Э, Фромм
В переводе с латинского «террор» означает «ужас», следовательно, терроризм — это использование устрашения для достижения политических, экономических или личных целей. В то же время терроризм — форма организованного насилия.
Данный феномен так или иначе существовал во вое времена. Он заметно активизировался в конце XX века. За период с 1991 по 2000 год мир стал свидетелем более 3800 террористических взрывов. По данным европейских служб безопасности, террористические группировки не только существуют, но и действуют по всей Европе. Сегодня в мире насчитывается более 80 террористических организаций, среди которых: баскские сепаратисты из ЭТА, арабская «Аль-Каида», итальянские «Новые красные бригады» и другие. Организованный терроризм имеет серьезную политическую, экономическую и финансовую платформу. Такие государства, как Иран, Судан, Сирия, Ливия, Северная Корея и Куба (до недавнего времени также Ирак), открыто поддерживают террористическое движение.
Век нынешний — XXI век — уже успел войти в историю под печальным названием «эра терроризма». Терроризм стал интернациональным, широкомасштабным и обезличенным. Невинные жертвы современного терроризма исчисляются тысячами людей в различных концах света, что позволяет говорить не просто об отдельных террористических актах, но о широкомасштабной террористической войне. Вот только некоторые из наиболее драматических событий последнего времени:
-
9 сентября 1999 года взрыв в девятиэтажном доме на улице Гурьянова в Москве, погибло более 100 человек;
-
13 сентябри 1999 года — взрыв дома на Каширском шоссе, погибло более 100 человек;
-
11 сентября 2001 года — авиа разрушение башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, погибло более 3000 человек;
-
23 октября 2002 года — захват более 700 заложников в театральном центре на Дубровке, в ходе операции по освобождению заложников погибло более 100 человек;
-
11 марта 2004 года взрывы в пригородных поездах, направлявшихся в Мадрид, погибло 192 человека, ранено более 2000 человек;
-
1 сентября 2004 года — захват детей в Беслане, погибло более 300 человек.
Для всех очевидно, что организованный терроризм представляет серьезную угрозу человеческому сообществу. Признавая важность политических и экономических факторов, попытаемся проанализировать терроризм с точки зрения его социально-психологических составляющих.
Эта проблема имеет несколько важных аспектов:
-
природа терроризма как группового феномена;
-
особенности и мотивация личности террористов;
-
характер взаимодействия террористов и заложников;
-
психология заложников;
-
характер взаимодействия террористической группы с обществом.
Ограничимся анализом первых двух вопросов, а именно — групповых и индивидуальных факторов терроризма. В настоящее время при рассмотрении проблемы терроризма отчетливо доминируют три концептуальные модели. В соответствии с первой теорией терроризм рассматривается в контексте конфликта двух цивилизаций: традиционной и современной, исламской и неисламской, западной и «остального» мира. Вторая точка зрения связана с признанием культурной травмы как основного источника террористического менталитета. Наконец, немало работ выполнено в психопатологическом ключе, связывающем поведение террористов с психическими расстройствами и патологическими состояниями, такими как паранойя или посттравматическое расстройство.
Одним из ведущих социальных факторов терроризма, несомненно, выступают этнические конфликты. Современные общества отличаются друг от друга, прежде всего, своей культурой. Одни народы делают акцент на сохранении традиций коллективной жизни, другие стремятся к интенсивному техническому прогрессу. Общества с традиционной культурой нередко рассматриваются как «примитивные» — не достигшие уровня современной цивилизации. Соответственно, те народы, которые ощущают себя более «цивилизованными», стремятся к мировому лидерству и тиражированию собственной культуры. Подобная тенденция порождает сопротивление и террористические войны. В этом отношении терроризм — это война культур, в которой экономически более слабая и «обиженная» сторона пытается восстановить «историческую справедливость» с помощью запугивания обидчика неожиданной смертью или ужасными муками. Сегодня в роли «обиженных, но непокоренных» выступают малые народы: чеченцы, баски, ирландцы, палестинцы...
Какие конкретные культурные условия порождают террористическую психологию? К ним относятся: небольшая численность этноса, тесные родственные и национальные связи, высокоразвитое чувство национальной гордости, традиционная воинственность народа, обостренная чувствительность к несправедливости, традиция мести за причиненные обиды, длительный опыт ведения войн.
Нужно учитывать, что этнические террористы представляют собой большую группу, в которой выделяются по меньшей мере несколько уровней: идеологи спонсоры, организаторы, исполнители. Мотивация людей, находящихся на различных позициях, может быть различной. В качестве же групповых осознаваемых мотивов обычно провозглашаются следующие цели:
-
восстановить историческую справедливость;
-
вернуть незаконно захваченные соседом территории;
-
наказать обидчиков;
-
получить политическую свободу;
-
освободить из заключения своих людей;
-
получить денежную компенсацию.
Перечисленные цели одинаково важны для многих народов. Вопрос заключается в том, почему некоторые из них выбирают террор в качестве культурной традиции и средства решения проблем национальной идентичности. Для ответа на этот вопрос необходим анализ глубинных характеристик современного терроризма.
Важным психодинамическим источником терроризма является культурная травма. Она передается из поколения в поколение в форме этнического мифа, вынуждая конкретный народ приносить все новые и новые невинные жертвы на алтарь собственного стыда. Опираясь на работу Вамика Вокана «Травматизированные общества» (1991 год), М. М. Решетников раскрывает травматическую динамику следующим образом:
«При наличии в истории народа тяжелой психической травмы, связанной с массовым (национальным) унижением, через какой-то достаточно длительный период (десятилетия и даже столетия) могут «вызреть» те или иные ложные идеи (или идеи отношения), которые при наличии сопутствующих условий превращаются в непоколебимую убежденность конкретного народа в своей правоте, избранности Богом, а также — в особой мессианской роли в сочетании с идеями гордости, величия и самопожертвования во имя искупления или отмщения, при этом такая "мессианская роль" может приобретать самые жестокие формы реализации».
Особое значение при этом имеет механизм трансляции травматического опыта последующим поколениям. Подвергшиеся психической травме взрослые
на осознаваемом и бессознательном уровне встраивают «травматизированный образ себя» в формирующуюся идентичность своих детей, награждая их собственными фантазиями, страхами и тревогой.
Наряду с травматизацией народ, исповедующий терроризм, имеет еще ряд важных латентных особенностей. Во-первых, в таком этносе групповые процессы доминируют над индивидуальными. Это означает, что поведение людей всецело подчиняется коллективным ценностям: народным традициям, законам клана, семейным правилам. Индивидуальность не является значимой переменной. Превыше всего ставятся групповые нормы и чувства: заветы предков, религиозная вера, коллективная ответственность, честь семьи, преданность роду, национальная гордость. Сплочение народа вокруг коллективных ценностей порождает ощущение силы и праведности его членов. Самоощущение отдельного человека не ограничивается рамками собственного тела — его личность сливается с его семьей и продолжается в его народе. Границы личности расширяются, а смерть перестает восприниматься как простое прекращение существования. Личная, смерть террориста получает иную — позитивную интерпретацию. За ней стоят важные вещи: религиозное возвышение, обретение вечной жизни, служение своей семье, подвиг во славу своего рода.
Слияние этноса в монолитное образование сопровождается категоричным расщеплением мира на две категории — «свои» и «чужие». «Своим» приписываются положительные качества, на чужих проецируется все мыслимое и немыслимое зло. Соответственно, «свои» возбуждают доверие и уважение, «чужие» — враждебность и агрессию. Внешний враг обезличивается, демонизируется и перестает вызывать какие-либо человеческие чувства, кроме отвращения и ненависти. Стремление уничтожить враждебный мир приобретает форму доминирующей идеи.
В подобных условиях любая провокация «извне» (давление, унижение, насилие) моментально транслируется по этносу, многократно усиливаясь и превращаясь в невыносимое переживание, требующее группового отыгрывания и восстановления справедливости. Таким образом, террористическое мировоззрение становится важным элементом групповой идентичности. Терроризм теряет смысл вне конкретного этноса. Оторванный от своей группы, террорист утрачивает прежнее могущество и убежденность.
Переживание нацией поражения или унижения существенно повышает готовность людей к объединению во круг авторитарных лидеров для отыгрывания болезненных переживаний вовне — в форме агрессивных действий против предполагаемых обидчиков. Реальность травмы не имеет принципиального значения, гораздо важнее фиксация коллективного бессознательного на данной точке. Унижение переживается как тотальное поражение, требующее сатисфакции. Одновременно оно сопровождается ощущением собственной уникальности или избранности. Поскольку террористы действуют тайно и нередко без предъявления конкретных требований, становится очевидно, что важен не результат, а сам факт отыгрывания бессознательных конфликтов.
Ни террористическую группу, ни террористическую организацию невозможно принудить отказаться от терроризма, так как это означало бы для них потерю существования, смысл которого сводится л: возмездию или выживанию своей группы. Если первоначальное представление о внешней угрозе может быть чистой проекцией и может не соответствовать действительности, то постепенно, благодаря насильственным действиям самих террористов, оно превращается в самореализующееся пророчество — их реальное преследование. Одновременно террористическая группа нуждается в совершении агрессивных актов для оправдания своего существования и поддержания внутренней сплоченности.
Терроризм, несомненно, является одним из проявлений деструктивной культуры ориентированной на разрушение окружающего мира. В основе деструкции лежит проекция собственных страхов на окружающий, мир. Под влиянием этого формируется «враждебная модель мира», когда другие культуры воспринимаются как неправильные, несправедливые, неверные, представляющие угрозу для жизни или идентичности данного этноса. В соответствии с этим происходит реконструирование всей социальной реальности.
На наш взгляд, еще одним важным механизмом терроризма является его культовый характер. Терроризм формируется по механизмам деструктивного культа. Как известно, культ предполагает поклонение кому-либо или чему-либо. Деструктивный культ представляет собой социальную группу, проявляющую фанатичное поклонение лидеру и его идеям, а также наносящую реальный ущерб самим участникам культа или окружающим их людям.
Согласно исследователям культов из Американского семейного фонда, сегодня в мире существует более 10 000 деструктивных культов. На рубеже нового тысячелетия была отмечена эскалация культовой деятельности. Отчасти это связано с пессимистическими пророчествами, отчасти — с символикой чисел. Год 2000 и III тысячелетие представляют собой магические круглые числа, будоражащие воображение людей.
Деструктивный культ имеет следующие отличительные признаки:
-
наличие авторитарного лидера;
-
мистификация лидера;
-
выраженная зависимость членов группы от лидера;
-
наличие идеологии;
-
возвеличивание статуса группы посредством идеи об ее особой социальной миссии;
-
жесткие стандарты поведения;
-
тотальный контроль сознания членов группы;
-
стимулирование чувства вины, ненависти и страха;
-
отключение членов группы от окружающего мира;
-
расщепление мира на «мы» и «они»;
-
агрессия по отношению к инакомыслящим и внешнему миру;
-
озабоченность группы вовлечением новых членов;
-
озабоченность финансовыми вопросами;
-
ритуализация жизни;
-
символизация;
-
самопожертвование и жертвоприношение.
Культовое жертвоприношение придает смысл смерти. Например, 26 марта 1997 года 39 мужчин и женщин предприняли ритуальное самоубийство в Сан-Диего, штат Калифорния, будучи адептами церкви Врата Небес. Перед этим несколько членов культа кастрировали себя в процессе группового обряда очищения.
Благодаря тотальному контролю сознания — зомбированию адептов — их подлинное «Я» подавляется, заменяясь псевдоидентичностью. Для этого используются самые разнообразные методы:
-
сенсорная депривация или перегрузка;
-
депривация сна;
-
сексуальная депривация;
-
изменение диеты;
-
гипноз;
-
убеждение;
-
визуализация;
-
притчи и метафоры;
-
медитация, моление, скандирование, пение;
-
переосмысление прошлого опыта;
-
поощрение и наказание;
-
мистификация;
-
повторение, монотония, ритм;
-
отделение от прошлого;
-
запрет на прежние социальные контакты;
-
отказ от собственности и денежных средств;
-
переход к культовой деятельности — делегирование ролей;
-
смена имени, языка, внешнего вида, семьи;
-
индокринация: практикумы, семинары, лекции;
-
образование внутригрупповых пар с новыми ролевыми моделями, система братства или приятельства.
Структура культа, методы и средства контроля определяются особенностями личности лидера. Его главные качества — авторитарность и стремление к власти над людьми. Цель культовой группы состоит в том, чтобы служить финансовым, сексуальным и психологическим потребностям лидера. Ведущей потребностью является власть. Террористические идеологи обязаны делать кровавые жертвоприношения за право повелевать своим и другими народами.
Этому способствуют их грандиозное чувство собственного «Я», жестокость, решительность, категоричность в суждениях, импульсивность и взрывчатость. Деструктивный культ с позиции лидера — это культ силы. Доброта и компромиссы интерпретируются как унизительная слабость. Приветствуются жесткая иерархия отношений, строгая дисциплина и слепое повиновение. Сверхценные идеи, граничащие с паранойей, также входят в психологическую структуру деструктивного лидерства. Деструктивный лидер не испытывает стыда, не раскаивается и не признает свою вину. В достижении своих целей он активно использует манипулятивные стратегии, мошенничество и ложь. Одновременно он демонстрирует силу и убежденность в собственной правоте.
Лидер деструктивного культа является харизматической фигурой. Он обладает колоссальной притягательной силой, основанной наличном обаянии, лидерских качествах и тонком понимании психологии людей. Благодаря личной харизме культовый лидер внушает своим последователям веру в себя, ощущение отеческой защищенности и надежду на успех.
Стивен Хассен выделяет 4 основных типа культов91:
-
религиозные или духовные культы (сосредоточенные на религиозных догмах или духовных практиках);
-
коммерческие (создаваемые по типу многоуровнего маркетинга и ориентированные на прибыль);
-
культы массовой психотерапии (нацеленные на манипуляцию сознанием, например саентология);
-
политические (реализующие политические цели).
Политические деструктивные культы, в свою очередь, делятся на две подгруппы: тоталитарные режимы и террористические группы. Террористическая группа, какие бы цели она ни преследовала, отвечает общим признакам деструктивного культа. Дополнительно к ним она имеет следующие характеристики:
-
наличие политической миссии;
-
безликость, растворение террористов в социуме;
-
наличие персонифицированного врага;
-
внешняя агрессия и убийство невинных граждан.
Ряды террористов пополняются не только религиозными или этническими фанатиками, но и одиночными наемниками, воспитанными в иных культурах. Что заставляет этих людей делать столь бесчеловечный выбор? То, что из всех возможных способов заработать они выбирают индустрию смерти, может свидетельствовать об их личностной предрасположенности к терроризму. Факты свидетельствуют, что общей психологической чертой террористов является тенденция к экстернализации или поиску вовне источников личных проблем. Также наблюдаются эгоцентрическая направленность и постоянная оборонительная позиция. Среди бессознательных психологических защит явно доминируют проекция, отрицание и идентификация (самоотождествление) с агрессором.
Можно утверждать, что, помимо денег, террористическая деятельность приносит человеку ощутимую психологическую выгоду. Перечислим возможные индивидуальные мотивы вовлеченности в террористическую деятельность. Это:
-
стремление к власти над людьми, поддерживаемое бессознательными фантазиями о собственном всемогуществе;
-
враждебность, порождаемая личными травмами и требующая выхода наружу;
-
внутренняя пустота, толкающая на поиск острых ощущений в форме игры со смертью;
-
стремление к изоляции вследствие хронического конфликта с обществом;
-
стремление к саморазрушению вследствие бессознательного чувства вины;
-
религиозные или националистические фантазии;
-
поиск своей группы или семьи вследствие социальной изоляции и размытой идентичности.
Существуют различные теории, раскрывающие механизмы формирования индивидуальной склонности к деструктивному поведению. В соответствии с одной из них данная тенденция формируется под влиянием деструктивной субкультуры посредством усвоения определенных взглядов, образа жизни и стиля поведения. Другая теория определяет деструктивную направленность как реакцию на длительные лишения. Третья гипотеза вытекает из теории Эрика Эриксона и рассматривает деструктивные группы как результат негативной идентичности ее участников. Наконец, существует точка зрения, в соответствии с которой обращение к террору связано с ранней нарциссической травмой. В последнем случае ярость и насилие становятся индивидуальным способом защиты от ощущения беспомощности.
Таким образом, современный терроризм представляет собой сложный социально-психологический феномен, для понимания которого важно использовать психоаналитическое знание. Действия, призванные сдержать террористов, должны оковываться на глубоком понимании индивидуальной, групповой и социальной природы терроризма. Репрессивная тактика как первостепенный сдерживающий фактор в ряде случаев достигает противоположного эффекта, усиливая групповую сплоченность и вызывая рост терроризма. Более перспективными, очевидно, являются меры, направленные на эффективную информационную политику, снижение культурных барьеров, повышение этнической толерантности общества, стимулирование и облегчение выхода из террористических групп отдельным их участникам.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов