Д. Винникот
Природная агрессивность проявляется в уровне активности и подвижности младенца. Анна Фрейд (1936 год) указывала, что агрессия генетически предшествует защите. Маленький ребенок активно осваивает мир, кусая мать, отталкивая нежеланную еду, отбирая игрушки у сверстников. В зависимости от реакции на детскую «агрессию» окружающих людей — подавление или переориентацию — активность может перейти либо в деструктивную агрессию, либо в позитивную. В первом случае мы будем наблюдать усиливающуюся склонность ребенка нападать, разрушать, причинять боль, подавлять. В случае конструктивной агрессии, напротив, имеют место защита от реальной угрозы, преодоление сопротивления, защита своих интересов, спонтанное самовыражение чувств, лидерство.
Если в широком смысле агрессия — это сила нападения и доминирования, то мужество — это сила противостояния и преодоления. В позитивном значении сила, обращенная на себя, есть сила воли. Сила, обращенная против себя самого, пока еще не получила единого названия. С ней связывают и аутодеструкцию, и депрессию. Например, в современной психологии депрессия рассматривается как результат подавления гнева и обращения агрессии на себя. Выясняется, что люди, склонные к депрессии, нередко в детстве страдали от чрезмерного давления родителей, несправедливого обращения или внезапной потери близкого человека. Это люди, у которых имеется достаточно оснований злиться на свою жизнь. Но в силу разных причин, например запрета на проявление агрессии, они не могут позволить себе выразить негативные чувства, выбирая депрессию.
Ощущение бессилия мучительно. Обычно оно вытесняется, заменяясь тревогой. В ночных кошмарах, когда цензура сознания ослабевает, мы лицом к лицу сталкиваемся со своей беспомощностью. В таких снах, вопреки надвигающейся опасности, мы не можем сдвинуться с места, пошевелить рукой или выбраться из ловушки. Мы с ужасом понимаем, что силы окончательно оставили нас. Близкие по содержанию — сны с падением — вызывающе просто растерянность и тревогу, но ясно осознаваемые панику и ужас. Подобные неприятные сновидения сопровождают жизненные события, важные и одновременно стрессовые для нас. Они сигнализируют о слабости нашего «истинного "Я"», которое нуждается в помощи.
Естественно, что наяву мы стремимся во что бы то ни стало убежать от подобных аффектов. У человека, остро переживающего бессилие, есть несколько соблазнительных жиленных путей, способствующих маскировке проблемы и одновременно ее длительному сохранению. Первый путь — принять на себя роль жертвы. Жертва не просто страдает. Она получает от своей беспомощности, как правило, неосознаваемую психологическую выгоду. Жертва бессознательно использует силу партнера и при этом освобождается от невыносимого груза ответственности за свои проблемы. В этом заключается парадоксальная сила бессилия. Эдгард Фриденберг писал:
«Любая слабость способна развратить, а бессилие развращает абсолютно»95.
Второй иллюзорный путь совладания со своей беспомощностью — использование психоактивных веществ. Алкоголь придает смелость, кокаин высвобождает колоссальную энергию, героин успокаивает и снимает боль. Сначала человек использует силу допинга, затем наркотик побеждает человека, многократно усиливая первоначальную слабость и отчаяние. Таким образом, с помощью наркотиков люди обращают насилие против самих себя, последовательно уничтожая свое сознание, тело и жизнь. В итоге обнажается подлинная сущность зависимого человека — ею изначальное тотальное бессилие перед внешним и внутренним мирами.
Третий способ индивидуальной борьбы с собственной уязвимостью и слабостью — враждебность и насилие. Нападая на других, агрессор убегает от собственного страха. Он как бы постоянно проверяет спою силу, провоцируя страх и защиту со стороны других людей. Чтобы ощущать силу, ее нужно постоянно демонстрировать вовне, автоматически возбуждая в себе недоверие и ненависть к людям. Страдания жертвы поддерживают сверхцепную фантазию о собственном могуществе садиста и повышают его ощущение значимости и безопасности.
Полицейские, преступники, террористы — все они ведут внутреннюю борьбу с бессилием, хотя и с различными идеологиями. Например, специально проведенные исследования доказывают, что охранники и заключенные испытывают примерно одинаковый уровень враждебности, подозрительности и желания отреагировать на них. В данном случае уместна метафора: «Злость — лучшее лекарство от страха, а насилие — панацея от бессилия».
Четвертый путь борьбы с собственной слабостью — обращение к Богу. Очень многие люди, убегая от своей беспомощности, ищут связи с отцовской фигурой. Психоанализ показал, что обращение к Богу во многом мотивируется бессознательным стремлением обрести идеального защищающего отца. Отсутствие связи с сильным отцом — вот чего недостает многим из нас и что поддерживает наше ощущение слабости на протяжении всей жизни. Неудивительно, что обретение поддержки в образе отца небесного для многих становится надежной опорой в жизни.
При определенных социальных обстоятельствах роль отцовской фигуры вполне может играть руководитель, вождь или тиран. Выстраивание реальных или воображаемых отношений с сильной отцовской фигурой — еще один распространенный способ бессознательной борьбы с собственной слабостью. Должен быть кто-то из авторитетных фигур, кто защитит тебя в случае необходимости. Через идентификацию с авторитетной фигурой человек пополняет ощущение внутренней силы.
Если человек не может выразить себя открыто, если у него нет истиной веры, он будет делать это в превращенной форме. Магия — превращенная, оккультная сила, необходимая людям, потерявшим веру в себя и жизнь.
Еще один, причем чрезвычайно распространенный, способ ухода от собственного бессилия можно назвать фантазийностью. В этом случае сила придумывается, дополняется собственным воображением. Это могут быть идеи о собственной грандиозности. Это могут быть мечты или грезы о сверхдостижениях. Наконец, это могут быть садистические фантазии о расправе со своими врагами. В реальной жизни подобные действии не предпринимаются. Но фантазии, сами по себе, помогают поддерживать инфантильное ощущение всемогущества без изменения реальности.
Рассмотренные нами пути представляют собой скорее уход от силы, чем ее обретение. Человечеству известны и более «надежные» рецепты от бессилия: познание, любовь, творчество, созидательная деятельность, сотрудничество, лидерство и власть.
В вопросе о силе мы приходим к необходимости прояснения двух ее ведущих аспектов: направленность (вовне — на себя) и характер (позитивность— деструктивность). Учитывая данное обстоятельство, можно выделить следующие главные векторы силы личности:
-
сила жить и выдерживать удары судьбы (направлена на себя и позитивна);
-
сила заявлять о себе и самоутверждаться (направлена на себя, может носить как позитивный, так и деструктивный характер);
-
сила наказывать себя (направлена на себя, деструктивна);
-
сила созидать, творить (направлена и на себя и вовне, позитивна);
-
сила сопротивляться внешнему влиянию (направлена вовне, может носить как позитивный, так и деструктивный характер);
-
сила разрушать или причинять боль (направлена вовне и деструктивна);
-
сила подчинять (направлена вовне, может носить как позитивный, так. и деструктивный характер);
-
сила вдохновлять других людей (направлена вовне и позитивна).
В животном мире, а также у примитивных народов сила проявляется открыто в форме физического — телесного воздействия. Наблюдая за поединком животных, мы убеждаемся, какое огромное значение имеет прямой взгляд — его длительность, неподвижность, устрашимость. Психологические исследования показывают, что люди также воспринимают «длительный» неподвижный взгляд, особенно незнакомого человека, как вызов или агрессию. Напротив, застенчивого и робкого человека легко узнать по «отведенному» взгляду — неумению смотреть в глаза.
У высших животных также широко распространена такая форма демонстрации силы, как «эмоциональный прессинг». Так, например, приматы активно применяют для устрашения сородичей или врагов «устрашающую» мимику, сопровождаемую громким ревом. В этом отношении солдаты Второй мировой войны мало чем отличались от римских легионеров — и те и другие использовали в бою победные возгласы. Аналогично боевой дух армии может быть поднят с помощью военных маршей или патриотических песен.
Человек есть создание, творящее символы.
Р. Мэй
Специфически человеческой особенностью в демонстрации силы является использование символов. Нормальный человек старается обходиться без прямого проявления силы. Более того, обычно люди скрывают свое стремление быть сильным. Это связано, во-первых, с тем, что «сила» ассоциируется с «насилием». Граница между силой и насилием чрезвычайно тонка. По определению, насилие — это сила, направленная ни другого человека с причинением боли или вреда последнему, а также вопреки его желанию. Насилие запрещается обществом под угрозой наказания. Одновременно насилие пресекается внутренним цензором. Следовательно, нормальный человек, использующий насилие, должен либо бояться наказания, либо испытывать муки совести. В связи с этим люди стремятся доказать окружающим свою невинность — непричастность к насилию, что нередко приравнивается к отказу от проявления силы вообще. Сдерживая свою силу, мы демонстрируем окружающим миролюбие, одновременно обеспечивая собственную безопасность.
Второй причиной отказа от силы может быть то, что людям нелегко принять двойственность своей натуры. Человеку в равной степени присуще стремление к добру и злу. Но многие люди не могут примириться сданным обстоятельством. Действительно, мало кто из людей может публично признать свое стремление доминировать или свою зависть, хотя эти переживания весьма естественны. Многие ведут изнурительную борьбу с самим собой либо отрицают «темные стороны» своей личности.
Наконец, судьба силы зависит от того факта, что жизнь остается борьбой за ресурсы и власть, в условиях которой выгодно скрывать свои истинные намерения. Все это, вместе взятое, побуждает нас отказываться от прямого использования силы в обычных условиях и заменять ее символическим выражением. Прежде всего, сила подменяется деньгами и официальной властью. Деньги, сами по себе не представляющие для жизни ценности, являются универсальным признаком благополучия. Одновременно символическое значение «силы» приобрели многие другие предметы и стороны нашей жизни: социальное положение, родословная, профессия, жилье, одежда, драгоценности, марка машины.
Насилие парадоксальным образом сочетается с любовью. Известная поговорка гласит: «От любви до ненависти один шаг». Психоанализ показал амбивалентный характер любви — сочетание в ней позитивного и негативного отношения к объекту. Мы любим родителей, но в то же время периодически испытываем по отношению к ним сильные негативные чувства — гнев, обиду и стыд.
Когда мы влюбляемся, агрессивные моменты вытесняются, уступая дорогу идеализации избранника (избранницы) и эйфории. Негативные импульсы могут прорываться в сферу сознания в форме приступов злости или ревности, таких неприятных, но таких знакомых каждому из нас. Трудно однозначно ответить на вопрос: «Чем мотивируется ревность?» За ней могут скрываться и стремление к господству над любимым человеком, и страх его потерять, и комплекс неполноценности ревнивца. При этом ревность серьезно осложняет взаимоотношения партнеров, вызывая взаимное непонимание и неприятие.
Существует психологический миф что ревнуют только те, кто не уверен в себе. Насколько он обоснован? Действительно, склонность к чрезмерной ревности проявляют не все люди, а только те, кто испытывает сильный иррациональный страх утраты объекта. Ни до любовных отношений, ни во время них данный аффект не осознается, но проявляется в виде нетерпимого отношения к любому реальному или воображаемому конкуренту. При тщательном анализе ревности становится очевидным, что это далеко не однородный феномен. Иными словами, нет ревности, одинаковой для всех людей, есть несколько различных по психодинамике типов ревности, В ходе аналитической работы с «ревнивцами» выясняется, что в их биографии нередко встречаются эпизоды «потери» матери пли отца в раннем возрасте. В данном случае речь идет не только о преждевременной смерти родителя, но гораздо чаще о его отъезде или разводе, а также о непродолжительном отсутствии родителя вопреки ожиданиям маленького ребенка. Сепарация (отделение), к которой ребенок не был готов и с которой не смог справиться в силу возраста, оборачивается психической травмой. Ребенок при этом переживает иррациональный ужас, который вытесняется, а впоследствии проявляется как навязчивый страх утраты значимого объекта. Таким образом, неосознаваемый страх превращается во вполне осознаваемую ревность, скрытая цель которой — не допустить потери партнера. Такая ревность проявляется в стремлении постоянно контролировать партнера, чрезмерной подозрительности и вспышках ярости по малейшему поводу.
Другой механизм формирования ревности кроется в нарциссической уязвимости личности. Такой человек испытывает ненасыщаемый голод в отношении внимания и признания со стороны окружающих людей. Нередко это сопровождается низким самоуважением. Нарциссически уязвимая личность нуждается многократном подтверждении собственной значимости извне — одобрении, восхищении, успехе. В данном случае ревность может проистекать из внутреннего убеждения, что «партнер меня недостаточно ценит и любит» или «меня не за что любить». Такой человек постоянно ищет и требует подтверждения любви к нему. При этом не менее упорно он отыскивает доказательства того, что его «не любят». В данном случае страх «утраты любви» превращается в мучительные сомнения и ревность.
Еще один важный момент заключается в том, что все люди отличаются по способности идентифицироваться с объектом любви. Некоторые переживают любовь как полное растворение в другом человеке. Личные границы размываются, возлюбленный воспринимается как часть или продолжение самого себя. Жизнь без него не мыслится. Все остальные люди воспринимаются как «чужие», как угроза для единого организма «мы». Возможная утрата партнера в таком случае угрожает «утратой части себя». «Отдать» кому-нибудь партнера — значит, «психологически умереть». В этом случае ревность побуждается иррациональным страхом смерти. Таковы возможные взаимосвязи между любовью и ревностью.
При неблагоприятных обстоятельствах, например при измене или отвержении, любовь также может переходить в ненависть. В этом случае наступает черед вытеснения любви, она перестает переживаться. Но объект продолжает притягивать, хотя и с другой целью — его уничтожения. Жизнь показывает, что ненависть не менее могущественна, чем любовь. Человек, ослепленный ненавистью, ощущает прилив сил и острое желание разрушать. Это еще раз подтверждает гипотезу об единстве происхождения любви — ненависти, их неразрывности. Реальность такова, что всю жизнь нам приходится бороться с главной амбивалентностью - «ненависти—любви». Как будто в подтверждение этому, в древнегреческом мифе содержится упоминание о том, что Эрос, бог любви, родился от союза Афродиты и Ареса — богини красоты и бога войны и раздора.
К сожалению, любовь может сочетаться не только с ненавистью, но и насилием. По статистике, насилие в семье — самая частая его форма. О драчливом муже в старые времена говорили: «Бьет — значит, любит». Существование феномена садомазохизма является еще одним подтверждением рассматриваемой закономерности.
В отличие от альянса любви с ненавистью, связь силы с властью интуитивно ощущается всеми. Если сила относится к самому индивиду, то власть характеризует отношения между ним и другими людьми. Какова цена власти'! Прежде всего, власть выдвигает требование отказа от невинности. Человек должен отказаться от ощущения слабости и позиции жертвы. Напротив, ему необходимо постоянно проявлять мужество и демонстрировать силу. Человек, вставший на стезю власти, также должен взять на себя смелость проявлять агрессию. Он дол жен быть готов оказывать давление па других людей, причинять им страдания, вызывать страх и ненависть.
Всякий, кто ищет власть, уже продал душу дьяволу.
И.-В. Гете
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ИМИДЖА
Отсутствие имиджа — тоже имидж.
И. Викентьев
При упоминании слова «имидж» у каждого из нас невольно возникает цепочка ассоциаций: «образ — впечатление — молва — репутация —слава — престиж — общественное мнение». Позитивный имидж, помогающий людям получать популярность, власть и деньги, рассматривается важным условием личного и профессионального успеха. Управляемый имидж стал одним из ведущих внеценовых рычагов конкурентной борьбы в различных сферах социальной жизни: политике, шоу-бизнесе, торговле и производстве. Для того чтобы в океане однотипных предложений успешно реализовать свой «товар» (услугу, кандидатуру), необходимо вызывать особые положительные чувства людей, т. е. создавать соответствующий имидж. По мере повышения значимости имиджа как общественного феномена появилось новое направление в общественной жизни — имиджмейкерство или индустрия имиджа. Секретами этого мастерства владеют «пиарщики», политтехнологи, маркетологи, имиджмейкеры и психологии.
Социальная ценность того, что называется «имидж», растет буквально на наших глазах. Зачастую имидж отрывается от своего прототипа и начинает самостоятельную жизнь. Например, бренды наиболее известных компаний, пользующихся устойчивой репутацией на мировом рынке, могут иметь цену, превышающую балансовую стоимость самой компании. Согласно экспертной оценке, в число наиболее дорогих торговых марок входят «Кока-Кола» (65 миллиардов долларов), «Microsoft» (35 миллиардов) и «Sony» (13 миллиардов).
Такова стоимость имиджа мировых лидеров.
Почему «имидж» так популярен сегодня? Мнение окружающих всегда было ценно для человека, стремящегося к социальному признанию и успеху. На наш взгляд, существует две главные причины повышения внимания к имиджу в современном западном мире. Это усиление нарциссических тенденций и развитие технических средств коммуникации. Мы живем в эпоху, когда индивидуальное самовыражение провозглашается одной из ведущих ценностей личности, а личный успех — ее первостепенной задачей. Наряду с этим непосредственное взаимодействие людей все больше вытесняется медиакоммуникациями — взаимодействием через сеть технических средств и информационных технологий (таких, как телефон, Интернети СМИ). Живое человеческое общение заменяется общением символическим — обменом информацией, обобщенными образами и условными обозначениями, т. е. символами в широком смысле этого слова.
История свидетельствует, что в Древнем мире человек, претендующий на политическое лидерство, должен был доказать свою исключительность в открытых сражениях или публичных выступлениях перед многочисленной публикой. Нынешние государственные мужи практически освобождены от прямого общения с народом, взаимодействие с которым осуществляется через промежуточные каналы различных информационно-символических систем. Это — рекламная продукция, телевизионные выступления, газетные интервью, PR-акции. Таким образом, имидж и деятельность, с ним связанная, представляют собой специально организованную коммуникативную систему, с помощью которой отдельная личность или группа людей презентуют себя в символической форме.
С другой стороны, имидж — это то, что среди прочих равных условий позволяет людям сделать бессознательный выбор в пользу его носителя. Это нечто, работающее тайно, но верно. Например, харизматический имидж обладает притягательностью неких «волшебных свойств», усиливающих влияние его обладателя на окружающих людей.
Первой задачей, встающей перед исследователями имиджа, является определение самого понятия. В переводе с английского языка слово «image» означает «образ, облик». В повседневном обиходе данный термин чаще употребляется в значении «публичный образ кого-либо или чего-либо». В научной литературе используются более сложные, а подчас и неожиданные дефиниции.
Предпринимая попытку современного определения понятия «имидж», мы выявили множество разнообразных подходов. Обратимся к основным из них:
-
имидж — эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо или чего-либо, т. е. то, как большинство людей обычно нас воспринимают, наша «картинка» и ее привлекательность для других людей;
-
имидж — это мнение о ком-либо или о чем-либо, которое сложилось у определенной группы людей;
-
имидж — это совокупность стереотипов, которые закрепились за нами в сознании людей;
-
имидж — результат наших целенаправленных усилий или продукт особой деятельности имиджмейкеров;
-
имидж — паша публичная маска, постоянная роль, которую мы сознательно или бессознательно играем в обществе;
-
имидж — наше самоощущение, наше представление о себе, которое передается окружающим, т. е. обращенное вовне «Я» человека или группы людей.
Все перечисленные варианты имеют право на существование. Они не исключают друг друга, а гармонично дополняют. Обобщая различные взгляды, мы приходим к следующему определению: имидж — это эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо или чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа.
Как социально-психологический феномен имидж имеет ряд особенностей. Имидж:
-
формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;
-
одновременно зависит и от качеств своего прототипа, и от особенностей окружающих людей;
-
выступает в форме обобщенного группового образа или представления, постепенно принимающего форму социального стереотипа;
-
имеет символическую форму;
-
требует специальных усилий со стороны носителя.
На построение и изменение имиджа требуется длительное время, нередко измеряемое годами.
Носитель имиджа называется его субъектом, прототипом или прообразом, потребитель имиджа — объектом или имиджевой аудиторией. Поскольку имидж одновременно определяется тремя составляющими — носителем, потребителем и особенностями их взаимодействия, — выделяют множество видов имиджа.
По субъекту различают три формы имиджа:
-
личный (имидж конкретного человека);
-
товарный (имидж товара или услуги);
-
групповой (организационный, корпоративный, национальный имидж).
По характеру взаимодействия различают два вида имиджа:
-
непосредственны и (формирующийся в процессе прямого взаимодействия человека с окружающими людьми, например имидж руководителя);
-
опосредованный (формирующийся заочно, без личного контакта прототипа с имиджевой аудиторией, например имидж политика).
По направленности и цели выделяют имиджи: публичный, профессионально-деловой, коммерческий, артистический, политический и т. д.
По характеру эмоционального воздействия на аудиторию говорят о позитивном (привлекательном) и негативном (отталкивающем) имидже.
По степени достижения цели субъекта различают эффективный и неэффективный имидж.
По охвату имиджевой аудитории — прицельно - точечный и массовый.
По соотношению индивидуальных особенностей и социальных требований выделяют:
-
конъюнктурный (подчиняющийся требованиям окружающей среды и ожиданиям имиджевой аудитории);
-
органичный (ориентированный на самоощущение и самовыражение);
-
сбалансированный (сочетающий обе тенденции).
Наконец, по степени самоконтроля имидж, бывает спонтанным или управляемым.
Очевидно, что каждый из нас в различных ситуациях и разных аудиториях может иметь одновременно несколько разных, подчас взаимоисключающих имиджей. Например, человек может слыть в своей семье стираном», па работе — «ценным сотрудником», а в кругу друзей — «надежным парнем».
При конструировании своего имиджа люди преследуют различные цели. По своему назначению имиджи можно разделить па три основные группы:
-
самовозвышающий — имидж, ориентированный на улучшение самоощущения;
-
самоутверждающий — имидж, ориентированный на повышение социального статуса и утверждение в социальной среде;
-
целевой — имидж, ориентированны и на достижение конкретных коммерческих и профессиональных целей.
Самовозвышающий имидж может быть также назван «имидж-комфорт». Это тот образ, который мы пытаемся создать, чтобы понравиться самим себе. Он управляется личными идеалами. Результатом эффективного имиджкомфорта является повышение самооценки и уверенности. Оттого, как мы выглядим в собственных глазах, существенно зависит наше настроение и даже физическое самочувствие.
Самоутверждающий (статусный) имидж ориентирован на особенности и стереотипы определенной социальной группы (класса). Он направляется стремлением утвердиться в обществе, занять в нем определенное место. В целом люди склонны идентифицировать себя с конкретной социальной группой и готовы делать все возможное и невозможное, чтобы соответствовать ее требованиям. Например, если какая-либо семья причисляет себя к среднему классу, она стремится реализовать связанные с ним стереотипы. Для такой семьи важно построить собственный дом за городом, купить импортную машину представительского класса, обучить ребенка за рубежом, освоить технику катания на горных лыжах или игры в теннис. Используя эти и другие атрибуты «среднего класса», конкретная семья станет ощущать свою устойчивую принадлежность к нему и начнет формировать соответствующее мнение у окружающих людей. Результатом самоутверждающего имиджа может быть как социальное продвижение (успех), так и принятие со стороны значимой социальной группы.
В большинстве случаев имидж создается в связи с конкретными деловыми или профессиональными целями. Например, харизматический имидж политика позволяет ему обойти конкурентов на выборах даже при объективно равных шансах, а «солидный» имидж торговой компании обеспечивает устойчивость уровня ее продаж или доходов в условиях высокой конкуренции.
Имиджи различаются по своей структуре. Структура предполагает наличие определенных свойств (качеств), степень их выраженности, их соподчинение по важности. Применительно к личному имиджу говорят о нескольких его ведущих компонентах. В приведенной ниже схеме они располагаются в направлении от внешних и изменчивых проявлений к внутренним стабильным качествам. Зерно публичного образа конкретного человека (группы) составляют ценности и идеи, которые он несет миру.
Структура личного имиджа:
Внешний облик (портретные характеристики):
-
физические данные (рост, фигура);
-
костюм (одежда, обувь, аксессуары);
-
прическа;
-
манера поведения и речи;
-
жесты;
-
взгляд и мимика;
-
особенности голоса;
-
запах. ,
Имиджевая символика:
-
имя;
-
личные символы (цвет, числа, герб, логотип, марка);
-
личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего
вида);
-
социальные символы или символы социального престижа (деньги,
положение в обществе, профессия, занимаемая должность, марка
машины, предпочитаемый вид спорта).
Социально-ролевые характеристики:
-
репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных достижениях и заслугах);
-
амплуа (разыгрываемая социальная роль);
-
легенда (история жизни человека, представленная в имидже);
-
миссия (социально важные цели, полезность для общества).
Индивидуально-личностные свойства:
-
профессиональноважные качества;
-
доминирующие индивидуальные характеристики;
-
стиль взаимоотношений с людьми;
-
пропагандируемые идеи;
-
базовые ценности.
В данной схеме представлены только те качества, которые мы можем наблюдать и осознавать. Скрытые свойства имиджа будут исследованы ниже. Но даже среди осознаваемых свойств можно выделить более очевидные — внешние признаки и более глубокие — смыслообразующие. Последние характеристики определяют суть имиджа.
На что мы воздействуем, управляя собственным имиджем? Мы пытаемся оказать влияние на впечатления людей, к которым относятся образные представления, мнения или мысли, чувства.
Иначе говоря, управление личным имиджем есть не что иное, как создание нужного впечатления о себе, желательного эффекта.
Управление имиджем — это управление впечатлениями.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов