Эпигенетическая теория эрика эриксона
В то время как психоанализ и по сей день
разграничивает психосексуальное и психосоциальное,
я попытался связать мостом эти два берега.
Э. Эриксин
Эрик Хомбургер Эриксон (1902— 1994) по праву считается одним из выдающихся последователей психоанализа и представителей Эго-психологии. Его родители, датчане по происхождению, разошлись еще до рождения сына. Когда ребенку было 3 года, его приемным отцом стал детский доктор Хомбургер, давший Эрику заботу и свое имя. Детство Эрика прошло в немецком городе Карлсруэ, где он закончил школу и гимназию. После непродолжительного путешествия Эриксон учился в местной художественной школе. Другого формального образования он больше не получал.
В 1925 году благодаря знакомству с доктором Петером Блосом Эриксон начал преподавать в Вене в детской школе, педагогический коллектив которой имел психоаналитическую подготовку. В руководстве школой принимала участие Анна Фрейд, у которой впоследствии Эриксон проходил личный анализ. Эриксону представился счастливый случай заниматься клинической работой под руководством Аугуста Айхорпа, Эдварда Бибринга, Хелен Дойч, Хайнца Гартмана, Эрнста Криса и других психоаналитиков, которых объединил Зигмунд Фрейд. Предметом пристального изучения Эриксона становится процесс развития детей, а также необходимые для этого социальные условия. В 1933 году, после женитьбы на молодой американке Джоан Серсон, Эриксон переехал в Америку, где большую часть жизни он являлся профессором Гарвардского университета.
Заслуга Эриксона состояла в том, что он, располагая психоаналитически ми сведения ми, разработал целостную теорию развития индивида, впервые распространив ее далеко за пределы Эдипова комплекса. Эриксон предположил , что наряду с описанными Фрейдом стадиями психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Формирование личности не заканчивается в подростковом возрасте, а распространяется на весь жизненный цикл. Индивид развивается непрерывно на протяжении всей жизни по некоему «основному плану», при этом относительно стабильные фазы развития сменяются кризисными периодами, во время которых происходит «консолидация» всех психических функций. Процесс развития происходит в так называемой «ядерной семье», на которую существенно влияют социальные тенденции и кризисы культуры.
Для подтверждения собственных гипотез Эриксон использовал богатейший клинический опыт, длительные наблюдения за детьми, а также сравнительные исследования современной и традиционной культуры (преимущественно на примере индейских племен).
Эрик Эриксон внес неоценимый вклад в развитие такого важного понятия, как «идентичность». В настоящее время данный термин широко используется в научной-психологической и социальной среде. В то же время идентичность не была четко определена Зигмундом Фрейдом и до сих пор не имеет однозначного значения. Эриксон указывал, что впервые это понятие было целенаправленно применено и исследовано во время Второй мировой войны в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион. Попав в экстремальные условия войны, люди потеряли ощущение тождественности личности и непрерывности времени. Они утратили контроль Эго. Поэтому Эриксон предложил обозначать данный феномен как «идентичность "Я"» или «Эго-идентичность», а состояние утраты идентичности как «кризис идентичности».
«За двадцать лет, прошедшие с тех пор, как этот термин впервые был употреблен, он приобрел столько значений, что, казалось бы, пришло время расширить границы его употребления»77.
писал Эрик Эриксон в 1967 году. В разное время данный термин использовался в разных значениях. Изначально все же доминировало понимание идентичности как «тождественности человека самому себе». В современном психоанализе идентичность определяется как «относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как уникального, когерентного, единого во времени»78.
Понятие «идентичность» перекликается с несколькими близкими понятиями. Так, например, самость— целостная личностная организация; «Я»-концепция — «самообъяснение», включающее преимущественно осознаваемые аспекты самости; идентичность— субъективное переживание себя как постоянного во времени и отличного от других индивида. В то время как идентичность обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений, личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности собственного «Я» (независимо от изменений «Я» и ситуации). Это то, что обеспечивает способность полноценного решения задач, возникающих перед личностью на каждом этапе ее развития.
Чувство идентичности возникает с осознанием ребенком того, что он существует как индивид в мире других объектов, но обладает и собственными желаниями, мыслями, внешним видом, отличными от других. Чувство идентичности достигает определенной стабильности лишь по завершении подросткового периода, когда разрешаются проблемы бисексуальной идентификации. Идентичность — это показатель зрелой (взрослой) личности, «Я» проявляется в воззрениях индивида, идеалах, нормах, в поведении и роли в обществе.
В настоящее время понятие «идентичность» используется в самых различных аспектах. Выделяют следующие виды идентичности. Прежде всего, идентичность рассматривается в двух основных формах: персональная и групповая. Если первая связана с ощущением себя как целостного, отличного от других индивида, то вторая, напротив, формируется как развивающееся чувство принадлежности к какой-либо социальной общности или характеристике. Групповая идентичность может иметь следующие формы: расовая, национальная, семейная, профессиональная и т. д.
Но пожалуй, самой важной для развития личности является такая характеристика, как половая идентичность. Последняя формируется с момента рождения и на протяжении всей жизни. Она связана с отождествлением себя ребенком с мужским или женским полом через интеграцию характеристик, присущих каждому из них. Половая идентичность является не только и не столько результатом биологических особенностей ребенка, сколько результатом совокупности социальных ожиданий.
Эрик Эриксон считал идентичность главной характеристикой, применимой к постепенному становлению личности посредством специфических для разных фаз психосоциальных кризисов. Он построил оригинальную схему развития человека на протяжении всей жизни, в основу которой был положен «эпигенетический принцип», вследствие чего его периодизация жизненного пути и получила одноименное название. Термин был заимствован из биологического учения о зародышевом развитии организма Харви Уильяма Гарвея, где под эпигенезом понимался процесс, осуществляемый путем последовательных новообразований.
В 1950 году увидел свет главный труд Эриксона «Детство и общество», в котором исследователь существенно расширил традиционное понимание стадий психосексуального развития. По его мнению, на каждой ступени развития появляются новые «модусы», или способы организации целостного поведения человека. Например, на первой — оральной — стадии это модус поглощения, на второй — удерживания — высвобождения и т. д. Эриксон особо подчеркивал важность для психосексуального развития такой характеристики как «взаимность» между индивидуальными факторами и обществом в целом, поскольку даже отношение матери к новорожденному ребенку во многом определяется господствующими в культуре социальными предписаниями.
Стадии развития одновременно являются и стадиями формирования психосоциальной идентичности. Всего Эриксон выделил восемь ступеней жизни.
Первая стадия (О-18 месяцев), которую Эриксон, так же как и его предшественники, называет орально-сенсорной (или ипкорпоративной, вбирающей), включает в себя время, когда младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни, доверяет он окружающему его миру или не доверяет. Естественно, вопрос о базовом доверии к миру решается не в дискурсивно-логическом плане, а в общении ребенка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т. д. Эриксон указывает на ключевую роль матери сформировании базового доверия к миру. При этом критерием сформированное™ доверия к миру он считает способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
Прогрессирующая автономность младенца (способность передвигаться, развитие речи и манипулятивных способностей и т. п.) позволяет ребенку перейти на вторую — мышечно-анальную стадию (18 месяцев — 4 года). На этом этапе появляются два новых модуса — «удерживание» и «высвобождение». Соответственно, второй жизненно важной задачей становится обретение автономии в противовес стыду и сомнению. Если взрослые сверхтребовательны к ребенку или, напротив, спешат сделать за пего то, что ему под силу сделать самому, у него развиваются стыдливость и нерешительность. Когда ребенка ругают за запачканные штаны или разбитую чашку, это также является своеобразным вкладом в развитие чувства стыда и неуверенности в себе. В этом возрасте ребенок интериоризирует то, что Эриксон называл «глазами мира», что определяет его последующее отношение к принципам правопорядка.
Третья стадия (4 года — 6 лет) названа локомоторно-генитальной. В классическом психоанализе эта фаза называется Эдиповой. Теперь ребенок стремится проникать, завоевывать и преодолевать. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать о собственной грандиозности. Эта стадия проникнута духом состязания, которое может привести к появлению чувства поражения и кастрированности. С этого момента ребенка уже никогда не покинет ощущение внутреннего разлада. Результатом этого периода жизни является одновременно и горькое чувство вины, и сладкое чувство обладания собственной инициативой.
Четвертая стадия (6-11 лет) — латентная — отличается от предыдущих, поскольку в ней нет нового источника внутреннего разлада. Она связана с овладением ребенком различными умениями, в том числе умением учиться. Ребенок активно осваивает культурные символы. Этот возраст — оптимальное время для учения и приобщения к дисциплине. Теперь ребенок должен научиться добиваться признания благодаря действительным достижениям. Школа становится выразителем требований общества в целом. Основная опасность заключается в том, что ребенок может приобрести здесь устойчивое чувство неполноценности — некомпетентности. Чтобы устранить последствия предыдущих фаз и преодолеть чувство неполноценности, многие дети проявляют чрезмерное прилежание, которое впоследствии может перейти в автоматический конформизм.
Пятая стадия (11—20 лет) — подростковый возраст и ранняя юность — ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне или дочери, школьнике, спортсмене, друге и т. п. Все это он должен интегрировать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная (диффузная) идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.
В связи с этим Эриксон вводит термин «психологический мораторий», которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Не преодоленный кризис вызывает состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. При неблагоприятных условиях психический мораторий может принимать затяжной характер и длиться годами, что характерно для наиболее одаренных людей.
Шестая стадия (21—25 лет) — ранняя взрослость, — по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Теперь, когда у молодого человека сформировалось достаточно сильное чувство идентичности, он готов соединить свою идентичность с идентичностью других людей. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Только теперь может проявиться истинная генитальность. Эриксон существенно расширяет понятие генитальности, включая в нее, помимо обоюдности оргазма, ряд психоссксуальных характеристик: это отношения с любимым партнером противоположного пола, с которым человек хочет и может испытывать взаимное доверие, с которым он хочет и может привести в гармонию жизненные сферы и произвести потомство, которому обеспечит все стадии удовлетворительного развития.
Таким образом, главное условие для гармоничных половых отношений — это способность к интимности. В том случае, если она недостаточно развита, человек стремится к изоляции, в свою очередь порождающей депрессию, психопатологию характера или психические нарушения. Изоляция не обязательно означает одинокое проживание взрослого человека. Она подразумевает отсутствие психологической близости и обмена идентичностями даже при наличии брака, когда отношения можно охарактеризовать как «одиночество вдвоем». Таким образом, интрапсихическое содержание данной стадии можно обозначить как «близость против изоляции».
Седьмая стадия (25—60 лет) — взрослость — связана с противоречием между способностью человека к развитию и личностным застоем, регрессом личности в процессе обыденной жизни, что Эриксон обозначает как «генеративность против стагнации». Награда за овладение способностью к саморазвитию — формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Человек обретает способность быть самим собой. Важным новообразованием также является готовность производить потомство и отдавать себя и свою жизнь другому человеку.
Восьмая стадия (после 60 лет) — зрелость — завершает жизненны и путь. Здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречен на безысходное отчаяние как итог путаной жизни. Решается вопрос: что одержит верх — «целостность или отчаяние»? Смысл этой стадии — в интеграции всех частей личности, результатом которой является чувство нравственного удовлетворения и ориентация на моральные ценности. С другой стороны, индивид, не сумевший активно удовлетворить свои потребности, становится заложником чувства отчаяния и бессмысленности прожитой жизни. Подчеркивая связь индивидуального и социального процесса, Эриксон пишет:
«Здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие старики обладают достаточной целостностью»79.
Таким образом, человеческая личность развивается по ступеням в соответствии с индивидуальными программами. Общество старается обеспечить и стимулировать надлежащую скорость и последовательность их раскрытия. У каждой стадии развития есть свои сильные и слабые стороны и собственные эмоциональные кризисы. При этом неудача на одной стадии может негативно сказаться на прохождении последующей ступени или может быть исправлена последующими удачами.
Эриксон подчеркивает, насколько важно соотносить механизмы взаимной адаптации индивида и общества. В качестве примера он приводит процесс формирования национальной идентичности, связывая поведение конкретных людей (например, американских матерей по отношению к своим детям) с историей народа. По мнению Эриксона, моральная и национальная идентичность имеет функцию коллективного Эго. Например, национальный характер американцев связан, прежде всего, с ценностью индивидуальной инициативы, которая стала следствием ряда обстоятельств: протестантизм; рациональная адаптация к опасным условиям жизни, индустриализация естественной среды, индивидуализм.
Последние главы книги посвящены сложному, но содержательному анализу выдающихся личностей: политической карьере Гитлера на материале «Майн кампф» и детству Максима Горького на примере советского фильма «Юность Максима». В случае с «Майн кампф» Эриксон обратил внимание на присущие этой книге качества мифа и легенды, в которых историческая правда и вымысел перемешаны так, что все выглядит правдоподобно. Анализируя феномен Гитлера, Эриксон приходит к выводу, что «коричневый дудочник» задел «нужные струны» немцев благодаря кризису национальной идентичности немцев в результате многочисленных исторических травм. Нацизм предложил реальные средства достижения чувства общей идентичности с помощью идеи расового превосходства, ненависти к евреям и мировой войны. Его целью было не только заставить немцев забыть о поражении Германии в Первой мировой войне, но и полностью очистить немецкую культуру от поразивших ее инородных ценностей. Вследствие этого стала возможной взаимная идентификация вождя с нацией и харизматическое, буквально— до безумия, поклонение своему фюреру:
«Самыми жестокими эксплуататорами борьбы нации за спасение идентичности были Адольф Гитлер и его сообщники, на протяжении десятилетия оказавшиеся бесспорными политическими и военными хозяевами великого, трудолюбивого и старательного народа»80.
По мнению Эриксона, страх утратить идентичность доминирует в иррациональной мотивации любого человека, мобилизуя весь арсенал тревоги, выходящей из детства. В этом критическом состоянии массы склонны искать спасение в «псевдоидентичности». Тотальное поражение народа, по мнению Эриксона, вызывает чувство тотальной уникальности и готовности подчиниться тому, кто может предложить чувство тотальной власти, сплоченности и новой идентичности, избавляющих от бессмысленного прошлого. История тоталитарных режимов является самым ярким тому доказательством.
Анализируя фильм «Юность Максима», Эриксон исследует качества легенды о детстве Максима и вытекающие из нее изменения идентичности русской мол одежи. Он подчеркивает сходство между легендой Гитлера и Горького. Оба были своевольными мальчиками и развивались в ожесточенной борьбе с отцовской фигурой. Оба пережили в отрочестве психическое потрясение от бессмысленного существования и тщетности бунта. Оба стали интеллектуальными пролетариями, близкими к крайнему отчаянию.
В кратком историческом экскурсе исследователь напоминает, что два великих русских царя — Иван Грозный и Петр Первый — убили своих сыновей (первый лично, второй — с помощью других людей). Благодаря исторической реальности царь в России стал символом достойной сострадания автократии. Подобное сочувствие к царям, жестоким отцам и дедам характерно для мазохистического подчинения.
В 1958 году Эриксон опубликовал работу «Молодой Лютер», представляющую собой психоаналитическое и историческое исследование. Одна из центральных идей книги заключается в том, что кризис идентичности великого человека может стать причиной исторических перемен. Эрик Эриксон живо и убедительно описывает внутреннюю борьбу и душевную боль щедро одаренного человека, в которых отражалась проблема идентичности большей части немецкого народа. Внутреннее расщепление Лютера привело его к восстанию против собственного отца и усилению потребности в силе Бога. С помощью реформы Церкви Лютер пытался решить задачу превращения догматов веры в догматы разума. Он проповедовал, что Божий глас в душе — это собственная совесть. Тем самым верующий человек становится ответственным за свой выбор — во что верить и что делать.
Эриксон сравнивает двух великих людей — Лютера и Фрейда, подчеркивая, что каждый из них был по-своему первым: Лютер — первым протестантом конца эпохи абсолютной веры; Фрейд — первым аналитиком конца эры, в которой господствовал принцип абсолютного разума. И тот и другой в первую очередь стремились к истине.
Эриксон занимался также проблемой ритуализации. Он отмечал, что существует три основных подхода к ритуалам:
-
в антропологии — это постоянно повторяющиеся события;
-
в психоанализе — это защитные действия, которые проявляются в виде симптомов и не служат адаптации;
-
в этологии — это врожденные паттерны поведения, которые служат адаптации животных, живущих группами.
Эриксон более склоняется к последней точке зрения, понимая под ритуалами повторяющиеся «согласованные» формы поведения двух или более людей. Их психологическая цель заключается в преодолении амбивалентности, а содержание — во взаимном признании, которое необходимо для выживания.
Эриксон подчеркивает, что самым ранним является утренний ритуал
приветствия ребенка матерью. Изданном примере он перечисляет основные элементы ритуализации. Человеческие ритуалы:
-
впервые появляются в нуминозной (божественной) взаимосвязи:
-
основываются на взаимных потребностях двух разных организмов;
-
связываются с практической реальностью и символической актуальностью;
-
являются как личными, так и соотносящимися с группой;
-
усиливают как чувство сопричастности, так и «собственного отличия»;
-
являются игровыми, но вместе с тем формализованными;
-
становятся привычными благодаря повторению, но вызывают чувство неожиданности.
В целом ритуалы — это особые групповые формы выражения влечений и защит. Следовательно, ритуализация одновременно препятствует проявлению необузданных влечений и навязчивой сдержанности.
В 1969 году Эриксон написал еще одну книгу о великом человеке «Правда Ганди». Как и в предыдущем случае, его интересовал синтез сил (исторических, географических, социально-экономических, этических и индивидуальных), определяющих развитие выдающейся личности. Исследование жизни таких людей, как Мартин Лютер и Махатма Ганди, отражало глубокий интерес Эриксона к проблемам нравственности. В 1960 году Эриксон выступил с докладом о развитии человеческих добродетелей. В противовес семи христианским добродетелям он говорит о внутренней силе и активности, имеющих важное значение дли конкретной стадии развития, Каждая стадия порождает собственную добродетель (табл. 2).
Таблица 2
Стадия
| Добродетель
|
«Доверив против баэального недоверия»
| Надежда
|
«Автономия против стыда»
| Воля
|
«Инициатива против чувства вины»
| Целеустремленность
|
«Продуктивность против чувства неполноценности»
| Умелость
|
«Идентичность против неопределенности ролей»
| Преданность группе и ев ценностям
|
"Интимность против изоляции»
| Любовь
|
«Генеративность в противоположность стагнации»
| Забота
|
«Интегрированноств против отчаяния»
| Мудрость
|
Эрик Эриксон использовал привычные для всех понятия, чтобы показать, что именно укрепляет совокупность жизненных сил человека в рамках отношений людей между собой и с человечеством в целом. Таким образом, гармоничное сочетание психодинамического метода с биографическим и историческим анализом позволило Эриксону выйти за границы индивидуального развития человека и сформировать системное видение психосоциалъной реальности.
Психоанализ начинался как психотерапеватический
метод и прицел к всеобъёмлющей психологической теории.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов