logo search
Змановская Е

Г. Салливан

Салливан занимался многими проблемами — от определенных аспек­тов психологии «Я» до объектных отношений. Его взгляды на психичес­кую жизнь человека являются реализацией столь популярного в настоя­щее время системного или нарративного подхода. Салливан был также одним из первых, кто обратил внимание на психологическое значение лин­гвистики и коммуникации для личностного развития. Это был ум, намно­го опередивший свое время. Известный современный семейный психоте­рапевт Натан Аккерман отметил, что разработка Салливаном принципов групповой и семейной терапии является классической и принципиально важной.

Салливан последовательно выступал за сближение социальных наук и психоанализа. В целом интерперсональная теория представляет большие возможности для психологического анализа широкого круга социальных феноменов.

Другим исследователем, оставившим заметный след в междисциплинар­ном подходе, является Эрих Фромм. Он родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне. Многие его родственники по линии отца были рав­винами. Мать Эриха — Роза Краузе — происходила из семьи русских эмиг­рантов. Эрих получил хорошее начальное образование — в гимназии он не только имел возможность освоить несколько языков, но и развил интерес к ветхозаветным текстам. С раннего возраста Фромм испытывал непри­язнь к любым проявлениям человеческой враждебности: борьбе, войнам, жестокости.

В 1918 году Фромм начал изучать психологию, философию и социоло­гию во Франкфурктском университете. Его учителями были Макс Вебер, Карл Ясперс и другие величайшие мыслители. Фромм рано познакомился с работами Карла Маркса, которые привлекли его своим гуманизмом.

В возрасте 22 лет Фромм защитил диплом по философии в университе­те города Гейдельберга. Затем он обучался в Мюнхенском университете, а после этого переехал в Берлин, где стал сотрудником психоаналитическо­го института. В 1931 году Фромм прошел в этом институте учебный анализ у Ганса Захса. Вскоре после этого совместно с Фридой Фромм-Райхманн

(первая жена Фромма) он основал Психоаналитический институт во Франк­фурте-на-Майне.

Много лет судьба Фромма была связана с Франкфуртским институтом социальных исследований, где совместно с Максом Хоркхаймером он тща­тельно исследовал феномен авторитарности. Эмпирические исследования среди рабочих и служащих позволили Фромму уже в 1932 году сделать вы­вод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера.

В 1933 году по приглашению Франца Александера Фромм переезжает в Соединенные Штаты Америки для работы в Чикагском психоаналитичес­ком институте, где он занимается подготовкой специалистов в области психоанализа. Его лекции и работы (Фромм всегда много печатался) от­личаются выраженным «междисциплинарным подходом», соединяющим в систему данные клинической практики, социальных исследований и на­учных теорий. В 50-е годы Фромм отходит от теории Фрейдам разрабаты­вает собственную концепцию.

После окончания Второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он работает профессором психиатрии в Универ­ситете Мехико и создает отделение психоанализа при медицинском факуль­тете, а затем организует Мексиканский институт психоанализа. Фромм ак­тивно пропагандирует гуманистические идеи — ценность кооперации, солидарности, разумного потребления и активной деятельности каждого человека. Он выступает против любых форм деструктивное. Трудно пове­рить, но в самом начале 1960-х годов Фромм писал о «деструктивном потен­циале американского антикоммунизма» и «необходимости здорового рацио­нального мышления ради безопасности во всем мире». Последние 11 лет (вплоть до своей смерти в 1980 году) Фромм провел в Швейцарии.

Фроммом было опубликовано более двадцати книг и множество науч­ных статей. Его первая, книга «Бегство от свободы» (1941 год), написанная под впечатлением прихода к власти фашистов, стала классическим произ­ведением. В ней Фромм предостерегает от соблазнительной псевдобезо­пасности тоталитарного государства. Почему тоталитаризм стал отличи­тельной чертой XX века?

Согласно Фромму, перед современным человеком стоит главная экзис­тенциальная дилемма — индивидуальная свобода или отказ от нее. Свобо­да привлекательна, но опасна, поскольку требует высокой степени ответ­ственности и грозит одиночеством. Эрих Фромм анализирует несколько механизмов «бегства от свободы», с помощью которых современный чело­век преодолевает свое противостояние миру, чувство одиночества и бесси­лия. Первый механизм Фромм обозначил как авторитарный характер. Авторитарная личность стремится восстановить утраченное единство с миром через отказ от собственного «Я» и выстраивание отношений гос­подства—подчинения. Садомазохизм является крайней формой авторита­ризма. Наиболее полно этот тип «бегства» проявляется в тоталитарных го­сударствах, где массы имеют возможность симбиотического слияния и подчинения авторитету лидера.

Второй механизм бегства Фромм назвал автоматизирующим конформиз­мом и признал его характерным для большинства нормальных индивидов и современном западном обществе. При этом человек утрачивает индиви­дуальность и полностью усваивает тип личности, навязываемый ему об­щепринятым шаблоном, В итоге стираются различия между «Я» и осталь­ным миром, формируется невротическое «Я».

Третий путь — деструктивность, В отличие от садизма, деструктивность не стремится к господству. Она направлена на разрушение собственного отчуждения, на превращение всего живого в мертвое и простое. Эрих Фромм определил деструктивность как «результат непрожитой жизни», подчеркивая ее социально-психологическое, а не биологическое проис­хождение.

Во всех трех случаях человек становится рабом кого-либо или чего-либо из-за отказа от своей индивидуальной свободы. Механизмы бегства про­тивостоят позитивной свободе — подлинной связи с миром. Человек может стать творческим и продуктивным, жить в гармонии и любви с другими людьми, делиться с ними плодами своего труда, развивать самоуважение. В этом случае он выступает в качестве индивидуально действующего чело­века, уважающего самого себя и самого себя реализующего, способствую­щего возникновению более прогрессивного общества.

Церковь, семья и стабильное устройство общества связывают индиви­да, предоставляя ему взамен ощущение безопасности и чувство принад­лежности к группе. В современном обществе, по мнению Фромма, отно­шения между людьми характеризуются конкуренцией, эксплуатацией, паразитизмом и враждебностью. Хотя современный человек относительно свободен, он лишен корней, испытывает одиночество и со всех сторон чув­ствует для себя угрозу. Эрих Фромм пишет:

«В массовом обществе человек чувствует себя изолированным и одиноким даже будучи частью массы; у него нет убеждений, которыми бы он мог поде­литься с другими людьми, их заменяют лозунги и идеологические штампы, которые он черпает из средств массовой информации»76.

Драматические события Второй мировой войны побудили Фромма вплотную заняться изучением такого феномена, как деструктивность. Человечество, по его мнению, должно сделать выбор между биофилией, любовью к жизни, и некрофилией, любовью к смерти или разрушению. Эти понятия не совпадают с фрейдовскими влечением к жизни и влечением к смерти, поскольку рассматриваемые феномены не являются врожденны­ми и носят экзистенциальный характер.

В рамках анализа деструктивное Фромм выделял два различных вида агрессии:

ситуации, когда возникает угроза жизни», такая агрессия служит са­мосохранению и выживанию вида;

Доброкачественная агрессия (псевдоагрессия) имеет множество прояв­лений. Это игровая агрессия, оборона, самоутверждение, конформистская агрессия (например, выполнение приказа), инструментальная агрессия (для достижения иной цели).

Злокачественная агрессия, в свою очередь, проявляется в двух основ­ных видах:

Деструктивность и жестокость, по Фромму, скрываются не в инстинк­тах и влечениях человека, а в его характере. Эрих Фромм называет их вле­чениями характера или страстями. Фромм приходит к парадоксальному выводу — деструктивность не характерна ни для животных, ни для прими­тивных народов, она является следствием культурного и технического раз­вития человечества.

Ссылаясь на материалы Райта, Фромм приводит неутешительную ста­тистику неуклонного повышения числа войн в Европе (табл. I).

Таблица 1

Период

Число сражений

1500-1599

87

1600-1699

239

1700-1799

781

1800-1899

651

1900-1940

892

Последовавшая за этим Вторая мировая война продемонстрировала прак­тически беспредельное стремление людей к самоуничтожению. Что же по­влияло на усиление деструктивности людей? Среди причин, рассматривае­мых Фроммом: отчуждение человека от природных корней, рост городов и скученность проживания, повсеместное вытеснение человека машинами, мужское господство и эксплуатация мужчинами женщин, власть символов, несправедливость социальной жизни, вера и страх перед авторитетом.

Эрих Фромм указывает, что деструктивность возникает как результат противоречия между социальными условиями и экзистенциальными потребностями людей. К экзистенциальным потребностям он относит: потреб­ность в привязанности и своих исторических корнях, стремление к едине­нию с другими людьми, творческие тенденции, потребность в возбужде­нии и переживаниях, потребность в формировании характера.

Под характером Фромм понимает структуры, связывающие воедино человека с природным и социальным миром. Фромм делил характеры лю­дей на две большие группы — продуктивные а непродуктивные. Первая груп­па определяется такими качествами, как способность любить, креатив­ность, поиск истины, духовность, индивидуализация, разум и утверждение жизни. Вторая ориентация предполагает другие свойства: накопительство, рецептивность, меркантильность, садизм и некрофилию. Одновременно выделяются и разновидности непродуктивных характеров: меркантильный, рецептивный, накопительский, садомазохистский, конформистский, авто­ритарный.

Страсть к разрушению или садизм, по мнению Эриха Фромма, коренится не во влечениях, а в структуре характера. Страсть к разрушению и садизм являются одним из способов компенсации фрустрированных эк­зистенциальных потребностей. В качестве исторического примера выра­женного садистического характера Фромм приводит личность Сталина. Его поведение может служить «настоящим пособием» для изучения несексу­ального садизма. Непредсказуемость, демонстрация беспредельной влас­ти, изощренные интриги, массовые убийства — убедительные признаки садизма.

Эрих Фромм подчеркивает, что сущностью садизма является стремление к всемогуществу — абсолютной, ничем не ограниченной власти над живым существом. Для садистского характера все живое должно быть под контро­лем. Другая черта — садиста стимулирует всегда слабое существо и никогда сильное, перед которым он может преклоняться. Одновременно садист стре­мится к подчинению. Отмечая тесную связь между садизмом и мазохизмом, Фромм подчеркивает, что правильнее говорить о садомазохистском харак­тере. В данном случае он совпадает с авторитарным характером.

Другой пример — анально-накопительский характер. Фромм разбирает его на примере Генриха Гимлера. Перед нами портрет педантичного без­душного бюрократа, готового всецело подчиняться авторитету. Корни та­кого характера Фромм видит в чрезмерной детской зависимости от матери и жестком авторитете отца.

В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973 год) Эрих Фромм также представил детальный психобиографический анализ харак­тера Гитлера как наиболее яркого представителя некрофилии (одновремен­но, анального характера). Он пишет:

«...некрофилию в характерологическом смысле можно определить как страст­ное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради раз­рушения, а также исключительный интерес ко всему чисто механическому».

Фромм опирается па свидетельства очевидцев, в том числе личные вы­сказывания Альберта Шпейера. Родители Гитлера были обычными и недеструктивными людьми. Эрих Фромм описывает мать Гитлера как женщи­ну, которая безумно любила своего сына и оберегала его. Тем не менее Фромм предполагает, что «фиксация на матери» у Гитлера не характеризо­валась ни любовью, ни теплыми чувствами. Мы узнаем, что смерть отца, когда Гитлеру было 14 лет, не произвела на него особого впечатления. Че­рез 4 года от рака умерла мать. Адольф, вероятно, ухаживал за ней на про­тяжении трех последних недель ее жизни, однако Фромм твердо убежден, что Гитлер не испытывал к своей матери ни любви, ни нежности. Он также считает, что «быть свободным» означало для Гитлера — «быть свободным от реальности».

Уже в юности Гитлер потерпел ряд неудач. В реальной школе он был посредственным учеником, склонным грезить о том, что является вели­ким архитектором, композитором и политиком, В 21 год Гитлер был чело­веком без четких направлений в жизни, авантюристом и актером с крайне выраженными нарцисс и чески ми чертами. После нескольких поражений он все больше и больше обращался к занятиям, в основе которых лежали компенсаторные представления о своем величии.

Придя к власти, Гитлер в полной мере продемонстрировал свою деструктивность. Для Гитлера объектами разрушения были города и люди. Многие его действия, начиная с уничтожения миллионов евреев, русских и поляков и кончая распоряжениями, обрекавшими на уничтожение нем­цев, не были вызваны стратегической целесообразностью. Не оставляет сомнений, что Гитлер ненавидел всех людей и саму жизнь.

Военные преступления обнажили некрофилию Гитлера. Эрих Фромм указывает, что имеются и другие, косвенные, доказательства злокаче­ственной агрессии и вытесненной деструктивности. Первой формой вы­теснения выступает рационализация. Всякое действие нацистов имело объяснение и было подведено под мощную идеологическую основу. Пре­ступления совершалась «для процветания и триумфа немецкого народа», а также с целью защиты от примитивных или развращенных народов. Другим способом вытеснения деструктивности являются реактивные об­разования в форме вегетарианства Гитлера, его стойкого нежелания посе­щать фронт, нежелания видеть мертвых. Так страсть к разрушению скры­вала самое себя.

Одним из источников авторитарного характера Гитлера, по мнению Фромма, был его крайний нарциссизм. Гитлер интересовался только собой. Окружающие люди были лишь инструментом для выполнения его фанта­стических планов. Окружающий мир был для него реальным лишь и той мере, в какой он являлся объектом его замыслов. Очевидцы свидетельству­ют о почти мистической уверенности Гитлера в собственной непогреши­мости как вождя нации и военачальника.

Драматические последствия тоталитарных режимов и их закономерно­го следствия — разрушительной войны — побудили людей осознать реаль­ную опасность, исходящую от их собственного деструктивного потенциала. Взгляд Фромма на будущее человека и будущее психоанализа, не явля­ется оптимистическим. Он озабочен, прежде всего, выхолащиванием че­ловеческих ценностей.

Эрих Фромм видит угрожающую опасность в том, что деструктивность может взять верх над нормальной агрессией. Фромм указывает, что де­структивным стало само общество. По его мнению, современное общество потеряло свою душу и превратилось в управляемый компьютером автомат, Принятие стадной идентичности разрушает способность людей думать и любить, превращая их в авторитарных личностей. Вырваться из цепких объятий «психически больного общества» способен лишь тот, кто любит жизнь и правду, кто обладает известной степенью героизма, но не жаждет удовлетворить свое тщеславие или стремление к личной власти.

Радикальный критический разум лишь

тогда бывает плодотворным, когда он выступает

в единстве с бесценным че­ловеческим даром,

имя которому— лю­бовь к жизни.

3. Фромм