Тема: Групповая психология
Занятие 1. Понятие группы. Малая группа и ее структура.
Цель: сформировать понятие о группе, о видах и существенных признаках групп.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- виды и существенные признаки группы
- процессы группового давления. Группового сплочения. Принятия группового решения
- понятие о групповых нормах и санкциях
- понятие конформности (внешней и внутренней),факторы, влияющие на конформность);
уметь:
- показать различное положение человека в системе межличностных взаимоотношений
- проводить психологический анализ структуры малой группы, на примере учебной группы
- проводить социометрию как методику, выявляющую статусную иерархию членов малой группы.
Информационный материал:
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая в социальное целое на основе определенных признаков.
Наиболее существенные признаки: 1) продолжительность существования; 2) наличие общей цели; 3) взаимодействие членов группы; 4) наличие групповой структуры; 5) осознание входящими в группу людьми своего членства.
Социальная психология опирается на социологическую типологию групп, однако в центре внимания находятся прежде всего группы:
реальные – ограниченные в размерах общности, существующие в общем пространстве и времени, объединенные реальными взаимоотношениями (школьный класс, студенческая группа, семья и т.п.);
естественные – в силу разнообразных причин возникающие естественно в отличие от лабораторных, созданных социально для исследования отдельных проблем;
малые – немногочисленные по составу, члены которых объединены общей целью и находятся в непосредственном общении, что является основной для возникновения эмоциональных отношений.
Основные параметры малой группы
1) композиция (или ее состав) – численность, возраст и пол, национальность, род занятий членов группы;
2) структура – функции, выполняемые членами группы, а также система межличностных отношений. Выделяют структуры предпочтений, власти и коммуникаций.
3) групповые процессы – развитие сплочения, групповое давление, выработка групповых решений.
Структура малой группы
1. Структура предпочтений или социометрическая выделяет статусную иерархию в группе. Статус – положение человека в системе межличностных отношений. В системе межличностных предпочтений и отвержений выделяются следующие статусы:
- «звезды» – наиболее предпочитаемые члены, не имеющие отвержений;
- высоко-, средне- и низкостатусные – преобладание предпочтений над отвержениями;
- изолированные – не имеют ни предпочтений, ни отвержений;
- пренебрегаемые – отвержения преобладают над предпочтениями;
- отверженные – имеют только отвержения.
Кроме статусной иерархии социометрическая структура рассматривает взаимность предпочтений и отвержений, наличие устойчивых групп по этим признакам, их устойчивость.
2. Структура власти выявляет взаиморасположение членов группы в зависимости от способности оказывать в группе влияние. Власть в группе реализуется в формах лидерства и руководства.
Лидерство – чисто групповое явление, лидер выдвигается только внутри группы спонтанно как психологическое влияние одного человека, он олицетворяет предпочитаемую в группе систему норм и ценностей, является их носителем и выразителем в конкретной ситуации. Его влияние осуществляется через групповые нормы и санкции.
Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых конкретной группой и регулирующих поведение членов, их взаимодействие и общение.
Групповые санкции – средства контроля за поведением членов группы. Различают позитивные санкции – поощрения за одобряемые группой действия, и негативные – наказания за негативные действия. Квалификация поведения зависит от принятых в группе норм.
Руководство – влияние зафиксированной природы, представляющее собой власть более широкой социальной группы через одного из членов малой группы. Руководитель назначается из вне официально, наделяется официальными правами и обязанностями и системой санкций.
3. Структура коммуникаций – совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой.
При анализе информационных связей используют понятие «коммуникативная сеть» и выделяют 2 типа:
- централизованная – один из членов группы находится в центре информационного потока и играет основную роль в обмене информацией;
- децентрализованная – коммуникативное равенство всех членов группы.
Как правило, к анализу коммуникативной структуры прибегают при неэффективном общении в группе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173