logo search
Змановская Е

Организационная идентичность

Организационная идентичности является одной из наиболее значимых характеристик. В случае сформированной групповой идентичности люди идентифицируют себя с организационными ценностями и друг с другом.

Это означает, что члены организации:

Групповая идентичность формируется в процессе совместной деятель­ности, которая делает людей зависимыми друг от друга. Она укрепляется благодаря целенаправленным действиям руководства по осознанию сотруд­никами организационных целей и ценностей, приобщению к истории орга­низации и ее традициям.

Человек ощущает себя частью общего дела пропорционально собствен­ной активности. Поэтому особое значение для членов организации приобретают групповая оценка и признание их заслуг. Так, наиболее при­знанные члены группы имеют хорошо сформированную групповую иден­тичность, а аутсайдеры ощущают себя «иными» и «лишними». Публич­ное признание личного вклада каждого отдельного сотрудника является одним из наиболее эффективных приемов формирования групповой идентичности. В связи с этим в Японии, например, принята специаль­ная процедура «ринжи». Суть ее заключается в том, что перед принятием управленческого решения выслушиваются мнения каждого сотрудника независимо от ранга, чьи интересы могут быть так или иначе затронуты. Предложения, не получившие общего одобрения; отклоняются. Подоб­ные процедуры дают сотрудникам ценное ощущение включенности в жизнь организации.

В то же время нельзя игнорировать то обстоятельство, что чувство груп­пового единства может иметь и негативные последствия. Слияние людей порождает феномен «группового единообразия», при котором групповые стереотипы начинают явно доминировать, а индивидуальные мнения ни­велируются. Такая группа при определенных условиях может перерасти в массобразование, ощущающее себя сверхсильным и неуязвимым организ­мом, противостоящим целям организации.