logo search
Змановская Е

З. Фрейд

Деятельность «Ид» направлена на обеспечение свободной разрядки воз­буждения в соответствии с принципом удовольствия. «Ид» довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. Зигмунд Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжаю­щий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций, первичным процес­сом мышления. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но его существование и власть могут быть выведены из дериватов — мыс­лей, действий и эмоций. Мы видим, что фрейдовское понятие «Ид» в ряде случаев совпадает с понятием бессознательного.

«Я» («Эго») — имя тех функций, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями «Ид». Эго развивается непрерывно в тече­ние всей жизни, но наиболее быстро — в детстве, начиная с младенчества. «Эго» функционирует в соответствии с принципом реальности и является ко­лыбелью вторичного процесса мышления (последовательного, логического, ориентированного на прогнозирование). Таким образом, «Эго» является посредником между требованиями «Ид» и ограничениями среды. «Оно» имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательное «Эго» — то, что большинство людей понимает под термином «собственное "Я"», или «Я», бессознательное «Эго» включает в себя защитные процессы.

Как правило, «Эго» оказывается слабее «Ид», поэтому оно преобразовы­вает желания «Ид» в действия так, как будто желания «Ид» являются его соб­ственными желаниями. Не находящие выхода чувства становятся источни­ком внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога, Зигмунд Фрейд определял тревогу как специфическое состояние неудоволь­ствия, как универсальную реакцию на опасность — реальную или потенци­альную. Тревога может быть: реалистической (вызванной опасностью во внешнем мире), моральной (вызванной конфликтом с «Супер-Эго») или невротической (вызванной конфликтом с инстинктивными импульсами «Ид»). Тревога сигнализирует о наличие структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем.

Кроме «Оно» и «Я», было введено понятие «Сверх-Я» («Супер-Эго») для той части психического аппарата, которая является отражением остаточ­ного родительского влияния. Главной задачей «Сверх-Я», по мнению Зиг­мунда Фрейда, является подавление требований «Оно» посредством мо­рального влияния на «Я». Основными функциями данной инстанции при этом выступают: идеал, самонаблюдение и совесть.

В основе внутренних стандартов и запретов лежат, прежде всего, иден­тификации с родительскими фигурами. Так, первоначально ребенок при­бегает к самоограничению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, родительского, авторитета. Впо­следствии он начинает действовать, исходя из страха перед внутренним ав­торитетом — «Супер-Эго». Действия, совершенные вопреки голосу совес­ти, могут вызвать чувства неполноценности, вины или потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут являться как следствием не достаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого «Супер-Эго».

Например, в ситуации потери любимого человека (разлюбил, бросил или погиб) может возникать тяжелое депрессивное состояние вплоть до суицидальных намерений. В работе «Печаль и меланхолия» (1917 год) Зиг­мунд Фрейд рассматривает динамику взаимоотношений между подструк­турами личности, приводящую к болезненному состоянию.

Некоторые люди в такой ситуации вместо «нормальной» печали, пере­живают особое состояние меланхолии (депрессию) с резким ухудшением самочувствия и обеднением «Я». Какая-то часть «Я» умирает с уходом любимого человека. Возникает невыносимое ощущение внутренней пусто­ты. Зигмунд Фрейд писал:

«Объект любви утрачен... При печали обеднел окружающий мир, при меланхо­лии — само "Я"»27.

При этом депрессия, по мнению Зигмунда Фрейда, вызывается жесто­кой критикой «Супер-Эго». «Я» становится недостойным, ни к чему ни годным, потерявшим самоуважение. Человек предается самоупрекам, ко­торые при внимательном рассмотрении относятся не к самому человеку, а к любимому им лицу. «Я» отождествляется с оставленным объектом, поте­ря объекта превращается в потерю «Я», а критика — в самокритику. Таким образом, неосознаваемая ненависть по отношению к любимому человеку, причинившему боль, направляется на собственное «Я». Человек стремит­ся наказать себя вплоть до садистического удовлетворения и самоубийства. «Только этот садизм разрешает загадку склонности самоубийству», — утверждает Зигмунд Фрейд28.

Поздние работы Зигмунда Фрейда и его анализ «Я» послужили толчком к развитию такого направления в психоанализе, как «эго-психология», Эго-психология изучает различные функции «Я», в том числе процессы, кото­рые сегодня объединяются общим понятием «защита».

Под защитой в психоанализе принято понимать «совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости индивида»29. Иными словами, это те бессозна­тельные процессы, которые направлены на уменьшение болезненных аф­фектов — тревоги, депрессии, стыда или вины. Поддерживая внутреннее равновесие, защитные механизмы способны искажать различные аспекты реальности.

Термин «защита» встречается уже в ранних работах Зигмунда Фрейда. При анализе истерии понятие «защита» вышло на первый план, хотя и было отождествлено исключительно с вытеснением (сейчас вытеснение — это только одна из форм защиты). Долгое время данные понятия применялись как взаимозаменяемые.

В 1936 году вышла в свет книга дочери Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд (1895-1982) «Я и защитные механизмы», где автором впервые был исполь­зован термин «защитный механизм» и описаны десять форм «деятельнос­ти "Я", выполняющих защитную функцию».

Анна Фрейд подчеркивала, что основной функцией «Эго» является за­щита от тревоги, которая возникает в случае давления влечений, критики «Супер-Эго» или внешней угрозы. Защитные механизмы работают бессо­знательно, по отдельности или одновременно, и становятся частью инди­видуального стиля борьбы с трудностями.

То, какие защиты преобладают у данного человека, зависит от взаимо­действия следующих факторов: I) врожденный темперамент ребенка; 2) природа стрессов, пережитых в раннем детстве; 3) защитные стили ро­дителей и других значимых людей; 4) опыт использования зашит в жизни и их подкрепления.

Наиболее важными защитными механизмами признаются:

В современном психоанализе принято деление защит на примитивные (первичные, архаичные) и более зрелые (вторичные). Среди архаичных за­щит выделяют: примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий конт­роль, примитивную идеализацию и обесценивание, проекцию, интроекцию и проективную идентификацию, расщепление, диссоциацию.

Примером примитивной изоляции могут служить ситуации, когда младенец попросту засыпает, т. е. автоматически переходит в другое состо­яние сознания от перевозбуждения или неудовольствия. Во взрослом воз­расте стремление избежать напряжения может проявиться в склонности использовать наркотики.

Другим примером будет поведение человека с зависимостью к алкоголю, упорно игнорирующего наличие проблемы и убежденного в том, что он кон­тролирует ситуацию. В данном случае включается такой защитный механизм, как отрицание. Эта реакция — отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: «Если я не признаю этого, значит, это не случилось».

Проекция, в свою очередь, активно участвует в формировании агрес­сии и садизма. Большинство агрессоров убеждены во враждебности про­тивоположной стороны. Иначе говоря, агрессор приписывает жертве те отрицательные черты, которые на деле присущи ему самому. Например, преступники, как правило, не могут признать свою вину, будучи уверены, что их спровоцировали и с ними были несправедливы. Аналогично лица, совершающие сексуальные преступления, нередко утверждают, что жерт­ва сама желала насилия и получала от этого удовольствие.

Таким образом, использование архаичных зашит как бессознательного механизма снятия тревоги может приводить к психологическому избега­нию и отвержению беспокоящих внутренних и внешних факторов.

Вторичные, более зрелые защитные механизмы предположительно фор­мируются на более поздних этапах психосексуального развития и являют­ся относительно более продуктивными — способствующими лучшему раз­решению внутренних конфликтов и лучшей адаптации к реальности. Среди них: вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационали­зация, морализация, раздельное мышление, поворот против себя, смеще­ние, реактивное образование, соматизация, аннулирование, реверсия, идентификация, отреагирование вовне, сексуализация, сублимация.

В целом феномены, которые называются психологическими защитами, имеют множество полезных функций. Они могут проявляться в форме здо­ровой адаптации и в творчестве. Кроме того, они могут защищать «Я» от какой-либо угрозы. Личность, чье поведение демонстрирует защитный ха­рактер, бессознательно стремится выполнить одну из следующих задач: I) избежать некоторого угрожающего мощного аффекта (например, тре­воги или горя) или овладеть им; 2) сохранить самоуважение; 3) уйти от внешней опасности.

Важная роль «Эго» в процессе развития личности отражена в понятии «сила Эго». «Сила Эго» — это способность личности к восприятию реаль­ности, даже когда она чрезвычайно неприятна (без привлечения прими­тивных защит, подобных отрицанию). «Сила Эго» проявляется, как указы­вает Отто Кернберг, в хорошей толерантности к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельности. Иначе говоря, сильной можно назвать ту личность, у которой развиты способности поддерживать эмо­циональное равновесие, контролировать свои побуждения и реализовы­вать их в деятельности или творчестве.

Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. Зигмунд Фрейд в более поздних работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не справляются с внутренней или внеш­ней реальностью. В этом случае тревога ощущается, несмотря на привыч­ные средства борьбы с ней, а поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным в широком смысле.