Тема: Личность
Цель: познакомиться с понятием о личности, о самосознании личности; сформировать понятие о социализации личности; отследить влияние личности пациента на возникновение и течение болезни.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие о личности;
- структуру личности;
- понятие о социализации, воспитании и самовоспитании личности;
- влияние личности пациента на возникновение и течение болезни;
уметь:
- различать биологическое и социальное в психическом развитии личности;
- соотносить понятия: личность, индивид, индивидуальность;
- пользоваться личностными тестовыми методиками.
Информационный материал:
Личность – системное качество индивида, приобретаемое в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений.
Индивид – человек как представитель homo sapiens с совокупностью природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств.
В момент рождения человек еще не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Человеческое общество, чтобы существовать, должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем таких, которые способны поддержать его устойчивость и развитие. Человек становится личностью в зависимости от качества и масштабов тех ценностей и требований, которые он усваивает, включаясь в общество.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В отечественной психологии наиболее распространена структура личности, разработанная К.К.Платоновым.
Социально обусловленные Биологически обусловленные
подструктуры подструктуры
Направленность воспитание
(потребности, интересы,
идеалы, убеждения)
Опыт (знания, умения, обучение
навыки)
Формы отражения (особенности
познавательных процессов,
особенности эмоцион. процессов)
Биологические свойства
(темперамент, пол, возраст)
Характер и способности складываются из всех элементов подструктур личности и как бы опосредуют их взаимодействие. Все рассмотренные подструктуры тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и всегда проявляются в комплексе.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, составляющим ее своеобразие, т.е. индивидуальность. Поскольку нет двух людей с одинаковым сочетанием особенностей, постольку личность неповторима в своей индивидуальности.
Поэтому понятие «индивид» представляет собой определение биогенетической основы личности, а понятие «индивидуальность» характеризует многосторонность личностных качеств и свойств.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173