Лидерство и руководство
Наконец, последний, самый важный для нас тип отношений — это лидерство или руководство. Данные отношения определяются как интересами группы, так и качествами индивида. И все-таки лидерство — преимущественно групповой феномен, теряющий смысл за пределами объединения людей. С точки зрения групповой динамики лидерство представляет собой концентрацию активности и ответственности в рамках конкретной личности. Более того, на лидера проецируются качества идеала «Я» участников группы. Он должен быть таким, какими бы хотели быть его последователи. Иными словами, лидер — это тот, кто:
-
принимает на себя ответственность за группу;
-
выражает осознаваемые интересы и бессознательные потребности группы;
-
выступает идеалом для участников группы;
-
проявляет силу и инициативу;
-
направляет действия группы.
В зависимости от целей группы и способов влияния можно говорить о разных формах лидерства и типах лидеров. Так, лидер в собственном смысле этого слова (вождь, предводитель) влияет па группы людей, прежде всего благодаря своим идеям и личным качествам. Кумир (идеал, бог) воздействует через искусственно созданный положительный образ и сильные чувства своих поклонников, такие как восторг, любовь и вера. Тиран (деспот) управляет с помощью силы и страха. Начальник (руководитель, хозяин, босс, шеф) использует официальную власть и экономическую зависимость своих сотрудников. Наконец, лидер-отец (учитель, наставник) вызывает уважительный страх, используя свой опыт, авторитет и детскую зависимость подопечных. В любом случае лидер должен хорошо понимать скрытые желания людей и в полной мере способствовать их реализации.
Особый интерес представляет психология лидера (в отечественном варианте — руководителя). Между лидером и участниками группы формируется особый тип психологической связи. Данные отношения имеют несколько отличительных особенностей. Во-первых, очевидно, что это «вертикальные» отношения, в которых один человек доминирует, а остальные подчиняются и следуют за ним. Во-вторых, это отношения взаимозависимости, во многом воспроизводящие паттерн отношений маленького ребенка со взрослыми людьми. В-третьих, такие отношения предполагают наличие у лидера качеств, соответствующих осознаваемым и бессознательным идеалам людей. Идентифицируясь с таким лидером, люди психологически наполняются ценными для них качествами. Это, в свою очередь, порождает ощущение силы и чувство единения с лидером.
Лидеры различаются по своей психической динамике. Среди скрытых мотивов лидерской активности можно выделить, например:
-
стремление к всемогуществу и доминированию;
-
желание обрести идеальную семью и удовлетворяющие близкие отношения;
-
стремление быть «хорошим» для людей, получать одобрение от группы;
-
стремление контролировать ситуацию и окружающих людей;
-
потребность контролировать собственные влечения и аффекты;
-
стремление к героическому возвышению.
Попытаемся создать классификацию типичных руководителей на основе анализа доминирующих бессознательных потребностей и повторяющихся паттернов их поведения (табл. 4).
Мы видим, что у различных типов лидеров явно доминирует какая-либо из психических инстанций. Под давлением Супер - Эго находятся: тиран, совесть группы, отец и мамочка. В свою очередь, Эго-процессы доминируют у контролера, ритуалиста, реалиста и идейного вдохновителя. Наконец, эмоциональный флюгер, кумир и герой являются, прежде всего, выразителями влечений Ид. Следует заметить, что в реальной жизни руководитель обычно реализует две, а иногда и несколько рассмотренных лидерских тенденций.
Проведенное нами исследование позволяет составить подробный психологический портрет идеального лидера. Это человек, который имеет желание и способности влиять на людей не только на, сознательном, но и на бессознательном уровнях. Он выступает носителем главных ценностей группы. Лидер интерпретирует происходящие события с точки зрения соответствия или несоответствия идеалам группы. Одновременно он сам является воплощением этих идеалов. Он становится лучшим среди своих, но при этом остается «своим» — таким же, как они. Он становится героем группы и борется со злом. Он освобождает группу от внутренних конфликтов, проецируя их за пределы группы.
Лидер действует. Он ведет группу по направлению к выбранной цели, вдохновляя людей на борьбу с препятствиями и внешними врагами. Он формирует групповую идентичность с помощью групповых символов и мифов, усиливая ощущение сходства участников группы друг с другом и их отличия ото всех остальных. Лидер обеспечивает преемственность традиций, также необходимых для формирования обшей идентичности. Он устанавливает групповые правила и необходимые ограничения (запреты), ревностно заботясь об их выполнении и строго наказывая отступников. Одновременно идеальный лидер выступает в роли справедливого судьи в ситуациях разрешения конфликтов. Он защищает людей и заботится о них, как настоящий отец. Наконец, идеальный лидер, как никто другой, понимает скрытые мотивы. По сути, его миссия заключается в том, чтобы понимать, структурировать и выражать тайные и явные желания людей, доверивших ему свою судьбу.
Возвращаясь к основной теме настоящего раздела — о формах человеческих отношений, мы можем отметить, что рассмотренные виды взаимодействия встречаются одинаково часто и нередко сочетаются друг с другом. При этом у каждого взрослого человека есть свой «любимый» стиль отношении, который он вновь и вновь бессознательно повторяет. Более того, в любой группе также наблюдается какой-то преимущественный стиль отношений, который наряду с другими качествами определяет ее характер.
Таблица 4
№ | Тип лидера
| Особенности поведения
| Доминирующий мотив
|
. 1 | Тиран
| Выстраивает систему безграничной единоличной власти, не терпит возражений, требует полного подчинении. Вызывает страх, протест
| Стремление к всемогуществу и доминированию
|
12
| Совесть группы
| Пропагандирует нравственные ценности, старается создать высокоморальный психологический климат, действует по справедливости. Вызывает уважение
| Стремление к моральному совершенству
|
2 3 | Отец
| Демонстрирует требовательность, строгость и справедливость. Помогает участникам группы в решении их проблем, вызывает любовь, и уважение
| Желание обрести свою Семью и потребность в одобрении
|
44
| Мамочка
| Демонстрирует искренний интерес к сотрудникам. Активно участвует в их жизни. Проявляет материнское участие и заботу. Вызывает ответную любовь сотрудников
| Желание обрести свою семью и идеальные отношения
|
55
| Контролер
| Старается контролировать каждый шаг сотрудников. Требует большое количество устных и письменных отчетов. Внимателен к мелочам. Вводит штат контролеров. Стремится совершенствовать систему контроля
| Стремление контролировать ситуацию и окружающих людей
|
66
| Ритуалист
| Устанавливает в группе большое количество правил. Требует их строгого выполнения. Придает особое значение групповым традициям
| Стремление к порядку и стабильности
|
77
| Реалист
| Ориентируется на конкретную ситуацию, факты и правила. Ставит реалистичные цели. Старается договариваться с людьми. Демонстрирует гибкость
| Потребность в адаптации
|
88
| Идейный вдохновитель
| Увлекает новыми идеями. Вдохновляет на успех. Поощряет инициативу и творчество
| Сублимация сексуальной энергии
|
99
| Эмоциональный флюгер
| Действует непредсказуемо. Эмоционально неуравновешен. Склонен принимать решения «па настроению е. В народе зовется «самодуром». Вызывает напряжение и страх
| Потребность контролировать собственные влечения и аффекты
|
110
| Кумир (звезда)
| Демонстрирует яркие качества. Концентрирует на себе взимание. Вызывает сильные чувства подчиненных: страстную любовь, восхищение, гордость, зависть
| Потребность в любви и восхищении
|
П11
| Герой (вождь)
| Борется с внешними врагами. Мужественно преодолевает трудности. Помогает слабым. Совершает героические поступки. Вдохновляет группу на новые и новые победы.
| Потребность в защите, силе и бессмертии
|
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов