Д. Д. Эйзенхауэр
Бессознательные процессы надежно защищены от нашего осознания, поэтому требуются специальные усилия и навыки для их (хотя бы частичного) понимания. Выделение скрытых мотивов «в готовом виде» существенно облегчило бы данную задачу.
В соответствии с первой классификацией в основе поведения людей лежат две базовые тенденции — стремление к удовольствию и стремление избежать неприятности. Психологические исследования показывают, что в этом отношении всех людей можно разделить на две большие группы: преимущественно стремящиеся к удовольствиям (исполнению желаний) и преимущественно избегающие наказания (неудачи). Очевидно, что как поведение, так и личностные особенности представителей двух групп будут существенно различаться. Люди, ориентированные на активное удовлетворение своих потребностей, с большей вероятностью будут проявлять активность, раскованность, настойчивость, лидерские тенденции или манипуляторские склонности, склонность к риску. Образно выражаясь, это люди, «смело идущие навстречу своим желаниям». Личности, избегающие наказания, напротив, будут тратить существенно больше энергии на предотвращение нежелательных для них ситуаций, хотя и ж меньшими приобретениями для себя. Им в большей степени будут присущи такие качества, как осторожность, нерешительность, неуверенность, самокритичность, предусмотрительность. Этих людей, в свою очередь, можно сравнить с «убегающими от своих желаний».
Во-вторых, психоанализ обратил наше внимание на различную способность людей воспринимать и тестировать реальность. В данном случае речь идет не об интеллекте, хотя познавательные способности, несомненно, участвуют в анализе ситуации. Имеется в виду индивидуальная склонность человека либо к объективной оценке окружающих событий, либо к проекции на окружающий мир своих фантазий. На шкале: «фантазийность— реалистичность» вполне можно было бы разместить всех людей. Существуют по крайней мере три большие группы индивидов с выраженными различиями в степени реалистичности. Это:
-
«реалисты» — личности с доминирующей установкой на требования окружающей среды»;
-
«сомневающиеся» — люди с выраженным конфликтом между задачами реальности и собственными бессознательными фантазиями (например, невротики, химически зависимые люди, делинквентные личности);
-
«фантасмагористы» — индивиды, оказавшиеся во власти бессознательных фантазий вплоть до полного отрыва от реальности (например, при аутизме, психозе, паранойе или в состоянии наркотического опьянения).
В качестве третьего основания для классификации скрытой мотивации можно выбрать временную перспективу. Исходя из этого, выделяют мотивы прошлого, актуальные мотивы и мотивы будущего. Например, фиксация на прошлых травматических переживаниях, безусловно, определяет личностные особенности человека и его актуальное состояние. Такой человек вновь и вновь возвращается в прошлое, повторяя его в настоящем.
Фрустрация потребностей в настоящем — пример другого важного мотивирующего фактора. Наконец, мечты и цели, устремленные в будущее, определяют следующий тип личности. В данном контексте можно выделить три группы людей с доминированием той или иной временной установки: фиксированные на прошлых событиях, переживающие настоящее и устремленные в будущее.
Далее мотивы различаются по своему объекту. В связи с этим можно говорить о трех вилах мотивов: мотивы-объекты, связанные с материальными условиями и предметами (пища, одежда, дом, природа); мотивы-отношения, вытекающие из взаимоотношений с людьми (любовь, забота, дружба, власть), и мотивы-символы, порождаемые культурно выработанными знаками и образами (познание, деньги, слава, статус, религия).
Для более глубокого анализа бессознательных мотивов окружающих людей мы предлагаем классификацию мотивирующих факторов, основанную на психоаналитической теории (табл. 5). В качестве основания для данной типологии выступают объект, цель и способ удовлетворения.
Таблица 5
Бессознательные мотивы | Возможные формы и проявления
|
Сексуально-гедонистические мотивы (цепь — продление жизни; способ — телесное удовольствие и комфорт)
| - Оральное удовольствие, например от вкусной еды; - анальное удовольствие, например от напряжения л расслабления мышц; - генитальное удовольствие, например оргастическая розрядна; - разрядка частичных влечений (ощупывание, прикосновения к теплому и мягкому, подглядывание, обнажение, обнюхивание]; - потребность в здоровье И отсутствии боли; - потребность в отдыхе и телесной свободе
|
Мотивы самосохранения (цель — поддержание жизни и устранение угрозы; средство — защита, борьба, объединение в группы)
| • Потребность в безопасности; • потребность в защищенности; • потребность в активных действиях; • потребность в свободе; • потребность в устранении конкурента или врага; • потребность в устрашении врагов; • потребность в собственной территории; • потребность в собственном доме; • потребность в друзьях; • потребность в семье
|
Мотивы объектных отношений (цель — поддержание жизни; средство — обладание объектом)
| • Потребность в родительской заботе; • потребность любить и быть любимым; • желание слиться с объектом; • потребность доминировать над людьми; • потребность контролировать людей
|
Мотивы масс-обраэования (цель — защита и усиление своего рода, группы, семьи; средство — слияние с массой)
| - Потребность в принадлежности к группе; - потребность в определенной групповой идентичности; - стремление делить людей на «своих-чужих», бороться с врагами; - потребность в сильном лидере/вожаке; - потребность подчинять и подчиняться; - потребность знать свои корни»; - потребность в могуществе
|
Нарциссические мотивы (цель — поддержание самооценки; средство — самовозвышение)
| Потребность принимать и любить себя; - желание обладать исключительным (волшебным) качеством; -желание обладать совершенными объектами (идеальными родителями или совершенными партнёрами); -желание быть похожим на значимых людей; -желание быть совершенным: сильным, умным, красивым, -желание получать одобрение, восхищение людей; -желание быть всемогущим; -потребность в кумирах; -потребность в самоуважении и примирении со своей совестью; -стремление находить позитивный смысл своей активности
|
Мотивы реальности (Эго-мотивы) (цель - адоптация к требованиям реальности; средство - обучение и когнитивная обработка) | -потребность в новых и разнообразных ощущениях; -потребность в получении информации, знании; -потребность в понимании смысла и закономерностей; -стремление структурировать, систематизировать; -потребность в постоянстве среды; -потребность называть и обозначать; -потребность соответствовать требованиям среды; потребность в обучении;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бессознательные мотивы | Возможные формы и проявления |
| -стремление быть компетентным (уметь что-либо]; -стремление преодолевать трудности; -потребность в самопонимании и развитии; -потребность в адаптации (приспособлении) к ситуации |
Мотивы эталонное (цель - получение одобрения значимых фигур и внутренних объектов; средство – самоконтроль) | -потребность в одобрении; -потребность в самоуважении; (быть хорошим]; -потребность в самонаказании; -потребность в стандартах (хорошо-плохо]; -потребность в идеалах
|
Экзистенциальные мотивы (цель - установление глобальных связей; средство - определение смысла)
| -потребность ощущать свою сопричастность к жизни других людей; - потребность находить смысл жизни; - определение сущности и значения смерти; - потребность в счастье; - потребность в установлении истины
|
Мотивы сублимации (цель - разрядка сексуальной энергии; средство - социально одобряемая деятельность или творчество) | -потребность в восприятии/создании гармонии и красоты; - стремление к противоречиям; - потребность в юморе и иронии; - потребность в создании чего-либо, в творчестве; - потребность в достижениях и результатах; - стремление помогать людям, "отдавать" себя им
|
Перечисленные мотивы побуждают к действиям и вызывают различные переживания. В случае реализации данных мотивов человек испытывает положительные эмоции вплоть до экстаза или триумфа. В случае же их фрустрации — препятствия на пути удовлетворения — люди переживают самые разнообразные негативные чувства. Например:
-
сексуальная депривация вызывает тревогу и злость;
-
фрустрация потребности в самосохранении — страх и агрессию;
-
объектный («любовный») дефицит вызывает депрессию и агрессию;
-
нарциссические травмы порождают стыд и ярость;
-
фрустрация потребности в эталонное — чувство вины, самобичевание и депрессию.
Приведенная классификация может помочь распознать скрытые мотивы поступков людей. Важно помнить, что то, что сам человек считает причиной своего поведения, — только часть правды. Более того, нередко люди намеренно вводят в заблуждение себя и окружающих, сообщая ложные мотивы своего поведения, которые могут произвести лучшее впечатление или освободить от ответственности.
Для обнаружения скрытых мотивов конкретного человека необходимо сосредоточиться на нескольких моментах, дающих ключ к пониманию его бессознательного. Полезно попытаться ответить на следующие вопросы:
1. О чем чаще всего говорит человек?
2. Какие оговорки и ошибки он совершает?
3. Какие сны ему снятся (особенно важны повторяющиеся сновидения)?
4. В каких ситуациях он особенно волнуется, теряется или напрягается?
5. Что ему лучше всего помнится из своего детства?
6. Что доставляло ему сильное неудовольствие или страдание в детстве?
7. Что доставляло ему особое удовольствие в детстве или отрочестве?
8. Какое поведение устойчиво повторяется в настоящее время, особенно вопреки его желанию?
9. Какие события повторяются в жизни конкретного человека и его семьи?
10. Какие жизненные события он считает наиболее важными для себя?
11. Каковы его ценности (например, на что бы он потратил миллион долларов)?
12. Каковы его смыслы (например, что бы он сделал, если бы узнал, что осталось жить один месяц)?
13. Кто (или что) составляют его идеалы?
Данные вопросы позволяют выявить наиболее значимые для человека темы, источники его негативных переживаний и страхов, его скрытые желания и, наконец, то, к чему человек привык, а стало быть, будет стремиться повторить.
Используя предыдущий анализ, разберем случай выбора будущей профессии. Например, молодой человек предпочел профессию врача или психолога. На вопрос: «Почему?» он может назвать одну из следующих осознаваемых причин:
-
семейная традиция;
-
возможность заработать деньги;
-
статус и уважение в обществе;
-
возможность помочь себе и своей семье в случае серьезного заболевания;
-
помощь людям.
Попытаемся предположить, какие иррациональные мотивы при этом могут привести к данному профессиональному выбору. Во-первых, может проявиться стратегия спасителя. Это бессознательная установка на спасение кого-либо в ущерб собственным интересам, по большому счету направляемая стремлением к самонаказанию. Причиной может выступать нарушение ранних объектных отношений. Например, если отец страдал алкоголизмом, потребность ребенка в идеальных родителях не удовлетворялась, вызывая тем самым ощущение плохости и виновности. Переживая данное обстоятельство, ребенок мог фиксироваться изданной потребности, что впоследствии приобрело форму сильного желания спасти кого-либо из родственников от какой-либо болезни или проблемы.
В данном случае человек не только будет страстно хотеть стать врачом, но и окажется способен вынести все тяготы этой профессии, получая психологическую выгоду в форме исполнения детского желания. Мы видим, что стратегия спасителя определяется характером прежних объектных отношений человека и стремлением изменить их в лучшую сторону.
Вторая возможная неосознаваемая стратегия — стратегия самоизлечения. Страстное стремление стать здоровее, сильнее, умнее можно реализовать с помощью профессии. Желание справиться со своими комплексами и стать более совершенным можно осуществить, приобщившись к соответствующей сфере деятельности: медицине, спорту, науке. Очевидно, что перечисленные желания будут следствием доминирования нарциссических переживаний.
Третья возможная коллизия — неосознаваемое стремление к власти и доминированию. Врач и психолог действуют в ситуации беспомощности человека, ожидающего от специалиста если не волшебства, то достаточной силы и компетентности. Они практически передает свою жизнь и состояние здоровья в руки профессионала. Следовательно, рассматриваемые профессии с большой вероятностью могут давать специалисту ощущение триумфа от своей власти и всемогущества, страстно желаемое отдельными людьми.
Следующая стратегия — сексуалиэация. Деятельность врача и психолога предполагает достаточно близкие психологические отношения, включающие самораскрытие и «обнажение». Естественно, что сексуальные переживания в такой ситуации возникают с обеих сторон чаще, чем во многих других профессиях. Таким образом, индивиды, фиксированные на сексуальных ощущениях, а также личности с подавленной сексуальностью, имеют больше шансов обратиться к данным профессиям.
Еще одна бессознательная стратегия — «контроль событий». Врач и психолог управляют ситуаций единовластно, по своему усмотрению. В том случае, если детство человека было наполнено неопределенностью и хаосом, например вследствие семейных проблем или нарушения личности родителей, возможность всецело контролировать события будет также притягивать специалиста.
На примере выбора профессии мы попытались использовать представленную классификацию в практических целях. При желании анализ можно повторить для других ситуаций. Например, выбор политической стези может направляться такими скрытыми мотивами, как:
-
стремление к всемогуществу;
-
стремление контролировать людей;
-
стремление использовать людей в собственных целях;
-
идентификация с образом вождя или тирана;
-
потребность контролировать собственные влечения и аффекты;
-
стремление к слиянию с группой;
-
желание обрести идеальную семью и удовлетворяющие близкие отношения;
-
стремление получить одобрение.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов