Г. Салливан
Салливан занимался многими проблемами — от определенных аспектов психологии «Я» до объектных отношений. Его взгляды на психическую жизнь человека являются реализацией столь популярного в настоящее время системного или нарративного подхода. Салливан был также одним из первых, кто обратил внимание на психологическое значение лингвистики и коммуникации для личностного развития. Это был ум, намного опередивший свое время. Известный современный семейный психотерапевт Натан Аккерман отметил, что разработка Салливаном принципов групповой и семейной терапии является классической и принципиально важной.
Салливан последовательно выступал за сближение социальных наук и психоанализа. В целом интерперсональная теория представляет большие возможности для психологического анализа широкого круга социальных феноменов.
Другим исследователем, оставившим заметный след в междисциплинарном подходе, является Эрих Фромм. Он родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне. Многие его родственники по линии отца были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — происходила из семьи русских эмигрантов. Эрих получил хорошее начальное образование — в гимназии он не только имел возможность освоить несколько языков, но и развил интерес к ветхозаветным текстам. С раннего возраста Фромм испытывал неприязнь к любым проявлениям человеческой враждебности: борьбе, войнам, жестокости.
В 1918 году Фромм начал изучать психологию, философию и социологию во Франкфурктском университете. Его учителями были Макс Вебер, Карл Ясперс и другие величайшие мыслители. Фромм рано познакомился с работами Карла Маркса, которые привлекли его своим гуманизмом.
В возрасте 22 лет Фромм защитил диплом по философии в университете города Гейдельберга. Затем он обучался в Мюнхенском университете, а после этого переехал в Берлин, где стал сотрудником психоаналитического института. В 1931 году Фромм прошел в этом институте учебный анализ у Ганса Захса. Вскоре после этого совместно с Фридой Фромм-Райхманн
(первая жена Фромма) он основал Психоаналитический институт во Франкфурте-на-Майне.
Много лет судьба Фромма была связана с Франкфуртским институтом социальных исследований, где совместно с Максом Хоркхаймером он тщательно исследовал феномен авторитарности. Эмпирические исследования среди рабочих и служащих позволили Фромму уже в 1932 году сделать вывод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера.
В 1933 году по приглашению Франца Александера Фромм переезжает в Соединенные Штаты Америки для работы в Чикагском психоаналитическом институте, где он занимается подготовкой специалистов в области психоанализа. Его лекции и работы (Фромм всегда много печатался) отличаются выраженным «междисциплинарным подходом», соединяющим в систему данные клинической практики, социальных исследований и научных теорий. В 50-е годы Фромм отходит от теории Фрейдам разрабатывает собственную концепцию.
После окончания Второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он работает профессором психиатрии в Университете Мехико и создает отделение психоанализа при медицинском факультете, а затем организует Мексиканский институт психоанализа. Фромм активно пропагандирует гуманистические идеи — ценность кооперации, солидарности, разумного потребления и активной деятельности каждого человека. Он выступает против любых форм деструктивное. Трудно поверить, но в самом начале 1960-х годов Фромм писал о «деструктивном потенциале американского антикоммунизма» и «необходимости здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире». Последние 11 лет (вплоть до своей смерти в 1980 году) Фромм провел в Швейцарии.
Фроммом было опубликовано более двадцати книг и множество научных статей. Его первая, книга «Бегство от свободы» (1941 год), написанная под впечатлением прихода к власти фашистов, стала классическим произведением. В ней Фромм предостерегает от соблазнительной псевдобезопасности тоталитарного государства. Почему тоталитаризм стал отличительной чертой XX века?
Согласно Фромму, перед современным человеком стоит главная экзистенциальная дилемма — индивидуальная свобода или отказ от нее. Свобода привлекательна, но опасна, поскольку требует высокой степени ответственности и грозит одиночеством. Эрих Фромм анализирует несколько механизмов «бегства от свободы», с помощью которых современный человек преодолевает свое противостояние миру, чувство одиночества и бессилия. Первый механизм Фромм обозначил как авторитарный характер. Авторитарная личность стремится восстановить утраченное единство с миром через отказ от собственного «Я» и выстраивание отношений господства—подчинения. Садомазохизм является крайней формой авторитаризма. Наиболее полно этот тип «бегства» проявляется в тоталитарных государствах, где массы имеют возможность симбиотического слияния и подчинения авторитету лидера.
Второй механизм бегства Фромм назвал автоматизирующим конформизмом и признал его характерным для большинства нормальных индивидов и современном западном обществе. При этом человек утрачивает индивидуальность и полностью усваивает тип личности, навязываемый ему общепринятым шаблоном, В итоге стираются различия между «Я» и остальным миром, формируется невротическое «Я».
Третий путь — деструктивность, В отличие от садизма, деструктивность не стремится к господству. Она направлена на разрушение собственного отчуждения, на превращение всего живого в мертвое и простое. Эрих Фромм определил деструктивность как «результат непрожитой жизни», подчеркивая ее социально-психологическое, а не биологическое происхождение.
Во всех трех случаях человек становится рабом кого-либо или чего-либо из-за отказа от своей индивидуальной свободы. Механизмы бегства противостоят позитивной свободе — подлинной связи с миром. Человек может стать творческим и продуктивным, жить в гармонии и любви с другими людьми, делиться с ними плодами своего труда, развивать самоуважение. В этом случае он выступает в качестве индивидуально действующего человека, уважающего самого себя и самого себя реализующего, способствующего возникновению более прогрессивного общества.
Церковь, семья и стабильное устройство общества связывают индивида, предоставляя ему взамен ощущение безопасности и чувство принадлежности к группе. В современном обществе, по мнению Фромма, отношения между людьми характеризуются конкуренцией, эксплуатацией, паразитизмом и враждебностью. Хотя современный человек относительно свободен, он лишен корней, испытывает одиночество и со всех сторон чувствует для себя угрозу. Эрих Фромм пишет:
«В массовом обществе человек чувствует себя изолированным и одиноким даже будучи частью массы; у него нет убеждений, которыми бы он мог поделиться с другими людьми, их заменяют лозунги и идеологические штампы, которые он черпает из средств массовой информации»76.
Драматические события Второй мировой войны побудили Фромма вплотную заняться изучением такого феномена, как деструктивность. Человечество, по его мнению, должно сделать выбор между биофилией, любовью к жизни, и некрофилией, любовью к смерти или разрушению. Эти понятия не совпадают с фрейдовскими влечением к жизни и влечением к смерти, поскольку рассматриваемые феномены не являются врожденными и носят экзистенциальный характер.
В рамках анализа деструктивное Фромм выделял два различных вида агрессии:
-
оборонительная или доброкачественная агрессия, по мнению Фромма, «это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в
ситуации, когда возникает угроза жизни», такая агрессия служит самосохранению и выживанию вида;
-
злокачественная агрессия — «это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку... они не имеют филогенетической программы, не служат биологическому приспособлению и не имеют никакой цели».
Доброкачественная агрессия (псевдоагрессия) имеет множество проявлений. Это игровая агрессия, оборона, самоутверждение, конформистская агрессия (например, выполнение приказа), инструментальная агрессия (для достижения иной цели).
Злокачественная агрессия, в свою очередь, проявляется в двух основных видах:
-
садизм, или страстное влечение к неограниченной власти над другим существом;
-
некрофилия, или страсть к разрушению жизни, привязанность ко всему мертвому, неживому, механическому.
Деструктивность и жестокость, по Фромму, скрываются не в инстинктах и влечениях человека, а в его характере. Эрих Фромм называет их влечениями характера или страстями. Фромм приходит к парадоксальному выводу — деструктивность не характерна ни для животных, ни для примитивных народов, она является следствием культурного и технического развития человечества.
Ссылаясь на материалы Райта, Фромм приводит неутешительную статистику неуклонного повышения числа войн в Европе (табл. I).
Таблица 1
Период
| Число сражений
|
1500-1599
| 87
|
1600-1699
| 239
|
1700-1799
| 781
|
1800-1899
| 651
|
1900-1940
| 892
|
Последовавшая за этим Вторая мировая война продемонстрировала практически беспредельное стремление людей к самоуничтожению. Что же повлияло на усиление деструктивности людей? Среди причин, рассматриваемых Фроммом: отчуждение человека от природных корней, рост городов и скученность проживания, повсеместное вытеснение человека машинами, мужское господство и эксплуатация мужчинами женщин, власть символов, несправедливость социальной жизни, вера и страх перед авторитетом.
Эрих Фромм указывает, что деструктивность возникает как результат противоречия между социальными условиями и экзистенциальными потребностями людей. К экзистенциальным потребностям он относит: потребность в привязанности и своих исторических корнях, стремление к единению с другими людьми, творческие тенденции, потребность в возбуждении и переживаниях, потребность в формировании характера.
Под характером Фромм понимает структуры, связывающие воедино человека с природным и социальным миром. Фромм делил характеры людей на две большие группы — продуктивные а непродуктивные. Первая группа определяется такими качествами, как способность любить, креативность, поиск истины, духовность, индивидуализация, разум и утверждение жизни. Вторая ориентация предполагает другие свойства: накопительство, рецептивность, меркантильность, садизм и некрофилию. Одновременно выделяются и разновидности непродуктивных характеров: меркантильный, рецептивный, накопительский, садомазохистский, конформистский, авторитарный.
Страсть к разрушению или садизм, по мнению Эриха Фромма, коренится не во влечениях, а в структуре характера. Страсть к разрушению и садизм являются одним из способов компенсации фрустрированных экзистенциальных потребностей. В качестве исторического примера выраженного садистического характера Фромм приводит личность Сталина. Его поведение может служить «настоящим пособием» для изучения несексуального садизма. Непредсказуемость, демонстрация беспредельной власти, изощренные интриги, массовые убийства — убедительные признаки садизма.
Эрих Фромм подчеркивает, что сущностью садизма является стремление к всемогуществу — абсолютной, ничем не ограниченной власти над живым существом. Для садистского характера все живое должно быть под контролем. Другая черта — садиста стимулирует всегда слабое существо и никогда сильное, перед которым он может преклоняться. Одновременно садист стремится к подчинению. Отмечая тесную связь между садизмом и мазохизмом, Фромм подчеркивает, что правильнее говорить о садомазохистском характере. В данном случае он совпадает с авторитарным характером.
Другой пример — анально-накопительский характер. Фромм разбирает его на примере Генриха Гимлера. Перед нами портрет педантичного бездушного бюрократа, готового всецело подчиняться авторитету. Корни такого характера Фромм видит в чрезмерной детской зависимости от матери и жестком авторитете отца.
В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973 год) Эрих Фромм также представил детальный психобиографический анализ характера Гитлера как наиболее яркого представителя некрофилии (одновременно, анального характера). Он пишет:
«...некрофилию в характерологическом смысле можно определить как страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, а также исключительный интерес ко всему чисто механическому».
Фромм опирается па свидетельства очевидцев, в том числе личные высказывания Альберта Шпейера. Родители Гитлера были обычными и недеструктивными людьми. Эрих Фромм описывает мать Гитлера как женщину, которая безумно любила своего сына и оберегала его. Тем не менее Фромм предполагает, что «фиксация на матери» у Гитлера не характеризовалась ни любовью, ни теплыми чувствами. Мы узнаем, что смерть отца, когда Гитлеру было 14 лет, не произвела на него особого впечатления. Через 4 года от рака умерла мать. Адольф, вероятно, ухаживал за ней на протяжении трех последних недель ее жизни, однако Фромм твердо убежден, что Гитлер не испытывал к своей матери ни любви, ни нежности. Он также считает, что «быть свободным» означало для Гитлера — «быть свободным от реальности».
Уже в юности Гитлер потерпел ряд неудач. В реальной школе он был посредственным учеником, склонным грезить о том, что является великим архитектором, композитором и политиком, В 21 год Гитлер был человеком без четких направлений в жизни, авантюристом и актером с крайне выраженными нарцисс и чески ми чертами. После нескольких поражений он все больше и больше обращался к занятиям, в основе которых лежали компенсаторные представления о своем величии.
Придя к власти, Гитлер в полной мере продемонстрировал свою деструктивность. Для Гитлера объектами разрушения были города и люди. Многие его действия, начиная с уничтожения миллионов евреев, русских и поляков и кончая распоряжениями, обрекавшими на уничтожение немцев, не были вызваны стратегической целесообразностью. Не оставляет сомнений, что Гитлер ненавидел всех людей и саму жизнь.
Военные преступления обнажили некрофилию Гитлера. Эрих Фромм указывает, что имеются и другие, косвенные, доказательства злокачественной агрессии и вытесненной деструктивности. Первой формой вытеснения выступает рационализация. Всякое действие нацистов имело объяснение и было подведено под мощную идеологическую основу. Преступления совершалась «для процветания и триумфа немецкого народа», а также с целью защиты от примитивных или развращенных народов. Другим способом вытеснения деструктивности являются реактивные образования в форме вегетарианства Гитлера, его стойкого нежелания посещать фронт, нежелания видеть мертвых. Так страсть к разрушению скрывала самое себя.
Одним из источников авторитарного характера Гитлера, по мнению Фромма, был его крайний нарциссизм. Гитлер интересовался только собой. Окружающие люди были лишь инструментом для выполнения его фантастических планов. Окружающий мир был для него реальным лишь и той мере, в какой он являлся объектом его замыслов. Очевидцы свидетельствуют о почти мистической уверенности Гитлера в собственной непогрешимости как вождя нации и военачальника.
Драматические последствия тоталитарных режимов и их закономерного следствия — разрушительной войны — побудили людей осознать реальную опасность, исходящую от их собственного деструктивного потенциала. Взгляд Фромма на будущее человека и будущее психоанализа, не является оптимистическим. Он озабочен, прежде всего, выхолащиванием человеческих ценностей.
Эрих Фромм видит угрожающую опасность в том, что деструктивность может взять верх над нормальной агрессией. Фромм указывает, что деструктивным стало само общество. По его мнению, современное общество потеряло свою душу и превратилось в управляемый компьютером автомат, Принятие стадной идентичности разрушает способность людей думать и любить, превращая их в авторитарных личностей. Вырваться из цепких объятий «психически больного общества» способен лишь тот, кто любит жизнь и правду, кто обладает известной степенью героизма, но не жаждет удовлетворить свое тщеславие или стремление к личной власти.
Радикальный критический разум лишь
тогда бывает плодотворным, когда он выступает
в единстве с бесценным человеческим даром,
имя которому— любовь к жизни.
3. Фромм
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов