М. Сонье
Реклама имеет несколько языков. Одним из важнейших языков, несомненно, является язык символов и мифов. Бессознательное скрыто от нашего понимания. Оно дает о себе знать через косвенные признаки — символы бессознательных желаний или конфликтов. Поэтому все, что косвенно выражает бессознательное, является символикой в широком смысле. При помощи символов бессознательное маскирует себя. Некоторые символы имеют универсальное значение и создают общечеловеческий контекст. Другие носят текущий или повседневный характер. Психоанализ дает возможность раскрывать значение символов независимо от времени и пространства.
В переводе с греческого символ — это «способ опознания чего-то путем соединения половинок разбитого предмета». Значит, по сути, символ означает связь.
Отто Ранк писал:
«Под символом мы понимаем особенный вид косвенного изображения, отличающийся от близких ему форм изображения мыслей в образах — от сравнения, метафоры, аллегории, намека... Символ представляет собой идеальное соединение всех этих форм выражения; он является наглядной заменой чего-либо скрытого, с чем у него имеются общие внешние признаки или внутренняя ассоциативная связь. Его сущность заключается в двусмысленности»105.
Символика — это некое представление, разделяемое целыми народами или группой людей. Это образ, для которого характерна устойчивая связь между знаком или предметом и бессознательным содержанием. Символ одновременно включает в себя знаковую форму, явное содержание и скрытое значение. Символы могут выступать в следующих формах:
-
изобразительные символы (например, изображение природы или животных);
-
графические символы (например, крест или звезда);
-
математические символы (числа, действия);
-
именные символы (имена и названия);
-
цветовые символы;
-
поведенческие символы (например, жесты);
-
символы-ценности, обозначаемые словами (например, свобода, справедливость, родина, успех);
-
персонифицированные символы (образы героев, кумиров, богов).
Скрытое значение (смысл) символов обычно не осознается человеком, но оно моментально прочитывается его бессознательным. Многие символы служат для изображения сексуальности. Например, в соответствии с психоналитическими представлениями пахота, добывание огня у древних народов символизировали половой акт. Современный язык сохранил упоминание об этой связи — жар любви, любовный огонь, огненная страсть. Примеры женских символов — алтарь, очаг, дом, пещера, туфли, сосуд. Мужские фаллические символы — змея, палка, шприц, башня, гвоздь, нож, шлага и другие.
Символы различаются по древности и степени воздействия на человека. В связи с этим можно выделить несколько уровней символики. Первый, глубочайший уровень образуют наиболее древние символы. Они носят универсальный характер и практически не зависят от типа культуры. Это уровень базовых символов. Они вызывают схожие реакции у людей различных этносов и обладают самым мощным зарядом воздействия. Например, солнце, небо, земля, огонь, вода, пирамида, золото, вождь, мудрец и другие.
Второй уровень символики можно назвать конвенционально-этническим. Такие символы создаются большими группами людей, например народами и государствами. Они действуют в рамках определенной культуры. Сюда относятся разнообразная национальная атрибутика (герб, флаг, гимн), язык жестов, цветовая символика, культовые фигуры (герои), а также идеологические мифы и ведущие ценности конкретной этнической группы.
Третий уровень составляют социально-групповые символы. Это символы, специально разрабатываемые для формирования групповой идентичности участников средних и малых групп — партий, общественных объединений, организаций, коллективов, дружеских тусовок, семей и т. д. В отличие от первых двух уровней, символика данного вида создается намеренно, по инициативе лидеров, в соответствии с их целям и идеями. Это логотипы, торговые марки, стиль одежды, групповые и семейные реликвии и т. д.
Четвертый уровень включает в себя индивидуальную символику. Это символы, имеющие глубоко личное значение. Они основаны на индивидуальном опыте и могут быть не понятны для окружающих. Среди личных символов — имя, постоянные атрибуты внешнего вида, талисманы, кумиры, идеалы, ценности и многое другое. Личные символы основаны на индивидуальном опыте человека. Они выражают скрытые значения и бессознательные желания. Под действием социальных запретов индивидуальные желания преобразуются в более безопасные символические формы. Например, сновидения и симптомы болезней выполняют функцию символического исполнения желания.
Аналогично, рекламу можно рассматривать как способ символического исполнения желаний людей. Это означает, что, во-первых, реклама содержит множество символов и представляет собой зашифрованное послание. Во-вторых, реклама включает изображение явных и скрытых желаний людей. В-третьих, она предлагает символическое (косвенное) исполнение глубинных и запретных желаний. Функция символического удовлетворения не является единственной или основной. Она осуществляется одновременно с такими важными задачами рекламного воздействия, как: 1) привлекать внимание; 2) информировать; 3) запоминаться 4) призывать к действию.
Для анализа глубинного значения рекламного воздействия используется метод «символической интерпретации». Под этим понимается толкование скрытого значения символа. В случае базовых символов это расшифровка их архетипического значения. Приведем примеры символической интерпретации древних символов. Наиболее древними графическими символами являются горизонтальная линия, вертикальный луч, треугольник, квадрат, крест, свастика, пентограмма (см. приложения). Они используются человечеством на протяжении тысячелетий, транслируясь на уровне коллективного бессознательного.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов