З. Фрейд
Деятельность «Ид» направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения в соответствии с принципом удовольствия. «Ид» довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. Зигмунд Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций, первичным процессом мышления. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но его существование и власть могут быть выведены из дериватов — мыслей, действий и эмоций. Мы видим, что фрейдовское понятие «Ид» в ряде случаев совпадает с понятием бессознательного.
«Я» («Эго») — имя тех функций, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями «Ид». Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро — в детстве, начиная с младенчества. «Эго» функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления (последовательного, логического, ориентированного на прогнозирование). Таким образом, «Эго» является посредником между требованиями «Ид» и ограничениями среды. «Оно» имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательное «Эго» — то, что большинство людей понимает под термином «собственное "Я"», или «Я», бессознательное «Эго» включает в себя защитные процессы.
Как правило, «Эго» оказывается слабее «Ид», поэтому оно преобразовывает желания «Ид» в действия так, как будто желания «Ид» являются его собственными желаниями. Не находящие выхода чувства становятся источником внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога, Зигмунд Фрейд определял тревогу как специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию на опасность — реальную или потенциальную. Тревога может быть: реалистической (вызванной опасностью во внешнем мире), моральной (вызванной конфликтом с «Супер-Эго») или невротической (вызванной конфликтом с инстинктивными импульсами «Ид»). Тревога сигнализирует о наличие структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем.
Кроме «Оно» и «Я», было введено понятие «Сверх-Я» («Супер-Эго») для той части психического аппарата, которая является отражением остаточного родительского влияния. Главной задачей «Сверх-Я», по мнению Зигмунда Фрейда, является подавление требований «Оно» посредством морального влияния на «Я». Основными функциями данной инстанции при этом выступают: идеал, самонаблюдение и совесть.
В основе внутренних стандартов и запретов лежат, прежде всего, идентификации с родительскими фигурами. Так, первоначально ребенок прибегает к самоограничению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, родительского, авторитета. Впоследствии он начинает действовать, исходя из страха перед внутренним авторитетом — «Супер-Эго». Действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать чувства неполноценности, вины или потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут являться как следствием не достаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого «Супер-Эго».
Например, в ситуации потери любимого человека (разлюбил, бросил или погиб) может возникать тяжелое депрессивное состояние вплоть до суицидальных намерений. В работе «Печаль и меланхолия» (1917 год) Зигмунд Фрейд рассматривает динамику взаимоотношений между подструктурами личности, приводящую к болезненному состоянию.
Некоторые люди в такой ситуации вместо «нормальной» печали, переживают особое состояние меланхолии (депрессию) с резким ухудшением самочувствия и обеднением «Я». Какая-то часть «Я» умирает с уходом любимого человека. Возникает невыносимое ощущение внутренней пустоты. Зигмунд Фрейд писал:
«Объект любви утрачен... При печали обеднел окружающий мир, при меланхолии — само "Я"»27.
При этом депрессия, по мнению Зигмунда Фрейда, вызывается жестокой критикой «Супер-Эго». «Я» становится недостойным, ни к чему ни годным, потерявшим самоуважение. Человек предается самоупрекам, которые при внимательном рассмотрении относятся не к самому человеку, а к любимому им лицу. «Я» отождествляется с оставленным объектом, потеря объекта превращается в потерю «Я», а критика — в самокритику. Таким образом, неосознаваемая ненависть по отношению к любимому человеку, причинившему боль, направляется на собственное «Я». Человек стремится наказать себя вплоть до садистического удовлетворения и самоубийства. «Только этот садизм разрешает загадку склонности самоубийству», — утверждает Зигмунд Фрейд28.
Поздние работы Зигмунда Фрейда и его анализ «Я» послужили толчком к развитию такого направления в психоанализе, как «эго-психология», Эго-психология изучает различные функции «Я», в том числе процессы, которые сегодня объединяются общим понятием «защита».
Под защитой в психоанализе принято понимать «совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости индивида»29. Иными словами, это те бессознательные процессы, которые направлены на уменьшение болезненных аффектов — тревоги, депрессии, стыда или вины. Поддерживая внутреннее равновесие, защитные механизмы способны искажать различные аспекты реальности.
Термин «защита» встречается уже в ранних работах Зигмунда Фрейда. При анализе истерии понятие «защита» вышло на первый план, хотя и было отождествлено исключительно с вытеснением (сейчас вытеснение — это только одна из форм защиты). Долгое время данные понятия применялись как взаимозаменяемые.
В 1936 году вышла в свет книга дочери Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд (1895-1982) «Я и защитные механизмы», где автором впервые был использован термин «защитный механизм» и описаны десять форм «деятельности "Я", выполняющих защитную функцию».
Анна Фрейд подчеркивала, что основной функцией «Эго» является защита от тревоги, которая возникает в случае давления влечений, критики «Супер-Эго» или внешней угрозы. Защитные механизмы работают бессознательно, по отдельности или одновременно, и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями.
То, какие защиты преобладают у данного человека, зависит от взаимодействия следующих факторов: I) врожденный темперамент ребенка; 2) природа стрессов, пережитых в раннем детстве; 3) защитные стили родителей и других значимых людей; 4) опыт использования зашит в жизни и их подкрепления.
Наиболее важными защитными механизмами признаются:
-
подавление (вытеснение) —процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными (главный скрытый механизм, лежащий в основе всех других видов защиты);
-
отрицание — игнорирование какого-либо требования влечений или внешнего мира вследствие его болезненности для индивида;
-
проекция — процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру;
-
формирование реакции — процесс обращения импульса в его противоположность (например, вытесненную ненависть к матери в чрезмерную заботу о ней);
-
регресс — возврат к менее зрелому уровню развития и функционирования;
-
сублимация — направление инстинктивных импульсов в социально приемлемое русло, например интеллектуальную сферу, творчество.
В современном психоанализе принято деление защит на примитивные (первичные, архаичные) и более зрелые (вторичные). Среди архаичных защит выделяют: примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль, примитивную идеализацию и обесценивание, проекцию, интроекцию и проективную идентификацию, расщепление, диссоциацию.
Примером примитивной изоляции могут служить ситуации, когда младенец попросту засыпает, т. е. автоматически переходит в другое состояние сознания от перевозбуждения или неудовольствия. Во взрослом возрасте стремление избежать напряжения может проявиться в склонности использовать наркотики.
Другим примером будет поведение человека с зависимостью к алкоголю, упорно игнорирующего наличие проблемы и убежденного в том, что он контролирует ситуацию. В данном случае включается такой защитный механизм, как отрицание. Эта реакция — отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: «Если я не признаю этого, значит, это не случилось».
Проекция, в свою очередь, активно участвует в формировании агрессии и садизма. Большинство агрессоров убеждены во враждебности противоположной стороны. Иначе говоря, агрессор приписывает жертве те отрицательные черты, которые на деле присущи ему самому. Например, преступники, как правило, не могут признать свою вину, будучи уверены, что их спровоцировали и с ними были несправедливы. Аналогично лица, совершающие сексуальные преступления, нередко утверждают, что жертва сама желала насилия и получала от этого удовольствие.
Таким образом, использование архаичных зашит как бессознательного механизма снятия тревоги может приводить к психологическому избеганию и отвержению беспокоящих внутренних и внешних факторов.
Вторичные, более зрелые защитные механизмы предположительно формируются на более поздних этапах психосексуального развития и являются относительно более продуктивными — способствующими лучшему разрешению внутренних конфликтов и лучшей адаптации к реальности. Среди них: вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, раздельное мышление, поворот против себя, смещение, реактивное образование, соматизация, аннулирование, реверсия, идентификация, отреагирование вовне, сексуализация, сублимация.
В целом феномены, которые называются психологическими защитами, имеют множество полезных функций. Они могут проявляться в форме здоровой адаптации и в творчестве. Кроме того, они могут защищать «Я» от какой-либо угрозы. Личность, чье поведение демонстрирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну из следующих задач: I) избежать некоторого угрожающего мощного аффекта (например, тревоги или горя) или овладеть им; 2) сохранить самоуважение; 3) уйти от внешней опасности.
Важная роль «Эго» в процессе развития личности отражена в понятии «сила Эго». «Сила Эго» — это способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна (без привлечения примитивных защит, подобных отрицанию). «Сила Эго» проявляется, как указывает Отто Кернберг, в хорошей толерантности к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельности. Иначе говоря, сильной можно назвать ту личность, у которой развиты способности поддерживать эмоциональное равновесие, контролировать свои побуждения и реализовывать их в деятельности или творчестве.
Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. Зигмунд Фрейд в более поздних работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не справляются с внутренней или внешней реальностью. В этом случае тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с ней, а поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным в широком смысле.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов