Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
В Эдиповом комплексе совпадает начало религии,
нравственности, общественности и искусства а полном
согласии сданными психоанализа, по которым этот комплекс
также составляет ядро всех неврозов.
3. Фрейд
Идея Карла Юнга относительно того, что фантазии некоторых душевнобольных людей и невротиков совпадают с мифологическими космогониями древних народов, побудили Фрейда написать ряд работ на данную тему. Особое значение среди этих работ имеет такое произведение, как « Тотем и табу» (1912 год). Здесь Зигмунд Фрейд впервые пытается применить психоаналитические идеи к «невыясненным проблемам психологии народов». Опираясь на труды Фрэзера, Вундта, а также на многочисленные этнографические исследования, Фрейд исследует сходство между ребенком, невротиком и примитивным человеком. В ходе исследования автор выдвигает революционный для своего времени тезис, что культура, религия, право и мораль происходят из одного психического источника — Эдипова комплекса. Отныне этой психоаналитической метафорой будут пронизаны все работы Фрейда.
Работа «Тотем и табу» состоит из четырех частей, названия которых одновременно указывают на ее содержание: «Страх инцеста», «Табу и амбивалентность чувств», «Анимизм, магия и всемогущество мысли», «Инфантильное возвращение инцеста».
Фрейд отталкивается от допущения, что между примитивными народами и невротиками есть родство. Он пытается доказать это на примере австралийских аборигенов, описанных в четырехтомном труде Фрэзера о тотемизме и экзогамии. Многочисленные этнографические данные свидетельствуют о том, что тотемизм у первобытных людей был основным социальным и религиозным институтом.
Тотемизм — это вера в то, что род происходит от какого-либо животного, растения или силы природы. Тотем (не путать с фетишем!) означает несколько вещей: животное, растение, сила природы, волшебное свойство, праотец, ангел-хранитель. Иными словами, это любая вещь, почитаемая как родоначальник, могущественный покровитель племени и символ его спаянности.
Тотем нельзя убить или уничтожить, его можно беспокоить лишь по особым случаям. Принадлежность к одному тотему означает для соплеменников нечто большее, чем просто родство по происхождению или по крови. Люди одного тотема не могут вступать друг с другом в общественные отношения и заключать между собой брак. Нарушение этого предписания опасно для всего сообщества и карается как тяжкое преступление. Если женщины клана не хранят табу в отношениях с соплеменниками, это приравнивается к греху против родоначальника.
Фрейд приходит к выводу, что страх инцеста представляет собой универсальную черту, характерную одновременно и для дикаря, и для ребенка, и для невротика. Например, ребенку вследствие длительной и тесной связи с родителями может быть присуще желание инцеста, которое впоследствии вытесняется — становится бессознательным. В случае невротика наблюдается инцестуозная фиксация либидо, представляющая собой «ядерный комплекс невроза».
Любое общество накладывает на инцест запрет — табу. Полинезийское слово «табу» по смыслу близко к латинскому «sacer», греческому «hagios» и еврейскому «qados». Оно совпадает с нашим понятием «священного ужаса» — переживания, что для нас существует нечто святое и вместе с тем страшное и запретное. Обычно табуированные запреты лишены всякой логики, а происхождение их неясно. В то же время на них основана вся социальная жизнь. Вундт называет табу самым древним неписаным законодательным кодексом человечества.
Фрейд перечисляет типы, цели и истоки табу. В качестве целей табу указываются: защита важных персон, защита слабых, зашита от всевозможных опасностей, охрана жизненно важных актов, зашита от могущества или гнева богов. Нарушенное табу «мстит само за себя», а кара постигает все общество. «Кто преступил табу, сам благодаря этому стал табу», — подчеркивает Фрейд33.
Сила, присущая объекту табу, носит магический, волшебный характер. Устранить табу люди пытаются через «церемонии покаяния». Фрейд здесь проводит параллели с современными моральными предписаниями, которые, по сути, родственны примитивным табу.
В своем труде Фрейд называет источником табу «страх перед действием демонических сил». Фрейд вновь проводит параллели с неврозом навязчивости, для которого он считает подходящим название «болезнь табу». При навязчивостях запреты столь же загадочны и немотивированны (например, запрет прикосновения), как и табу, они возникают вследствие исходящей изнутри угрозы наказания. При этом в отношении одного и того же объекта проявляется «амбивалентное поведение». Это означает, что один элемент (например, запрет) осознается, другой же (например, желание) остается в бессознательном человека.
Желание умеет вместо запрещенного находить суррогаты
— замещающие объекты и замещающие действия.
3. Фрейд
Царящее в психической сфере при этом напряжение проявляется в компромиссных действиях — раскаянии и стремлении искупить вину.
Табу, по мнению Фрейда, в качестве древнего запрета чего-то очень желаемого также должно было быть навязано извне, «насильственно внушено» предыдущим поколением. Запреты сохранялись из поколения в поколение, вероятно, лишь в силу традиции, благодаря родительскому и общественному авторитету. Возможно, однако, что на более поздних этапах они становились частью психического наследия.
Подводя итоги, Зигмунд Фрейд говорит:
«Табу есть древний запрет, навязанный извне (авторитетом) и направленный против сильнейших вожделений людей. Желание нарушить его сохраняется в их бессознательном; люди, соблюдающие табу, испытывают амбивалентное отношение к тому, что подлежит табу»34,
По всей видимости, именно в результате знакомства Фрейда с огромным этнографическим материалом у него возникла мысль, что человек лишь тогда сможет стать свободным, когда сумеет понять и справиться со слепо господствующими над ним бессознательными переживаниями.
Через осознание вины после нарушения табу Зигмунд Фрейд подходит к вопросу о феномене «совести», которую он описывает как «внутреннее отвержение некоторых существующих у нас желаний", в основе которого лежит страх.
И обсессивный невротик, и первобытный человек боятся за кого-то другого, за любимого человека, любимую вещь или свой род.
Фрейд приходит к важным выводам:
«Неврозы, с одной стороны, демонстрируют явное и глубокое сходство с великими социальными произведениями искусства, религии и философии, а с другой стороны, проявляются кап искажения последних. Пожалуй, можно сказать, что истерия представляет собой карикатуру на произведение искусства, невроз навязчивости — карикатуру на религию, параноидальный бред — карикатурное искажение философской системы»35.
Это отклонение объясняется тем, что неврозы пытаются решить проблему «в одиночку» вместо коллективной работы.
Одна половая потребность не а состоянии объединить
людей так, как объединяют их требовании самосохранения;
сексуальное удовлетворение — это, прежде всего, частное
дело индивида.
3. Фрейд
В третьей части своей работы («Анимизм, магия и всемогущество мысли») Фрейд рассматривает феномен магии. Фрейд говорит, что магия путает мысленные отношения с реальными. При этом главным считается «подобие совершенного действия и ожидаемого события». Например, если я хочу, чтобы пошел дождь, мне нужно помолиться. Здесь имеет место фантазийное исполнение желаний. Таким образом, ведущую роль в магии играют желания и «всемогущество мысли», при котором признается только то, что соответствует желаниям.
Фрейд прослеживает эволюцию мировоззрения от анимистической к религиозной и, наконец, к научной фазе. Соответственно он выделяет фазы «всемогущества мыслей»:
«На анимистической стадии человек приписывает это могущество себе; на религиозной уступает его богам, но не отказывается от него всерьез, ибо оставляет за собой право управлять богами по своему желанию путем всевозможных воздействий на них. В научном мировоззрении нет более места для всемогущества человека, он признал свою слабость и покорился смерти, как и всем другим природным необходимостям. Однако в вере во власть человеческого разума, считающегося с законами действительности, еще жива частица первобытной веры во всемогущество»36.
По Фрейду, нарциссизму соответствует анимистическая фаза, для религиозной фазы характерно обретение объекта в виде привязанности к родителям, а научная фаза соответствует «состоянию зрелости индивида, который отказался от принципа удовольствия и, приспосабливаясь к реальности, ищет свой объект во внешнем мире».
Далее Фрейд вслед за Даренном предпринимает грандиозную попытку «исторически вывести» феномен тотемизма и распространить его на формы нашей культуры и религии как возвращение вытесненного/психического материала человечества.
Для этого он сравнивает страх ребенка и первобытного человека с животным. Фрейд находит причину этого страха в отце. Он утверждает, что в результате наличия Эдипова комплекса и страха кастрации ребенок занимает амбивалентную эмоциональную позицию по отношению к отцу. Ребенок освобождается от душевного бремени, если переносит враждебные и тревожные чувства на суррогат отца. Из страха перед отцом ребенок отождествляет себя с животным и реагирует на него столь же амбивалентно, как и на отца. Точно так же первобытные люди идентифицируют себя со своим животным тотем ом и проявляют по отношению к нему как прародителю амбивалентные чувства.
Так, почитаемое тотемное животное торжественно умерщвляется и поедается за особой обрядовой тотемной трапезой. Праздничное жертвоприношение дает возможность радостно возвыситься над собственными интересами, подчеркнуть общность между собой и божеством. Отдельный человек при этом сознает, что происходит запретное действо, «которое может быть оправдано лишь участием всех; никто не может также отказаться от участия в умерщвлении и трапезе». После оплакивания жертвы наступает шумный радостный праздник — «позволительный, более того, предписанный эксцесс».
В работе «Тотем и табу» Зигмунд Фрейд, по существу, создает собственный психоаналитический миф о первобытной орде. В соответствии с гипотезой о «тотемической трапезе», братья, изгнанные отцом зато, что возжелали его жен, однажды сговорились, убили и съели отца. Тем самым был положен конец отцовской орде. Объединившись, братья осмелели и совершили то, что было бы не под силу каждому в отдельности, возможно, благодаря прогрессу культуры и освоению нового оружия. То, что убитого они еще и съели, вполне естественно для дикаре - каннибалов. Жестокий праотец был, несомненно, образцом, которому завидовал и которого боялся каждый из братьев. Теперь в акте «поедания» они осуществили идентификацию с ним — каждый присвоил себе часть его силы. Тотемная трапеза, возможно, первое празднество человечества, была повторением и торжеством в память этого знаменательного преступного деяния.
Фрейд предположил, что после убийства братьями отца и идентификации с ним они столкнулись с усилением «нежных» побуждений в форме сознания вины и раскаяния. Мертвый отец стал вызывать еще более сильные чувства, чем при жизни. То, чему прежде он мешал, люди запретили теперь себе сами, оказавшись в психическом состоянии, столь хорошо известном нам из психоанализа «запоздалого послушания». Они отреклись от своего поступка, объявив недопустимым убийство заменителя отца — тотема. Они также запретили себе прикасаться к женщинам своего рода. Так, из сознания сыновней вины они создали два фундаментальных табу тотемизма — неприкосновенность тотема и запрет инцеста.
Таким образом, тотемизм для Фрейда является своего рода «договором с отцом», в котором последний обещал все, чего только могла ждать от отца детская фантазия: защиту, заботу и бережное отношение, взамен чего было дано обязательство почитать его жизнь, т. е. не повторять над ним деяния, из-за которого погиб настоящий отец. В тотемизме была и попытка самооправдания: «Если бы отец поступал с нами, как тотем, у нас никогда бы не возникло искушения его убить».
По мнению Фрейда, все появившиеся позже религии имеют аналогичное происхождение. В их основе лежит великое драматическое событие, после которого человечество не может обрести покоя. Таким образом, согласно Зигмунду Фрейду, человеческое общество основывается на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия — на осознании вины и раскаяния, нравственность— отчасти на требованиях этого общества, отчасти на покаянии, вытекающем из осознания вины.
В рассматриваемой работе Зигмунд Фрейд прослеживает две линии, ведущие к религии: мотив тотемной жертвы и отношение сына к отцу.
«Каждый создает бога по образу своего отца так, что его личное отношение к богу зависит от отношения к физическому отцу и вместе с ним колеблется и меняется и что бог, в сущности, есть не что иное, как возвеличенный отец», — пишет Фрейд37.
С точки зрения психической динамики это выглядит следующим образом: озлобление против отца — его убийство — раскаяние и возрастание тоски по отцу — возникновение идеала, воплощающего неограниченность власти отца и готовность ему подчиниться. Идеал (божество) вначале принимает форму тотемного животного и лишь на более поздней ступени развития религиозного чувства превращается в Бога.
Крайней формой искупления и отрицания злодеяния человека, по Фрейду, является принесение божеству жертвы. Сначала в жертву приносили людей, затем настал черед самого Бога. Христос «принес в жертву собственную жизнь и этим освободил братьев от первородного греха».
В заключение Зигмунд Фрейд пытается перебросить мостик от первобытной орды к нам, современным людям. Он находит его в массовой психике, «в которой осуществляются те же душевные процессы, что и в жизни отдельного человека». Оба главных запрета тотемизма — не убивать тотемное животное и не вступать в отношения с женщиной, принадлежащей тотему, по содержанию совпадают с обоими преступлениями Эдипа — убийством отца и женитьбой на матери. Запреты на подобные действия закреплены религией, преобразованы в запрет убивать брата, а затем убивать вообще.
Согласно Фрейду, рассмотренные психические процессы продолжаются в следующем поколении благодаря «устному преданию и традиции», а также «наследованию психических диспозиций».
Позднее в работе «Будущее одной иллюзии» (1927 год) Фрейд обращается к перспективам нашей культуры и религии. По его мнению, религиозные представления надлежит преодолеть как «часть инфантилизма». В этом отношении Зигмунд Фрейд возлагает особые надежды на позитивное влияние психоаналитических идей. Фрейд описывает человеческую культуру как:
«...все приобретенное людьми знание и умение, позволяющее им овладеть силами природы и использовать ее блага для удовлетворения человеческих потребностей; с другой стороны, в нее входят все институты, необходимые для регуляции отношений между людьми и особенно для распределения полученных благ»38.
Культура является, по Фрейду, результатом не столько труда, сколько отказа от влечений. Каждый человек в своем культурном развитии должен преодолеть собственные «антисоциальные тенденции». Такие тенденции, считает Фрейд, проявляются в том, что люди «по природе своей не любят работать, а доводы бессильны против их страстей».
Определенную роль в культурном процессе играет влияние «вождей», которые «добились обуздания своих собственных •порожденных влечениями желаний». Но гораздо более важна способность конкретного человека к воспитанию. В случае болезненной наследственности или чрезмерной силы влечений воспитание и культурное развитие затруднены.
Главным достоянием человеческой культуры Фрейд провозглашает не материальные блага, а «духовное богатство» в виде «нравственного уровня членов общества», в виде «обладания идеалами и художественными творениями». Главными позитивными источниками человеческого удовлетворения, по мнению Фрейда, выступают парциссическая гордость за успешно сделанную работу и удовольствие от искусства.
Напротив, религия — это проявление беспомощности и одновременно способ преодоления бессилия человека перед лицом «неумолимой природы» или «судьбы». Беспомощность порождает «состояние постоянного тревожного ожидания», наносит «тяжелую обиду естественному нарциссизму». Человек нуждается в утешении и избавлении от неуверенности.
Чтобы справиться с тревогой перед стихиями, человек стремится очеловечить (персонифицировать) природу.
К безличным силам и судьбам нельзя подступиться,
они остаются вечно чуждыми. Но если в стихиях бушуют
страсти, как в собственной душе, можно с облегчением
вздохнуть, почувствовать себя среди зловещего мира как дома,
можно психически переработать свой бессмысленный страх.
3: Фрейд
Это, в свою очередь, приводит к рождению божества. Сначала боги защищают человека от природных стихий , а по мере развития человечества — от превратностей судьбы, воли рока. Богу поручается примирить человека с жестокостью судьбы, особенно в таком его проявлении, как смерть, а также вознаградить за страдания и лишения, выпадающие на долю людей в совместной культурной жизни. Постепенно над богами возвысилось единое божественное существо, наделенное небывалой мудростью, добротой и справедливостью.
Теперь, когда бог стал единственным, отношения к
нему снова могли обрести искренность и интенсивность
отношения ребенка к отцу.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов