Самоактуализирующаяся личность
Для описания мотивации самоактуализирующихся людей Абрахам Маслоу предложил термин «метапотребиости», имея в виду такие высшие мотивы, как, например, стремление к развитию, самореализации, истине и справедливости.
«Самоактуализация представляет собой внутреннее развитие того, что уже есть в организме или, точнее, что представляет собой организм. Самоактуализирующиеся люди полностью реализуют себя, делают, все, что в их силах, для реализации принципа «Будь самим собой». Это те люди, которые уже достигли или находятся в процессе достижения доступных им высот».
Для описания самоактуализирующейся личности Абрахам Маслоу провел специальное исследование, хотя и не отвечающее экспериментальным требованиям, но несомненно, заслуживающее нашего внимания. В поле зрения психолога оказались, во-первых, выдающиеся исторические личности, во-вторых, близкие знакомые люди, в-третьих, студенты колледжа.
В результате «холического» (целостного) анализа исследователь выделил ряд характеристик, присущих самоактуализирующейся личности. Вот ее обобщенный портрет:
-
точность восприятия и оценки окружающих событий, особо развитое чувство реальности в противоположность невротичному фантазированию;
-
принятие себя таким, какой ты есть, без переживания чрезмерного чувства стыда, вины, без защитного поведения, свобода от тревоги;
-
естественность поведении, спонтанность и простота, игнорирование малозначимых условностей и правил;
-
сосредоточенность на проблеме, задаче, жизненной цели, стремление принести пользу другим людям или всему человечеству;
-
склонность к уединению, некоторые отчужденность и хладнокровие в отношениях с окружающими;
-
относительная автономность и независимость, выраженная способность принимать самостоятельные решения (по мнению Абрахама Маслоу, только 5—30% от общей численности популяции принимают решения самостоятельно);
-
свежесть и восторженность восприятия, способность радоваться простым вещам, принимать жизнь как чудо;
-
способность к «пиковому переживанию» — всеохватывающему, близкому к мистическому чувству слияния со Вселенной, гармонии с окружающим миром, внутренней цельности, утраты собственного «Я» и расширения горизонтов;
-
чувство причастности к человечеству в целом, ощущение родства с другими людьми;
-
скромность, уважение к окружающим, терпимость и снисходительность к отдельным людям;
-
тесные отношения с очень узким кругом людей, свобода в межличностных отношениях, способность любить, быть любимым, испытывать яркое сексуальное удовольствие;
-
четкие внутренние стандарты и ценности, строгий внутренний этический кодекс;
-
склонность ценить сам процесс «делания» чего-либо;
-
развитое чувство юмора, преобладание философского юмора;
-
креативность в смысле изобретательности, оригинальности, интереса к новому и неизвестному, способности получать удовольствие от любого, даже самого обыденного дела;
-
сопротивление давлению культуры, внутреннее ощущение отстраненности от оценок и стереотипов, при этом — безусловное принятие наиболее важных социальных норм;
-
наличие слабостей, например вредных привычек;
-
единство противоположностей, например полное согласие желаний с доводами рассудка или сочетание эгоизма с альтруизмом.
Таковы характеристики самоактуализирующейся личности. Анализируя открытые Абрахамом Маслоу качества, трудно не примерить их к собственной персоне. Случаи совпадения дают истинное нарциссическое удовлетворение. Очевидно, что желание современного человека «самоактуализироваться» чрезвычайно велико. Оно настолько велико и актуально, что XXI век по праву можно считать веком самоактуализации.
Историю Европы вообще можно представить как последовательную смену доминирующих бессознательных нарциссических фантазий. Например, в Древнем мире, очевидно, доминировала фантазия о герое — любимце Богов. Такие герои, как Александр Македонский, уже при жизни получали статус Богочеловека. Средние века покрыты черным покрывалом религиозной идеи моральной чистоты. Ренессанс возвышен стремлением к интеллектуально-эстетическому совершенству. В Новое время первые позиции занял культ всесильного делового человека. XX век с его революционными потрясениями и смертоносными войнами промаршировал под знаменем героя, возвышающего свою нацию. Наконец, XXI век выдвинул новую идею «волшебного качества» в форме «самореализации».
Почему идея самоактуализации оказалась такой привлекательной для современной западной культуры? Во-первых, американское и европейское общества действительно приблизились к состоянию удовлетворения основных индивидуальных потребностей. Во-вторых? самоактуализация — красивая мечта об абсолютно здоровом индивиде, лишенном тревоги и заботы о хлебе насущном. Эта фантазия возвышает человека в глазах собственного требовательного Супер-Эго, одновременно предлагая достойную альтернативу бренному гедонистическому существованию. Идея самоактуализации идеально удовлетворяет нарциссические потребности людей, на наш взгляд доминирующие в современной индивидуалистически ориентированной западной культуре.
Суть нашей гипотезы заключается в том, что самоактуализация не является базовой или самостоятельной потребностью. Данная тенденция действительно возникает на фоне относительного удовлетворения жизненных потребностей. Она имеет все общие свойства потребностей, но качественно отличается от них. Психологический смысл самоактуализации заключается в поиске новых позитивных потребностей, выходящих за рамки личного удовлетворения — за пределы своей личности. При этом личность начинает функционировать в принципиально ином трансцендентном контексте — общечеловеческих смыслов.
Различные слои населения имеют разные возможности для появления метапотребностей. (Но это не означает, что люди с жизненными или финансовыми проблемами лишены такой способности.) На примере постсоветского общества можно выделить несколько социальных групп, теоретически наиболее «склонных» к самоактуализации.
Во-первых, это сформировавшийся класс состоятельных людей, а именно та его прослойка, которую можно назвать «безработные богачи». Это люди, чье финансовое положение освобождает их не только от насущных забот, но даже от самой необходимости работать. Что испытывает человек, которому не нужно зарабатывать себе на жизнь? Несомненно, он будет озабочен поиском внутренних, мотиваторов — новых смыслов, целей, занятий, переживаний. Гипотетически, при достаточном интеллектуальном и духовном развитии у него должны актуализироваться метапотребности. Среди них — оставить свой след в истории, служить человечеству, делать открытия, создавать нечто грандиозное и оригинальное, испытывать новые неизвестные чувства.
Вторую социальную группу с актуализированными метапотребностями можно условно обозначить как «президентские жены». Это действительно жены президентов или других высокопоставленных государственных деятелей, которые освобождаются от обычных обязанностей и принимают на себя миссионерские роли. Нередко это жены просто состоятельных людей. «Освобожденные» женщины активно занимаются саморазвитием, благотворительностью или творческой деятельностью. Они входят в историю, служа людям. У всех на слуху имена таких выдающихся «первых леди», как Эва Перон, Раиса Горбачева, Иоланда Квасневская.
Третью группу склонных к самореализации личностей можно назвать орефлексирующей интеллигенцией». Это те представители интеллектуально развитой части населения, которые имеют достаточно высокий социальный статус, чтобы быть свободными от мыслей о «хлебе насущном». Представители данной группы знакомы с гуманистическими теориями и сознательно стремятся к самоактуализации. Прежде всего, они пытаются реализовать себя в процессе профессионального творчества, но также — в общественной и писательской деятельности.
Возможны и другие метаморфозы самоактуализации. В целом самоактуализация как новое проявление старой бессознательной фантазии о божественном совершенстве человека находит все больше поклонников и принимает все новые формы.
На примере теории самоактуализации Абрахама Маслоу мы смогли убедиться в том, что за осознаваемыми потребностями закономерно скрываются их бессознательные двойники. Понять собственные неосознаваемые потребности трудно, а в ряде случаев просто невозможно (без психоаналитика здесь явно не обойтись!). Однако вполне реально научиться анализировать скрытые мотивы поведения людей, которых мы достаточно хорошо знаем. Для начала необходимо проделать парадоксальную работу — выделить и осознать те человеческие мотивы, которые мы обычно не осознаем.
- Оглавление
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Глава 1. Введение в психоанализ ........................................................…………11
- Толкование сновидений....................................................................................……17
- Глава 2. Психоанализ общества .........................................................…...51
- Часть 2 прикладной психоанализ
- Глава 1. Психоанализ больших и малых групп ........................….133
- Глава 2. Мотивационный анализ ...............................................……….185
- Глава 3. Психодинамическая имиджелогия ...............…………….229
- Глава 4. Психоаналитические идеи в рекламе...........……………280
- Предисловие
- Часть 1 психоаналитическая теория
- Софокл. Царь Эдип
- Толкование сновидений
- З. Фрэйд
- Влечения и их судьба
- З. Фрейд
- З. Фрейд
- Теория нарциссизма
- З. Фрейд
- Объектные отношения
- Глава 2 психоанализ общества зигмунд фрейд о происхождении культуры и религии
- Эдипов комплекс в истории дикаря, ребенка и невротика
- З. Фрейд
- Массовая психология
- Культура против влечений
- Психоанализ литературы и искусства
- Агрессия и стремление к превосходству в творчестве альфреда адлера
- А. Адлер
- Коллективное бессознательное карла юнга
- Путь героя. Otto pahk
- Психоанализ, марксизм и вильгельм райх
- В. Райх
- Социальный психоанализ гарри салливана и эриха фромма
- Г. Салливан
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- Э. Эриксон
- Часть 2
- Глава 1________
- Бессознательная душа группы
- Феномен групповой культуры
- Д. Мацумото
- Организационная культура
- У. Шекспир
- Маскулинность — феминность культуры
- Сила власти
- Преобладающие психологические защиты
- Организационная идентичность
- Степень соответствия групповой культуры культуре участников группы
- Э, Фромм
- Харизматическое лидерство
- Н. Энкельманн
- Т. Карлейля
- Глава 2 мотивационный анализ метаморфозы межличностного взаимодействия
- Секс и эротика
- Любовь начинается с удивления.
- Детско-родительские отношения
- Взаимная адаптация и партнерство
- Лидерство и руководство
- Анализ мотивов
- Ф. Ницше
- Виды мотивов
- Ф. Шиллер
- Самоактуализирующаяся личность
- Скрытые мотивы поведения людей
- Д. Д. Эйзенхауэр
- Сила и бессилие
- Д. Винникот
- Д. Майерс
- Закономерности восприятия человека человеком
- Н. Заболоцкий
- Психодинамика имиджа
- Имиджевая символика
- К. Шанель
- Я. Бене
- Г. Клар
- Г. Клар
- Язык телодвижений
- Ф. Шиллер
- Вольтер
- Мифологизация имиджа
- Глава 4
- М. Маклюэн
- Д. Огилви
- Технологии глубинного рекламного воздействия
- И. Викентьев
- Соблазнение
- Увещевание
- Снятие сопротивления рекламе
- «Защита сверху»
- Символическая наполненность рекламных образов
- М. Сонье
- Глубинный смысл древних графических символов:
- Ж. Сегал
- Ритуалы — крылья власти. Восточная мудрость
- Будущее рекламной иллюзии
- Заключение
- Словарь символов