logo search
Змановская Е

Ф. Шиллер

Ранее мы говорили преимущественно о желаниях. Но мотивирующие побуждения могут приобретать и другие формы. Попытки классифициро­вать и даже перечислить все мотивы человеческого поведения пока еще не привели к успеху. Признавая особую сложность данного вопроса, Абрахам Маслоу категорически заявлял о невозможности составить список влече­ний. В то же время психология оперирует несколькими десятками назва­ний и разновидностей мотивов.

Применительно к мотивации чаще всего используются три термина: влечения, потребности, желания. Четкие их определения отсутствуют. Например, Зигмунд Фрейд хотя и различал данные понятия, но применял каждое из них в разное время в разных значениях. Абрахам Маслоу, напро­тив, подчеркивал, что данные термины являются синонимами и выделя­ются, только в целях научного анализа мотивации. Тем не менее во многих языках существуют различные слова с различным значением для отраже­ния отдельных мотивационных феноменов. Мы провели собственное ис­следование с целью выявления и раскрытия наиболее часто употребляе­мых терминов, обозначающих различные формы мотивов. В результате был получен следующий перечень:

активности или деятельности;

Любые из перечисленных психических феноменов могут вызывать и поддерживать активность. Обычно мотивы переплетаются, сочетаются или конфликтуют друг с другом, определяя сложную и многообразную психи­ческую жизнь индивида. В рамках психоаналитического подхода рассматриваются различные виды мотивации, но «специфическими» для психо­анализа можно назвать такие, как влечения, желания и фантазий.

Абрахам Маслоу94 предложил иерархическую модель потребностей, ко­торая в настоящее время является одной из самых популярных. Анализ психологической литературы показывает, что теория Маслоу чаще других используется при оценке социальных феноменов, например в современ­ном менеджменте. Учитывая данное обстоятельство, а также первоначаль­ную принадлежность Абрахама Маслоу к психоанализу, попытаемся при­менить его учение к нашим целям.

Изучая «мотивы, побуждения, влечения или желания», Абрахам Мас­лоу использовал различные понятия как синонимы, отдавая предпочте­ние термину «потребности». Под потребностями он имел в виду «первич­ные цели» организма (у Маслоу термин «организм» часто заменяет понятие «личность»). Те потребности, «за которыми уже ничего не стоит», которые представляют «конечную цель», Абрахам Маслоу называл базовыми потреб­ностями. Базовые потребности имеют следующие особенности:

Абрахам Маслоу предложил знаменитую иерархию базовых потребнос­тей, состоящую из пяти уровней:

Отдельно выделяются базовые когнитивные потребности, предполага­ющие естественное стремление каждого человека знать, понимать, систе­матизировать, находить связи и смысл.

Базовые потребности — это комплексы желаний, «организованных иерархически в соответствии с относительным их преобладанием». Пер­востепенного удовлетворения, по мнению Абрахама Маслоу, требуют низ­шие — физиологические потребности, непосредственно связанные с теле­сными процессами и телесным удовольствием. Это потребности в еде, сне, сексе, активности, возбуждении и физиологическом комфорте. Если, на­пример, в организме недостает каких-либо веществ, человек может прояв­лять устойчивое желание есть продукты, содержащие данные вещества.

Если потребности первого уровня — физиологические — удовлетворе­ны, активизируются более сложные потребности — второго уровня. Абра­хам Маслоу называет их «потребности в безопасности». Это потребности в защищенности, стабильности, зависимости, защите, структуре, порядке, законе и ограничениях, силе покровителя.

Абрахам Маслоу подчеркивает, что фрустрация базовых потребностей, особенно в раннем детстве, может приводить к их невротическому иска­жению. Образно выражаясь, человек, не получивший чего-то в детстве, может гнаться за этим всю последующую жизнь. Тревога становится веду­щей характеристикой такой личности.

Если физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены в достаточной мере, актуализируется потребность в люб­ви, привязанности и принадлежности. Она проявляется, прежде всего, как стремление давать любовь (внимание, заботу, поддержку), и потребность получать ее. Большинство людей мотивируются любовью. Любовь и страх ее потерять существенно влияют на способность человека учитывать ин­тересы окружающих и выполнять определенные правила. Как уже отме­чалось выше, антисоциальные личности не ощущают такой внутренней потребности, создавая проблемы для себя и представляя угрозу для об­щества.

Бессознательное стремление к слиянию проявляется не только в потреб­ности в любви, но и в потребности в общности — принадлежности к соци­альной группе. Мы можем наблюдать различные «цивилизованные» фор­мы «стадного» поведения людей. Люди нуждаются в поддерживающей группе, они испытывают тоску по идентификации с харизматическими лидерами и групповыми ценностями. Они объединяются в дружеские ком­пании, партии, религиозные общины. Объединение в группы приводит к ощутимым изменениями мотивации. Например, группа повышает уровень уверенности и агрессивности, побуждает к борьбе с «чужими» и инакомыс­лящими, снижает критичность к собственному поведению. Данная моти­вация наглядно проявляется в экстремальном групповом поведении под­ростков.

Далее мы видим, что, если потребности первых трех уровней удовлет­воряются, начинают действовать потребности следующего уровня — по­требности в уважении. Абрахам Маслоу уточняет, что на эти потребности впервые обратил внимание Альфред Адлер. Первая подгруппа потребно­стей в уважении включает в себя силу, достижения, адекватность, мастер­ство и компетентность, уверенность, независимость и свободу. Ко второй подгруппе относятся репутация, престиж, известность, статус, превосход­ство, чувство собственного достоинства.

Мы видим, что «потребность в уважении и признании» имеет разнооб­разные формы. Если и она удовлетворяется, у человека появляется воз­можность понять свое предназначение — заняться тем, для чего он создан. Появляется желание реализовать себя, или потребность в самоактуализа­ции. Самоактуализация как способность присутствует у большинства лю­дей, по лишь у некоторых она действительно осуществляется. Такие люди самоактуализирующиеся личности — являются эталоном нормального развития и воплощением человеческой сущности.

Таким образом, в соответствии с теорией Абрахама Маслоу, основой мотивации человека является организация базовых потребностей в форме иерархии их значимости. Главный динамический принцип, приводящий в движение данную структуру, — свойственное здоровому человеку возник­новение менее насущных потребностей после удовлетворения более при­оритетных. Удовлетворение любой базовой потребности является шагом к здоровью. Напротив, фрустрация базовых потребностей вызывает невроз и патологию.

По мнению Абрахама Маслоу, остается неясным вопрос, является ли самоактуализация следствием удовлетворения всех предыдущих потреб­ностей, или, напротив, она сама вызывает состояние удовлетворенности.

При более тщательном анализе данной теории возникают некоторые вопросы. Принцип последовательного удовлетворения потребностей от низших к высшим как универсальный принцип работы мотивации вызы­вает определенные сомнения. Например, сильный страх (потребность вто­рого уровня), вопреки теории «самоактуализации», может нейтрализовать чувство голода (потребность первого уровня). Потребность в безопаснос­ти в ряде случаев выглядит не менее сильной, чем физиологические по­требности.

Мы также знаем многочисленные случаи фанатизма и аскетизма, когда люди, вдохновленные высокими идеями, отказываются от физиологичес­кого удовлетворения. Гипотеза Абрахама Маслоу о том, что потребности таких людей были сполна удовлетворены в детстве и юности, кажется недостаточно убедительной. Аналогично, случаи фрустрации базовых по­требностей, например пребывания в экстремальных условиях, свидетель­ствуют: голодание или угроза жизни не всегда и не у всех «выключают» по­требности более высокого уровня.

Теория Абрахама Маслоу, утверждающего, что удовлетворение потреб­ностей ведет к развитию и здоровью, противоречит тому факту, что именно фрустрация (в том числе базовых потребностей) в ряде случаев стимулирует личностное развитие и творчество. Люди нуждаются в преодолении труд­ностей. Одновременно возникает вопрос: может ли человек, испытываю­щий, например, материальные затруднения, быть самоактуализирующей­ся личностью? Из теории скорее следует, что нет.

Далее мы также можем заметить, что удовлетворение потребностей од­ного уровня не всегда вызывает актуализацию потребностей более высо­кого уровня. В русской художественной литературе мы находим примеры различных мотивационных коллизий. В романе Ивана Александровича Гон­чарова «Обломов» занимательно противопоставляются два характера — две жизненные философии. Илья Ильич Обломов — персонаж, чье имя стало нарицательно-ругательным в нашей культуре во многом из-за его удиви­тельной способности «ничего не делать». Лежа на диване, он радуется сво­ей «младенческой беззаботности» и отвергает суетность остального мира. Он видит чудный сон о потерянном рае — безмятежной жизни в мирном родительском уголке, где все желания маленького Илюши выполнялись сполна, с нежностью и любовью.

«Мотивационный» антипод Обломова — Андрей Иванович Штольц, напротив, был объектом довольно жесткого и «фрустрирующего» отцовс­кого воспитания. Повзрослев, он стал образцом деятельности и настойчи­вости в достижении цели. Штольц целостен, продуктивен, креативен — близок к идеалу самоактуализирующейся личности. По общему мнению современников романа, Штольц — «идеальный» герой, человек будущго, которого не знало русское общество XIX века.

На примере данной истории мы видим, что чрезмерное удовлетворение потребностей первых уровней в раннем детстве вполне может привести не к освобождению от них и самоактуализации, но к фиксации и регрессу. Действительно, если человеку хорошо, зачем ему отказываться оттого, что хорошо? Должно быть что-то, что будет «толкать» человека от одной по­требности к другой — наверх по мотивационной лестнице. Одним из не­достатков рассматриваемой теории является то, что Абрахам Маслоу не раскрывает механизм смены потребностей, а просто констатирует такую закономерность.

Удовлетворение и развитие возможны лишь на фоне определенного опыта фрустрации базовых потребностей. Фрустрация (лишение чего-либо) необходима, хотя она не должна превышать порог защитных сил личнос­ти, иными словами, она не должна быть травматичной. В то же время фру­страция просто должна быть и должна быть ощутима для личности.

Какой должна быть оптимальная фрустрация? Вопрос, на который пока нет однозначного ответа. В случае со Штольцом это была умеренная фру­страция, поскольку отец относился к Андрюше хотя и подчеркнуто требо­вательно (порой жестко), но терпеливо (читаем — уважительно). Если довести наше рассуждение до абсурда и представить фантастическую си­туацию одновременного удовлетворения всех базовых потребностей какой-либо группы людей, можно ли быть уверенным, что у всех появится стрем­ление к самоактуализации? Более вероятно, что только какая-то часть будет развиваться в данном направлении, следовательно, самоактуализация от­носится не к универсальной закономерности, а скорее к области индиви­дуальных различий.

Другой «трудный» вопрос — почему в ряде случаев, личность, удовлет­ворившая на определенном жизненном этапе все свои основные потреб­ности, испытывает не стремление к самоактуализации, а тяжелейшее состояние экзистенциального вакуума — опустошенности и бессмыслен­ности бытия, вплоть до суицидальных намерений?

Таким образом, гуманистическая теория Абрахама Маслоу скорее отра­жает одну из желаемых картин, чем действительное положение дел. Она требует множеств допущений. Например, в соответствии с данной теори­ей любой сотрудник фирмы не будет желать признания или принадлежно­сти к группе, пока не будут удовлетворены его потребности в рабочем ком­форте, питании и зарплате. Такое возможно только в самом крайнем случае, когда существует реальная угроза существованию сотрудника и его семьи.

В большинстве случаев обычный человек стремится удовлетворить одновре­менно потребности разного уровня, хотя и в разной степени. На практике работает правило — сколько людей, столько и иерархий потребностей. Яв­ляется ли самоактуализация базовой потребностью людей, если она воз­никает только на фоне удовлетворения остальных потребностей, а коли­чество самоактуализировавшихся личностей, по мнению автора теории, не превышает 8—12% от популяции?

В то же время теория Абрахама Маслоу приводит к конкретным чрез­вычайно полезным результатам: