У. Шекспир
Не только большие народы, но и более мелкие социальные группы различаются по своей культуре. В настоящее время все большее значение приобретает вопрос о сущности организационной культуры. Как известно, организация (государственная, коммерческая, общественная) — это структура, созданная людьми для достижения определенных целей. Одним из ведущих свойств организации выступает ее культура. Организационная культура — сравнительно новое понятие. Впервые оно было описано в литературе в»4979 году и стало общеупотребительным в 1980—1990-х годах. В настоящее время термин «организационная культура» используется в двух основных значениях. В широком смысле культура понимается как организация в целом. В более узком понимании, на наш взгляд, более корректном, — это особый психологический конструкт, отличающий конкретную организацию от других и определяющий ее уникальность. Далее мы будем придерживаться второго значения.
Организационная культура определяется по крайней мере четырьмя факторами: особенностями национального менталитета, формой и содержанием конкретного бизнеса, личностью руководителя и индивидуальными особенностями сотрудников. В отличие от других характеристик организации, например целей и ее структуры, культура группы трудно поддается анализу и часто выступает в роли плохо контролируемой переменной. В то же время современные исследования подтверждают особое ее значение для жизни организации и ее эффективности.
Существует множество определений организационной культуры. Р. Дафт рассматривает организационную культуру как «набор ценностей, убеждений и способов мышления и понимания окружающего мира, который является общим для всех членов организации и преподается новым членам как правильный»87. Д. Мацумото понимает организационную культуру как «динамическую систему правил, разделяемых членами организации»88. Организационная культура, таким образом, представляет собой нечто большее, чем просто повседневные формы поведения. Она имеет отношение к глубоко укоренившимся ценностям и убеждениям, значимым для организации в целом. Это динамичный конструкт, существующий на трех уровнях: индивидуальном, межличностном и внешне-организационном.
По мнению ряда авторов, например Эдгара Шейна, культура группы может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, формирующихся в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Любая организация существует в непростой, а иногда — и выражение агрессивной, внешней среде. Необходим «хороший раствор», который бы накрепко соединил участников группы воедино и придал им силы для выживания в любых условиях. Функции такого «цемента» и выполняет организационная культура.
Культура организации обычно описывается через внешне наблюдаемые и скрытые элементы. К основным элементам организационной культуры относятся:
-
направленность организации (история, традиции, философия, провозглашаемые ценности и цели);
-
язык и символы;
-
стиль руководства;
-
фирменные стандарты (эстетика внутреннего пространства и стиль одежды, правила поведения, ритуалы и церемонии);
а манера общения и психологический климат (эмоциональная атмосфера);
-
профессиональный опыт и технологии;
-
имидж организации и отдельных сотрудников;
-
неосознаваемые представления и установки (групповые ассоциации, повторяющиеся паттерны поведения, мифы, защиты).
Приведем краткую характеристику наиболее важных для нас элементов организационной культуры. Считается, что ее фундаментом выступают ценности, разделяемые участниками группы. Ценности — это то, что провозглашается группой как «правильное и хорошее» в жизни. Ценности определяют организационные цели, групповые стандарты и правила. Например, к современным групповым ценностям относятся: преданность организации, умение работать в команде, высокий профессионализм, личная инициатива, ответственность, способность к риску, открытость новому опыту и новой информации, гибкость и адаптивность. Групповые идеалы могут не совпадать с ценностями отдельных сотрудников. В этом случае с большой вероятностью будут иметь место: скрытый или явный конфликт конкретного человека с членами группы, его сопротивление требованиям руководства и низкая мотивированность.
Организационные ценности тесно связаны с историей народа и его культурой, в том числе с религиозной традицией. Так, небывалый промышленный успех в XX веке ряда азиатских стран, так называемых «пяти драконов» — Японии, Гонконга, Кореи, Тайваня и Китая, многие исследователи объясняют влиянием конфуцианства. Конфуцианские принципы и идеи были экстраполированы на производственные ценности. Например, следующие положения:
-
четкая статусная иерархия повышает стабильность в обществе;
-
семья выступает прототипом всех социальных организаций;
-
постоянное учение, напряженный труд, стойкость и скромность являются высшими Жизненными добродетелями.
Аналогично исследователи западной культуры проводят параллели между протестантской этикой и характером производственных отношений. Для сравнения приведем перечень культурных ценностей американских бизнесменов, проявляющихся в переговорных процессах: время, личный контроль над ситуацией, профессиональная специализация, прагматизм, демократия, равные возможности, независимость и конкуренция.
Базовые ценности носят преимущественно латентный характер и проявляются косвенно. Например, ритуалы служат средством наглядной демонстрации ценностных ориентации организации. Они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией. Например, «ритуалы поощрения» направлены на то, чтобы выразить одобрение конкретных достижений или действий, утверждающих корпоративные ценности. Это могут быть вечеринки по поводу успешного завершения работы, традиционные обеды в честь «заслуженных» сотрудников, церемонии награждения. Ритуалы порицания», напротив, выражают неодобрение в отношении человека, ведущего себя вразрез с установленными нормами. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, снижение заработка. Неформальными свидетельствами неодобрения выступают игнорирование сотрудника, например его «не приглашение» на регулярное мероприятие, где собирается весь коллектив. «Ритуалы интеграции» предполагают действия, способствующие формированию групповой идентичности и достижению большей согласованности действий. Это процедуры посвящения новичков в члены группы, празднование дня основания организации, чествование ветеранов, корпоративные вечеринки, совместные поездки на отдых и занятия спортом.
Ритуалы посвящения новичков оказывают наиболее мощное влияние на их последующую солидарность с группой. Подобные ритуалы стихийно складываются во многих группах, особенно в тех, которые находятся в опасных или сложных условиях (например, в армии или местах лишения свободы). Но и в обычных условиях обряд посвящения (или братания) способствует формированию четкой групповой идентичности. Он уходит своими корнями в глубокую древность, когда инициация (посвящение мальчиков в мужчины) носила обязательный и довольно жестокий характер. Этнографические исследования показали, что племена, проводящие самые жестокие церемонии инициации, отличаются наибольшей сплоченностью и преданностью группе (Янг, 1965 год).
Основные ценности и убеждения находят выражение не только в ритуалах, но и в программных документах, кодексах чести, книгах о внутрифирменных стандартах по ведению бизнеса, а также в девизах и лозунгах. Являясь одним из элементов корпоративной культуры, девизы в емкой и лаконичной форме подчеркивают наиболее сильные, значимые стороны той или иной компании. Другой культурный феномен, отражающий групповые ценности, — это организационная символика. Символика существует в форме логотипов, фирменных эмблем, фирменной одежды и т. д.
Важными составляющими развитой организационной культуры являются мифы и легенды. Они существуют, как правило, в виде ярких, метафорических историй или анекдотов, циркулирующих в организации и передающихся от одного поколения к другому. Обычно они связаны с созданием фирмы, жизнью ее «отцов-основателей», яркими страницами в ее истории. Значительное место в мифологии организации занимают ее прошлые и настоящие «герои», принесшие организации наибольший успех. Мифы нередко дополняются произведениями устного творчества, такими как песни, стихи, эпиграммы, афоризмы, анекдоты, слухи, тосты, «фирменные» шутки.
Для того чтобы описать влияние культуры на эмоциональное самочувствие отдельных сотрудников и характер их взаимоотношений, используют понятие «психологический климат». Данный термин распространен в отечественной психологии, но редко встречается у зарубежных авторов. В то же время в зарубежных исследованиях широко применяется близкое понятие — «организационный климат?. Д. Мацумото отмечает, что первые статьи по поводу организационного климата появились еще в 1939 году, в то время как понятие «организационная культура» относительно новое. Мацумото указывает различие между двумя понятиями89. Если культура — это система правил, разделяемых членами организации, то организационный климат имеет отношение к общему восприятию того, как идут дела в целом. Если климату свойственны менее длительные временные рамки, то культура — это долгосрочный, медленно меняющийся стержневой атрибут организации. Культура включает в себя базовые ценности и согласованные представления о разных вещах, а в понятие климата входит их индивидуальное восприятие (чувства, отношения), которое изменяется вместе с изменением ситуации.
Показателями «здорового психологического климата» считаются такие как высокая удовлетворенность сотрудников своей работой и организацией, лояльность сотрудников к решениям руководства, низкий уровень конфликтности, быстрое и конструктивное разрешение конфликтов, низкая текучесть кадров, общение сотрудников вне работы.
Рассмотренные элементы являются составными частями любой организационной культуры. Организации, имеющие прочие сходные характеристики (размер, сфера деятельности, цели), могут существенно различаться по своим культурам. Что определяет культуру организации? Одна из точек зрения заключается в том, что культуры организаций зависят от типа национального характера, В самом общем виде выделяют три типа характера в организациях:
-
латинский;
-
англосаксонский;
-
стран третьего мира.
Латинский тип характеризуется классической бюрократией, централизацией власти и процесса принятия решений и множеством иерархических уровней. Англосаксонский тип — меньше централизации, более диффузная система власти и принятия решений, меньше иерархии и бюрократии. Тип стран третьего мира отличается большей централизацией принятия решения, меньшей формализацией правил и более патерналистской или традиционно-семейной ориентацией. В то же время в связи с интернационализацией экономики различных стран наметился процесс выработки общей, удобной и подходящей с человеческой точки зрения организационной культуры.
В зависимости от степени выраженности отдельных элементов и доминирования каких-либо из них выделяют разные типы организационных культур. Например, учитывая характер власти, контроля и распределения ролей, С. Хэнди выделяет 4 типа культур. Культура власти («паутина») отличается доминированием личной власти лидера. Культура роли («пантеон греческих богов») ориентирована на структуру. Культура задачи («сеть») акцентирует внимание на результате и характере выполнения работы. Культура личности («созвездие») представляет собой объединение свободных личностей, проявляющих творческую инициативу реализующих как общие, так и индивидуальные цели.
К. Камерон Р. Куинн90 использовали иные критерии: во-первых, ориентацию группы на интеграцию или дифференциацию, во-вторых, изменяемость или стабильность. В результате ими были получены 4 типа культуры: клановая, адхократическая, иерархическая и рыночная.
Клановая культура представляет собой довольно дружественное место работы. Организация похожа на большую семью. Руководители воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Особо ценятся традиции и преданность организации. Важное значение придается сплоченности коллектива, групповой работе и комфортному моральному климату. Успех определяется добрым отношением к потребителям и партнерам, а также заботой о людях.
Адхократическую культуру (от лат. «ad hoc» — «по случаю») можно описать как динамичное предпринимательское и творческое место работы. Лидеры считаются людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является стремление к экспериментированию и новаторству. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех интерпретируется как лидерство на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу сотрудников.
Иерархическая культура — это, в свою очередь, очень формализованная и структурированная среда, где господствуют процедуры и предписания. Лидеры гордятся тем, что они рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Руководство озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура ориентирована на результаты работы и выполнение поставленной задачи. Люди целеустремлённы и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны, Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность,
Таким образом, прослеживается тенденция выделения типов организационных культур преимущественно на основе таких критериев, как направленность организации и стиль управления.
Мы убеждаемся, что существуют самые разнообразные подходы к выделению элементов и типов организационной культуры. Чаще всего исследования касаются ее наиболее очевидных и осознаваемых аспектов. Напротив, бессознательные процессы оказываются надежно укрытыми под слоем самых разнообразных феноменов. Нашей задачей является целенаправленное исследование именно этих глубинных характеристик. Мы выделили несколько наиболее значимых свойств культуры, не осознаваемых большинством участников группы, но имеющих чрезвычайно важное значение для характера и судьбы группы. Эти скрытые особенности легче наблюдать со стороны тем людям, которые хорошо знают организацию, но не являются зависимыми от нее и вовлеченными в эмоциональные процессы. Эти закономерности также обнаруживаются в процессе консультирования руководителей различного уровня. Увлеченные актуальными целями организации, лидеры зачастую не обращают внимания на вечные законы, определяющие поведение людей.
В общем виде бессознательными компонентами организационной культуры выступают скрытые групповые представления и фантазии, а также повторяющиеся паттерны взаимоотношений и поведения членов группы. По мере развития организации формируются некие обобщенные образы, которые автоматически передаются от одного участника группы к другому. Таким образом, создается единое образно-семантическое поле, которое позволяет людям понимать друг друга без слов. Сотрудники вырабатывают общее видение и эмоциональное отношение к значимым для организации вещам — к успеху, руководству, работе, конкурентам, организации. Это в свою очередь, порождает чувство общности и групповой идентичности.
Мы должны признать, что в организации действуют скрытые психологические силы, которые хотя и трудно контролировать, но нельзя игнорировать. Они должны пониматься и приниматься к сведению. Не претендуя на полноту взгляда, мы выделили несколько глубинных факторов, исподволь определяющих культуру организации. Итак, скрытыми свойствами организационной культуры являются:
-
интеграция — индивидуация (коллективизм — индивидуализм);
-
маскулинность — феминность культуры;
-
сила власти (близость — дистанцированность, эталонность, толерантность, реалистичность);
-
доминирующие групповые влечения;
-
преобладающие психологические защиты;
-
четкая — диффузная групповая идентичность;
-
степень соответствия групповой культуры культуре участников группы.
Используя выделенные критерии, проанализируем глубинные характеристики организационной культуры. Каждая организация будет иметь свою качественную и количественную оценку по выделенным осям, что в сумме и может быть обозначено как ее уникальность.
Коллективизм—индивидуализм
Человеческая природа отличается двойственностью своих проявлений. Одна из наиболее драматичных дилемм личностного бытия определяется как столкновение двух мощных влечений: слиться с людьми или освободиться от их влияния. Что важнее — стремление к близости или жажда свободы? Каждый человек находит собственный ответ на этот сложный вопрос. Тех. кто выбирает свободу и независимость, называют индивидуалистами, а тех, кто, убегая от одиночества, предпочитает близость и объединение с людьми, обозначают как коллективистов.
Подобно индивидам, организации также различаются но стремлению к интеграции. Под коллективизмом понимается характеристика группы, отражающая доминирование общих интересов над личными. В «коллективистских» организациях наблюдается меньшее число групп. Люди имеют более тесную связь с коллективом. В таких группах люди больше проводят времени в общении друг с другом, они более открыты и зависимы от группы, поскольку выживание в целом существенно зависит от успеха всей группы. Напротив, в группе с индивидуалистической направленностью люди мотивированы преимущественно личными целями. Они любят самостоятельную работу, более разобщены и независимы, а выживание определяется индивидуальным успехом.
Стремление к объединению зависит не только от особенностей конкретной организации, но и от такой глобальной характеристики, как национальный менталитет. В одних культурах поощряют коллективистские тенденции, а в других — индивидуалистические. Считается, что западная культура в целом является более индивидуалистически настроенной. Великобритания, Соединенные Штаты, Австралия и Канада демонстрируют самые высокие показатели по индивидуализму. Одновременно это значит, что в организациях данных стран больше ценятся независимость сотрудников, их инициатива и самостоятельность, индивидуальные решения, личные достижения. В организациях же других государств, например Перу, Пакистана, Колумбии, наоборот, большее значение придается дисциплине, групповым решениям, отношениям в группе, ответственности друг перед другом, заслугам перед организацией.
В рамках одной и той же страны также наблюдаются различия между организациями по изучаемому показателю. Мы можем взять любые две российские организации, например два банка, и найти расхождения по степени индивидуализма — коллективизма, присущего их культурам или культурам отдельных подразделений. Различия еще более возрастут при сравнении организаций из разных сфер жизни.
К сожалению, пока не ясно, какая из двух характеристик гарантирует организации больший успех. Однако известно, что они по-разному влияют на решение различных задач. Так, коллективизм повышает удовлетворенность сотрудников от своей работы и организации в целом. Он также позволяет группе эффективнее действовать в кризисных ситуациях. Кроме того, замечено, что женщины чувствуют себя комфортнее именно в коллективистских организациях. Жители слаборазвитых стран также более ориентированы на коллективизм, возможно, из-за того, что в группе проще преодолевать экономические и жизненные трудности.
Индивидуалистическая культура способствует более полному самовыражению сотрудников и повышению личных достижений. Такую атмосферу предпочитают творческие личности, а также жители стран с высоким уровнем жизни.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов