logo search
Змановская Е

Самоактуализирующаяся личность

Для описания мотивации самоактуализирующихся людей Абрахам Мас­лоу предложил термин «метапотребиости», имея в виду такие высшие мо­тивы, как, например, стремление к развитию, самореализации, истине и справедливости.

«Самоактуализация представляет собой внутреннее развитие того, что уже есть в организме или, точнее, что представляет собой организм. Самоактуализиру­ющиеся люди полностью реализуют себя, делают, все, что в их силах, для реализации принципа «Будь самим собой». Это те люди, которые уже достигли или находятся в процессе достижения доступных им высот».

Для описания самоактуализирующейся личности Абрахам Маслоу про­вел специальное исследование, хотя и не отвечающее экспериментальным требованиям, но несомненно, заслуживающее нашего внимания. В поле зрения психолога оказались, во-первых, выдающиеся исторические лич­ности, во-вторых, близкие знакомые люди, в-третьих, студенты колледжа.

В результате «холического» (целостного) анализа исследователь выде­лил ряд характеристик, присущих самоактуализирующейся личности. Вот ее обобщенный портрет:

Таковы характеристики самоактуализирующейся личности. Анализируя открытые Абрахамом Маслоу качества, трудно не примерить их к собствен­ной персоне. Случаи совпадения дают истинное нарциссическое удовлет­ворение. Очевидно, что желание современного человека «самоактуализироваться» чрезвычайно велико. Оно настолько велико и актуально, что XXI век по праву можно считать веком самоактуализации.

Историю Европы вообще можно представить как последовательную смену доминирующих бессознательных нарциссических фантазий. Напри­мер, в Древнем мире, очевидно, доминировала фантазия о герое — любимце Богов. Такие герои, как Александр Македонский, уже при жизни получа­ли статус Богочеловека. Средние века покрыты черным покрывалом рели­гиозной идеи моральной чистоты. Ренессанс возвышен стремлением к интеллектуально-эстетическому совершенству. В Новое время первые по­зиции занял культ всесильного делового человека. XX век с его революци­онными потрясениями и смертоносными войнами промаршировал под знаменем героя, возвышающего свою нацию. Наконец, XXI век выдвинул новую идею «волшебного качества» в форме «самореализации».

Почему идея самоактуализации оказалась такой привлекательной для со­временной западной культуры? Во-первых, американское и европейское общества действительно приблизились к состоянию удовлетворения ос­новных индивидуальных потребностей. Во-вторых? самоактуализация — красивая мечта об абсолютно здоровом индивиде, лишенном тревоги и забо­ты о хлебе насущном. Эта фантазия возвышает человека в глазах собствен­ного требовательного Супер-Эго, одновременно предлагая достойную альтернативу бренному гедонистическому существованию. Идея самоак­туализации идеально удовлетворяет нарциссические потребности людей, на наш взгляд доминирующие в современной индивидуалистически ори­ентированной западной культуре.

Суть нашей гипотезы заключается в том, что самоактуализация не яв­ляется базовой или самостоятельной потребностью. Данная тенденция действительно возникает на фоне относительного удовлетворения жизнен­ных потребностей. Она имеет все общие свойства потребностей, но каче­ственно отличается от них. Психологический смысл самоактуализации зак­лючается в поиске новых позитивных потребностей, выходящих за рамки личного удовлетворения — за пределы своей личности. При этом личность начинает функционировать в принципиально ином трансцендентном кон­тексте — общечеловеческих смыслов.

Различные слои населения имеют разные возможности для появления метапотребностей. (Но это не означает, что люди с жизненными или фи­нансовыми проблемами лишены такой способности.) На примере постсоветского общества можно выделить несколько социальных групп, теоре­тически наиболее «склонных» к самоактуализации.

Во-первых, это сформировавшийся класс состоятельных людей, а именно та его прослойка, которую можно назвать «безработные богачи». Это люди, чье финансовое положение освобождает их не только от насущных забот, но даже от самой необходимости работать. Что испытывает человек, которому не нужно зарабатывать себе на жизнь? Несомненно, он будет озабочен поиском внутренних, мотиваторов — новых смыслов, целей, занятий, переживаний. Гипотетически, при достаточном интеллектуальном и духовном развитии у него должны актуализироваться метапотребности. Среди них — оставить свой след в истории, служить человечеству, делать открытия, создавать нечто грандиозное и оригинальное, испытывать новые неизвестные чувства.

Вторую социальную группу с актуализированными метапотребностями можно условно обозначить как «президентские жены». Это действительно жены президентов или других высокопоставленных государственных деятелей, которые освобождаются от обычных обязанностей и принимают на себя миссионерские роли. Нередко это жены просто состоятельных людей. «Освобожденные» женщины активно занимаются саморазвитием, бла­готворительностью или творческой деятельностью. Они входят в историю, служа людям. У всех на слуху имена таких выдающихся «первых леди», как Эва Перон, Раиса Горбачева, Иоланда Квасневская.

Третью группу склонных к самореализации личностей можно назвать орефлексирующей интеллигенцией». Это те представители интеллектуально развитой части населения, которые имеют достаточно высокий социальный статус, чтобы быть свободными от мыслей о «хлебе насущном». Предста­вители данной группы знакомы с гуманистическими теориями и созна­тельно стремятся к самоактуализации. Прежде всего, они пытаются реа­лизовать себя в процессе профессионального творчества, но также — в общественной и писательской деятельности.

Возможны и другие метаморфозы самоактуализации. В целом самоак­туализация как новое проявление старой бессознательной фантазии о бо­жественном совершенстве человека находит все больше поклонников и при­нимает все новые формы.

На примере теории самоактуализации Абрахама Маслоу мы смогли убе­диться в том, что за осознаваемыми потребностями закономерно скрыва­ются их бессознательные двойники. Понять собственные неосознаваемые потребности трудно, а в ряде случаев просто невозможно (без психоанали­тика здесь явно не обойтись!). Однако вполне реально научиться анализи­ровать скрытые мотивы поведения людей, которых мы достаточно хорошо знаем. Для начала необходимо проделать парадоксальную работу — выде­лить и осознать те человеческие мотивы, которые мы обычно не осознаем.