличительное своеобразие образа. Так, характерными чертами художественных стилей являются следующие:
-
готика — вытянутые формы (например, заостренные головные уборы и обувь), утонченность;
-
ренессанс — гуманизм, стремление к естественности и совершенству;
-
барокко — чувственность, роскошь, массивность;
-
рококо — легкость, изящество, кокетство.
Применительно к имиджу под стилизацией обычно имеют в виду два феномена:
-
подражание внешним формам какого-либо известного художественного стиля или направления в моде;
-
преобладание в имидже внешних, декоративных форм самовыражения.
В первом случае окружающие могут без труда распознать и назвать стиль одежды и поведения носителя имиджа, например: «Он (она) предпочитает классический стиль». Во втором варианте окружающие говорят: «Он (она) не похож (она) на других, оригинален (оригинальна), стильный (стильная)».
При создании стиля также активно используются возможности цвета и цветовой символики. Семантика цвета определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, восприятие цвета не так тесно связано с языком, как имя, следовательно, носит более иррациональный характер. Во-вторых, воздействие цвета на человека имеет более выраженную физиологическую подоплеку. Действие цвета материально — вследствие влияния того или иного цвета в организме человека происходят реальные изменения. В-третьих, значения одного и того же цвета имеют сходство в различных культурах. Межкультурные различия нивелируются общностью психофизических процессов людей, а также сходством в их раннем опыте взаимодействия с природными цветовыми эффектами.
Цвет сам по себе что-то выражает.
От этого нельзя отказываться.
Это нужно использовать.
В. Ван Гог
Цвет многозначен и позволяет без слов выражать самые разные вещи:
-
состояние человека;
-
его характер;
-
сексуальность;
-
актуальные события жизни (свадьба, праздник, траур);
-
ценности;
-
образованность;
-
роль, на которую претендует личность;
-
положение в обществе;
-
отношение к традициям;
-
отношение к другим людям.
Цвет также широко используется при формировании фирменного стиля и торговой марки, делая товар или группу людей более узнаваемыми и привлекательными. Сотни брендов идентифицируются потребителями благодаря цветовой символике. Например, чай «Липтон» — желтый цвет, рестораны быстрого питания «Макдоналдс» — красно-желтый, «Кока-кола» — красный, «Пепси» — сочетание синего, белого и красного. В последнее время в брендинге наметилась тенденция предпочтительного использования желтого, белого и синего цветов.
Мы видим, что цветовая символика используется чрезвычайно широко. В силу особой ее важности необходимо научиться разбираться в семантике основных цветов.
Белый цвет относится к ахромным («бесцветным, невидимым») цветам. Ему придается особое значение во всех культурах. Белый цвет олицетворяет саму жизнь, «белый свет». Издревле белый цвет отождествлялся с «духом предков». В христианской традиции «белое» ставится в родство с божественным светом Бога Отца.
Белый — самый совершенный цвет, к
нему мы все стремимся.
Э.Кей
Белый цвет соотносится с идеальной чистотой, выступая гарантом здоровья и защищенности. Он ассоциируется с такими свойствами человека, как опрятность, нравственная чистота и праведность. В Западной культуре он сопровождает брачные обряды, символизируя непорочность. В Древнем Риме весталки, давшие обет хранения девственности, носили только белые одежды. В православии это цвет непорочности Богородицы.
Глубинным аспектом семантики белого цвета может выступать его связь с молоком матери. Неслучайно, женщина, одетая во все белое, внушает окружающим большее доверие.
Черный цвет благодаря личным ассоциациям легко связать с мраком, бездной и бессознательным состоянием. Неудивительно, что в большинстве культур именно черный цвет обозначает смерть (как антитеза белому и свету). Одновременно, черный цвет связан с отрицанием жизни и разрушением, т. е. со злом. В европейской светской культуре черный цвет также связывают с меланхолией и террором.
Когда-то черный цвет был цветом пиратства. Со времен восстания лионских ткачей (1831 год) он стал использоваться как символ бунтарства и впоследствии был заимствован анархистами и реакционерами всех стран. В середине XIX века он главенствовал в черно-желто-белом флаге Российской империи. В настоящее время в западной культуре «черное» отождествляется с «плохим, тайным, злым и опасным». Это проявляется в таких выражениях, как «черный юмор», «черная душа», «черная магия».
В христианстве черным цветом обозначают дьявола и ад. В буддизме черным характеризуется глубина и тайна скрытого бытия. Известно, что черный цвет не только отталкивает, но и притягивает своей неизведанностью. В исламе черный цвет ценится высоко. Здесь он символизирует темное великое небо с ярким месяцем и путеводной звездой. Также это цвет повседневной одежды женщин в исламских государствах.
Черный цвет не принадлежит к числу цветов.
Он — мистерия, таинство, которое невозможно понять.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов