logo search
Змановская Е

Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика

В Эдиповом комплексе совпадает на­чало религии,

нравственности, обще­ственности и искусства а полном

согласии сданными психоанализа, по которым этот комплекс

также составляет ядро всех не­врозов.

3. Фрейд

Идея Карла Юнга относительно того, что фантазии некоторых душев­нобольных людей и невротиков совпадают с мифологическими космогониями древних народов, побудили Фрейда написать ряд работ на данную тему. Особое значение среди этих работ имеет такое произведение, как « То­тем и табу» (1912 год). Здесь Зигмунд Фрейд впервые пытается применить психоаналитические идеи к «невыясненным проблемам психологии народов». Опираясь на труды Фрэзера, Вундта, а также на многочисленные этногра­фические исследования, Фрейд исследует сходство между ребенком, не­вротиком и примитивным человеком. В ходе исследования автор выдвига­ет революционный для своего времени тезис, что культура, религия, право и мораль происходят из одного психического источника — Эдипова комп­лекса. Отныне этой психоаналитической метафорой будут пронизаны все работы Фрейда.

Работа «Тотем и табу» состоит из четырех частей, названия которых од­новременно указывают на ее содержание: «Страх инцеста», «Табу и амбивалентность чувств», «Анимизм, магия и всемогущество мысли», «Инфан­тильное возвращение инцеста».

Фрейд отталкивается от допущения, что между примитивными народа­ми и невротиками есть родство. Он пытается доказать это на примере ав­стралийских аборигенов, описанных в четырехтомном труде Фрэзера о тотемизме и экзогамии. Многочисленные этнографические данные сви­детельствуют о том, что тотемизм у первобытных людей был основным социальным и религиозным институтом.

Тотемизм — это вера в то, что род происходит от какого-либо животного, растения или силы природы. Тотем (не путать с фетишем!) означает несколь­ко вещей: животное, растение, сила природы, волшебное свойство, праотец, ангел-хранитель. Иными словами, это любая вещь, почитаемая как родо­начальник, могущественный покровитель племени и символ его спаянности.

Тотем нельзя убить или уничтожить, его можно беспокоить лишь по особым случаям. Принадлежность к одному тотему означает для соплемен­ников нечто большее, чем просто родство по происхождению или по кро­ви. Люди одного тотема не могут вступать друг с другом в общественные отношения и заключать между собой брак. Нарушение этого предписания опасно для всего сообщества и карается как тяжкое преступление. Если женщины клана не хранят табу в отношениях с соплеменниками, это при­равнивается к греху против родоначальника.

Фрейд приходит к выводу, что страх инцеста представляет собой уни­версальную черту, характерную одновременно и для дикаря, и для ребен­ка, и для невротика. Например, ребенку вследствие длительной и тесной связи с родителями может быть присуще желание инцеста, которое впо­следствии вытесняется — становится бессознательным. В случае невроти­ка наблюдается инцестуозная фиксация либидо, представляющая собой «ядерный комплекс невроза».

Любое общество накладывает на инцест запрет — табу. Полинезийское слово «табу» по смыслу близко к латинскому «sacer», греческому «hagios» и еврейскому «qados». Оно совпадает с нашим понятием «священного ужа­са» — переживания, что для нас существует нечто святое и вместе с тем страшное и запретное. Обычно табуированные запреты лишены всякой логики, а происхождение их неясно. В то же время на них основана вся социальная жизнь. Вундт называет табу самым древним неписаным зако­нодательным кодексом человечества.

Фрейд перечисляет типы, цели и истоки табу. В качестве целей табу ука­зываются: защита важных персон, защита слабых, зашита от всевозмож­ных опасностей, охрана жизненно важных актов, зашита от могущества или гнева богов. Нарушенное табу «мстит само за себя», а кара постигает все общество. «Кто преступил табу, сам благодаря этому стал табу», — подчеркивает Фрейд33.

Сила, присущая объекту табу, носит магический, волшебный характер. Устранить табу люди пытаются через «церемонии покаяния». Фрейд здесь проводит параллели с современными моральными предписаниями, кото­рые, по сути, родственны примитивным табу.

В своем труде Фрейд называет источником табу «страх перед действием демонических сил». Фрейд вновь проводит параллели с неврозом навязчи­вости, для которого он считает подходящим название «болезнь табу». При навязчивостях запреты столь же загадочны и немотивированны (напри­мер, запрет прикосновения), как и табу, они возникают вследствие исхо­дящей изнутри угрозы наказания. При этом в отношении одного и того же объекта проявляется «амбивалентное поведение». Это означает, что один элемент (например, запрет) осознается, другой же (например, желание) остается в бессознательном человека.

Желание умеет вместо запрещенного находить суррогаты

— замещающие объ­екты и замещающие действия.

3. Фрейд

Царящее в психической сфере при этом напряжение проявляется в ком­промиссных действиях — раскаянии и стремлении искупить вину.

Табу, по мнению Фрейда, в качестве древнего запрета чего-то очень же­лаемого также должно было быть навязано извне, «насильственно внуше­но» предыдущим поколением. Запреты сохранялись из поколения в поко­ление, вероятно, лишь в силу традиции, благодаря родительскому и общественному авторитету. Возможно, однако, что на более поздних эта­пах они становились частью психического наследия.

Подводя итоги, Зигмунд Фрейд говорит:

«Табу есть древний запрет, навязанный извне (авторитетом) и направленный против сильнейших вожделений людей. Желание нарушить его сохраняется в их бессознательном; люди, соблюдающие табу, испытывают амбивалентное отношение к тому, что подлежит табу»34,

По всей видимости, именно в результате знакомства Фрейда с огром­ным этнографическим материалом у него возникла мысль, что чело­век лишь тогда сможет стать свободным, когда сумеет понять и спра­виться со слепо господствующими над ним бессознательными пережи­ваниями.

Через осознание вины после нарушения табу Зигмунд Фрейд подходит к вопросу о феномене «совести», которую он описывает как «внутреннее отвержение некоторых существующих у нас желаний", в основе которого лежит страх.

И обсессивный невротик, и первобытный человек боятся за кого-то другого, за любимого человека, любимую вещь или свой род.

Фрейд приходит к важным выводам:

«Неврозы, с одной стороны, демонстрируют явное и глубокое сходство с вели­кими социальными произведениями искусства, религии и философии, а с дру­гой стороны, проявляются кап искажения последних. Пожалуй, можно сказать, что истерия представляет собой карикатуру на произведение искусства, невроз навязчивости — карикатуру на религию, параноидальный бред — карикатур­ное искажение философской системы»35.

Это отклонение объясняется тем, что неврозы пытаются решить про­блему «в одиночку» вместо коллективной работы.

Одна половая потребность не а состо­янии объединить

людей так, как объеди­няют их требовании самосохранения;

сек­суальное удовлетворение — это, прежде всего, частное

дело индивида.

3. Фрейд

В третьей части своей работы («Анимизм, магия и всемогущество мыс­ли») Фрейд рассматривает феномен магии. Фрейд говорит, что магия путает мысленные отношения с реальными. При этом главным считается «подо­бие совершенного действия и ожидаемого события». Например, если я хочу, чтобы пошел дождь, мне нужно помолиться. Здесь имеет место фантазийное исполнение желаний. Таким образом, ведущую роль в магии играют же­лания и «всемогущество мысли», при котором признается только то, что соответствует желаниям.

Фрейд прослеживает эволюцию мировоззрения от анимистической к религиозной и, наконец, к научной фазе. Соответственно он выделяет фазы «всемогущества мыслей»:

«На анимистической стадии человек приписывает это могущество себе; на религиозной уступает его богам, но не отказывается от него всерьез, ибо остав­ляет за собой право управлять богами по своему желанию путем всевозмож­ных воздействий на них. В научном мировоззрении нет более места для всемо­гущества человека, он признал свою слабость и покорился смерти, как и всем другим природным необходимостям. Однако в вере во власть человеческого разума, считающегося с законами действительности, еще жива частица перво­бытной веры во всемогущество»36.

По Фрейду, нарциссизму соответствует анимистическая фаза, для ре­лигиозной фазы характерно обретение объекта в виде привязанности к родителям, а научная фаза соответствует «состоянию зрелости индивида, который отказался от принципа удовольствия и, приспосабливаясь к ре­альности, ищет свой объект во внешнем мире».

Далее Фрейд вслед за Даренном предпринимает грандиозную попытку «исторически вывести» феномен тотемизма и распространить его на формы нашей культуры и религии как возвращение вытесненного/психичес­кого материала человечества.

Для этого он сравнивает страх ребенка и первобытного человека с жи­вотным. Фрейд находит причину этого страха в отце. Он утверждает, что в результате наличия Эдипова комплекса и страха кастрации ребенок зани­мает амбивалентную эмоциональную позицию по отношению к отцу. Ре­бенок освобождается от душевного бремени, если переносит враждебные и тревожные чувства на суррогат отца. Из страха перед отцом ребенок отож­дествляет себя с животным и реагирует на него столь же амбивалентно, как и на отца. Точно так же первобытные люди идентифицируют себя со сво­им животным тотем ом и проявляют по отношению к нему как прародите­лю амбивалентные чувства.

Так, почитаемое тотемное животное торжественно умерщвляется и по­едается за особой обрядовой тотемной трапезой. Праздничное жертво­приношение дает возможность радостно возвыситься над собственными интересами, подчеркнуть общность между собой и божеством. Отдельный человек при этом сознает, что происходит запретное действо, «которое может быть оправдано лишь участием всех; никто не может также отка­заться от участия в умерщвлении и трапезе». После оплакивания жертвы наступает шумный радостный праздник — «позволительный, более того, предписанный эксцесс».

В работе «Тотем и табу» Зигмунд Фрейд, по существу, создает собствен­ный психоаналитический миф о первобытной орде. В соответствии с гипоте­зой о «тотемической трапезе», братья, изгнанные отцом зато, что возже­лали его жен, однажды сговорились, убили и съели отца. Тем самым был положен конец отцовской орде. Объединившись, братья осмелели и со­вершили то, что было бы не под силу каждому в отдельности, возможно, благодаря прогрессу культуры и освоению нового оружия. То, что убитого они еще и съели, вполне естественно для дикаре - каннибалов. Жестокий праотец был, несомненно, образцом, которому завидовал и которого бо­ялся каждый из братьев. Теперь в акте «поедания» они осуществили иден­тификацию с ним — каждый присвоил себе часть его силы. Тотемная тра­пеза, возможно, первое празднество человечества, была повторением и торжеством в память этого знаменательного преступного деяния.

Фрейд предположил, что после убийства братьями отца и идентифика­ции с ним они столкнулись с усилением «нежных» побуждений в форме сознания вины и раскаяния. Мертвый отец стал вызывать еще более силь­ные чувства, чем при жизни. То, чему прежде он мешал, люди запретили теперь себе сами, оказавшись в психическом состоянии, столь хорошо из­вестном нам из психоанализа «запоздалого послушания». Они отреклись от своего поступка, объявив недопустимым убийство заменителя отца — тотема. Они также запретили себе прикасаться к женщинам своего рода. Так, из сознания сыновней вины они создали два фундаментальных табу тотемизма — неприкосновенность тотема и запрет инцеста.

Таким образом, тотемизм для Фрейда является своего рода «договором с отцом», в котором последний обещал все, чего только могла ждать от отца детская фантазия: защиту, заботу и бережное отношение, взамен чего было дано обязательство почитать его жизнь, т. е. не повторять над ним деяния, из-за которого погиб настоящий отец. В тотемизме была и попытка само­оправдания: «Если бы отец поступал с нами, как тотем, у нас никогда бы не возникло искушения его убить».

По мнению Фрейда, все появившиеся позже религии имеют аналогич­ное происхождение. В их основе лежит великое драматическое событие, после которого человечество не может обрести покоя. Таким образом, со­гласно Зигмунду Фрейду, человеческое общество основывается на соучас­тии в совместно совершенном преступлении, религия — на осознании вины и раскаяния, нравственность— отчасти на требованиях этого общества, отчасти на покаянии, вытекающем из осознания вины.

В рассматриваемой работе Зигмунд Фрейд прослеживает две линии, ведущие к религии: мотив тотемной жертвы и отношение сына к отцу.

«Каждый создает бога по образу своего отца так, что его личное отношение к богу зависит от отношения к физическому отцу и вместе с ним колеблется и меняется и что бог, в сущности, есть не что иное, как возвеличенный отец», — пишет Фрейд37.

С точки зрения психической динамики это выглядит следующим обра­зом: озлобление против отца — его убийство — раскаяние и возрастание тоски по отцу — возникновение идеала, воплощающего неограниченность власти отца и готовность ему подчиниться. Идеал (божество) вначале при­нимает форму тотемного животного и лишь на более поздней ступени раз­вития религиозного чувства превращается в Бога.

Крайней формой искупления и отрицания злодеяния человека, по Фрей­ду, является принесение божеству жертвы. Сначала в жертву приносили людей, затем настал черед самого Бога. Христос «принес в жертву собствен­ную жизнь и этим освободил братьев от первородного греха».

В заключение Зигмунд Фрейд пытается перебросить мостик от перво­бытной орды к нам, современным людям. Он находит его в массовой пси­хике, «в которой осуществляются те же душевные процессы, что и в жизни отдельного человека». Оба главных запрета тотемизма — не убивать тотем­ное животное и не вступать в отношения с женщиной, принадлежащей тотему, по содержанию совпадают с обоими преступлениями Эдипа — убийством отца и женитьбой на матери. Запреты на подобные действия закреплены религией, преобразованы в запрет убивать брата, а затем уби­вать вообще.

Согласно Фрейду, рассмотренные психические процессы продолжают­ся в следующем поколении благодаря «устному преданию и традиции», а также «наследованию психических диспозиций».

Позднее в работе «Будущее одной иллюзии» (1927 год) Фрейд обращается к перспективам нашей культуры и религии. По его мнению, религиозные представления надлежит преодолеть как «часть инфантилизма». В этом отношении Зигмунд Фрейд возлагает особые надежды на позитивное вли­яние психоаналитических идей. Фрейд описывает человеческую культуру как:

«...все приобретенное людьми знание и умение, позволяющее им овладеть силами природы и использовать ее блага для удовлетворения человеческих потребностей; с другой стороны, в нее входят все институты, необходимые для регуляции отношений между людьми и особенно для распределения получен­ных благ»38.

Культура является, по Фрейду, результатом не столько труда, сколько отказа от влечений. Каждый человек в своем культурном развитии должен преодолеть собственные «антисоциальные тенденции». Такие тенденции, считает Фрейд, проявляются в том, что люди «по природе своей не любят работать, а доводы бессильны против их страстей».

Определенную роль в культурном процессе играет влияние «вождей», которые «добились обуздания своих собственных •порожденных влечени­ями желаний». Но гораздо более важна способность конкретного человека к воспитанию. В случае болезненной наследственности или чрезмерной силы влечений воспитание и культурное развитие затруднены.

Главным достоянием человеческой культуры Фрейд провозглашает не материальные блага, а «духовное богатство» в виде «нравственного уровня членов общества», в виде «обладания идеалами и художественными творени­ями». Главными позитивными источниками человеческого удовлетворения, по мнению Фрейда, выступают парциссическая гордость за успешно сде­ланную работу и удовольствие от искусства.

Напротив, религия — это проявление беспомощности и одновремен­но способ преодоления бессилия человека перед лицом «неумолимой при­роды» или «судьбы». Беспомощность порождает «состояние постоянно­го тревожного ожидания», наносит «тяжелую обиду естественному нарциссизму». Человек нуждается в утешении и избавлении от неуверен­ности.

Чтобы справиться с тревогой перед стихиями, человек стремится очело­вечить (персонифицировать) природу.

К безличным силам и судьбам нельзя подступиться,

они остаются вечно чужды­ми. Но если в стихиях бушуют

страсти, как в собственной душе, можно с облегчени­ем

вздохнуть, почувствовать себя среди зловещего мира как дома,

можно психи­чески переработать свой бессмысленный страх.

3: Фрейд

Это, в свою очередь, приводит к рождению божества. Сначала боги за­щищают человека от природных стихий , а по мере развития человечества — от превратностей судьбы, воли рока. Богу поручается примирить человека с жестокостью судьбы, особенно в таком его проявлении, как смерть, а так­же вознаградить за страдания и лишения, выпадающие на долю людей в совместной культурной жизни. Постепенно над богами возвысилось еди­ное божественное существо, наделенное небывалой мудростью, добротой и справедливостью.

Теперь, когда бог стал единственным, отношения к

нему снова могли обрести искренность и интенсивность

отношения ребенка к отцу.